http://www.kp.ru/daily/25637.5/802146/ В Самаре есть знаменитый сталинский бункер. Его совершенно незаметно для всех построили всего за несколько недель прямо внутри двора жилого дома. Бункер был способен выдержать прямое попадание самой мощной на тот момент бомбы. Хотя Сталин в нем ни разу не был, там было все оборудовано по его аскетичному вкусу. И сейчас там интересный музей, можно, например, на стене прочитать известную телеграмму на Куйбышевский авиазавод:
«Вы подвели нашу страну и нашу Красную Армию. Вы не изволите до сих пор выпускать ИЛ-2. Самолеты ИЛ-2 нужны нашей Красной Армии теперь как воздух, как хлеб... Если 18 завод думает отбрехнуться от страны, давая по одному ИЛ-2 в день, то жестоко ошибается и понесет за это кару... Предупреждаю последний раз. СТАЛИН».
- А вот тут как раз... Как вы относитесь к тому, что Сталина даже называют гениальным менеджером, а не только гениальным Верховным главнокомандующим?
- Когда одни говорят, что победы были вопреки Сталину, а другие - что благодаря Сталину, не правы ни те ни другие. Все гораздо сложнее. Мы должны понимать, что условия, в которых работал так называемый гениальный менеджер, были уникальны: страна закрытая, никто не мог уехать. Мотивация была простой: либо ты решишь поставленную задачу, либо сгниешь в ГУЛАГе. Руководство Куйбышевского авиазавода прекрасно понимало, что означает «предупреждаю последний раз».
Таких условий нет у современных менеджеров, так что глупо сравнивать яблоки с помидорами. Но это не отрицает другого - умения подбирать людей, эффективности исполнителей той эпохи. Вот в чем дело. Ведь как жалуются современные начальники: пугай сотрудника хоть расстрелом, хоть четвертованием, делай ему зарплату хоть в два, хоть в три раза больше, хоть вообще не плати - он просто не способен решить проблему. Не умеет, не напрягается. Ну не может, и все...
А тогда могли! Вот что должно вызывать сегодня наше восхищение. То, как наши люди добивались результата в абсолютно экстремальных условиях. В том числе Куйбышевский авиастроительный смог это сделать! Буквально через месяц с небольшим завод выпускал 7 (семь!) легендарных штурмовиков Ил-2 в день.