BLOOMSDAY - Когда мы, мертвые, проснемся

Jun 16, 2011 16:06



"четверговое дитя далеко пойдет шутя" - Джеймс Джойс действительно родился в четверг 2 февраля 1882 года, но настоящие поминки по Джойсу, то бишь поминания о нем его ценители празднуют сегодня в Bloomsday, 16 июня. И есть что праздновать.  Джойс начал и закрыл XX век. Найдется ли кто-то в  XXI, кто переплюнет его? Его духовной иррадиации не избежали даже те, кто не читал "Улисса". А читать нам его «позволии» не так давно: с 67-летним опозданием к нам пришел полный "Улисс", о котором в мире написано в тысячу раз больше, чем сам роман.
Как однажды Киркегор, Джойс в стремлении завоевать публику, осознает бесплодность ориентации на "массы" и на "сейчас". Этот же постулат нам потом повторит Питер Гринуэй.
Высшим  достижением  Джойса явилось  искусство углубленного размышления, симфония идей. Джойс стал первым экзистенциальным художником-ассенизатором по очистке сознания - освобождению его от рационально-идеологических наслоений цивилизации, не отражающим существование, а пишущим с листа, с подкорки, флюидами мыслей. Именно после него то, что было приемом у Достоевского и Толстого, стало самостоятельным жанром. Сегодня лучшая литература - живописание жизни сознания.

Ночь началась не сегодня - она была всегда.
Унаследовав традицию искусства абсурда  и боли, Джойс понял: мир не одряхлел - дряблость его извечное  состояние.  Разложение - изначальное, постоянное, не подверженное переменам свойство человечества. Посреди  смерти мы пребываем  в жизни.  Мир как  хаос, балаган, фарс, бордель,  бестиарий, бойня. История как необозримая  панорама бессмысленности  и анархии. Человек как непредсказуемость и неопределенность.  Как  все художники  абсурда  и  боли,  Джойс  не  отрицал гуманизм,  он отвергал ложь как антигуманность, и уходил в нонсенс. Ибо жизнь есть разновидность нонсенса - идея, так остро прочувствованная Джойсом.
Жизнь становилась  игрой, партией в шахматы с Богом, где правила  не работают, а цели множатся как кролики Фибоначи, и потом тебя с головой накрывает нонсенс, абсурд,  пути выбраться из него нет, а выжить в нем помогут Алиса и Блум - терапия  против жизни  или жизнь под наркозом Доджсона и Джойса.

От "Когда мы, мертвые, проснемся" - до "Finnegans Wake"
Характерно, что свою первую статью Джойс посвятил пьесе любимого писателя Ибсена «Когда мы мертвые проснемся», а его последняя книга «Finnegans Wake» в дословном переводе «финнеганово пробуждение»,  «финнегановы поминки», в крайнем случае «поминки финнегана», но уж никак не «поминки по Финнегану» (об этой важной неточности перевода подробно пишет в своей замечательной книге о Джойсе Умберто Эко «Поэтики Джойса» ), так вот от «призыва к пробуждению» до самого «пробуждения» прошла эпоха, Work in Progress (начиная с 1924 года, отрывки из Finnegans Wake публиковались в различных журналах под этим заголовком) - трудная эпоха Джойса, а «позади у него лежало великое будущее» (James Joyce).

bloomsday, Джойс, 2. ЗАЗЕРКАЛЬЕ – по ту сторону рацио

Previous post Next post
Up