«Ветер крепчает», Прощание Хаяо Миядзаки

Oct 16, 2014 10:27

Оригинал взят у margopa в «Ветер крепчает», Хаяо Миядзаки
В этом фильме,  не случайно представленном на международной сцене, маэстро Миядзаки прощается.Уйти вовремя - поступок, требующий мужества. Жизнь великих в этой стране поделена не просто на творческие периоды - на жизненные периоды, которые выражаются в конкретной творческой манере и часто связаны с определенным местом. Меняется философия - меняется весь антураж и жизненный стиль. Смена парадигмы, а не декораций.

image Click to view



"Прощальный фильм Хаяо Миядзаки «Ветер крепчает», показанный на 70-м Венецианском кинофестивале в 2013 году, раскритиковали, Оскар за фильм в 2014-м не вручили.
Наверное, кто-то так и спросил: "А где Радость, к которой все привыкли, где Надежда?"
Потому что фильм получился очень взрослым и очень грустным.
Мне напомнил "Могилу светлячков"  Исао Такахаты и одновременно все любимые фильмы Миядзаки. Нет волшебства и романтического максимализма, но есть светлая печаль по исполнившейся мечте.
Наверное, такой и должна быть лебединая песня маэстро.
Документальный рассказ о жизни японского конструктора Дзиро Хорикоси, создавшего самый быстрый и маневренный самолёт Второй мировой войны «А6М Зеро».
Мне казалось, что в этом фильме вся биография Миядзаки: его полёты, его мечты и сны, неизменно побеждающие реальность.
Даже герой Дзиро внешне похож на него. В фильме, как и в студии "Гибли", двое друзей: один создаёт бомбардировщики (образ Такахаты с его тяжелыми фильмами), а другой - истребители (лёгкие и пронзительные, светлые и волшебные фильмы Миядзаки).



Это фильм о том, какую цену платит художник, чтобы мечты воплотились в реальность: ни один самолёт не вернулся из боя, любимая жена и муза умерла. Таков путь художника.
"В целом у художника есть 10 лет, и нужно успеть за эти годы создать всё самое лучшее; всё, что сможешь", - звучит в картине.
Задумалась, что не считая лет становления, да, 10 - так оно и есть, дальше силы покидают. Не говорю сейчас о тех, кто вечно клонирует одну и ту же мысль с разных ракурсов, и, как престарелый артист, всё никак не может уйти со сцены, эксплуатируя завоёванное имя, говорю о настоящих художниках, как Миядзаки, которые в каждой своей картине дают людям нечто новое, более совершенное, отличное от себя прошлого.
Лейтмотивом фильма становится цитата из стихотворения Поля Валери Le cimitièremarin (Кладбище у моря): Крепчает ветер! Значит - жить сначала!
В "Ветре" воплощаются все самые гениальные сцены и живопись Миядзаки, этот фильм и сочетание его предыдущих фильмов, их итог и финал, но в то же время нечто иное, это уже другой Миядзаки - таким откровенным он уже никогда не будет, потому что "Ветер" - это прощание. Завещание Мастера.
Смысл любого искусства, "дела всей жизни" - в преемственности, каждая настоящая мечта зажигает тысячи новых звёзд.  И ради этого стоит творить, мечтать, терять - и обретать, продолжаясь в новых поколениях.
По-моему, невозможно было снять более обнадёживающий и окрыляющий фильм."

мультфильмы, Миядзаки

Previous post Next post
Up