Идна-батыр, Соловьёв и Калинов мост... Новейшая псевдоистория Удмуртии

Apr 13, 2017 20:50


- Он казался простым мужиком, а оказалось, что у него все родственники и дети обеспеченные люди...
Из совершенно бессмысленного диалога ижевских уборщицы и вахтерши.

Как ни странно, но Соловьёв каким-то образом повторил участь мифических архетипов Прикамья. Мало кто знает и еще меньше тех, кто помнит, что все самые роковые события для большинства батыров этого региона, причем события с летальным исходом, происходили именно на мостах. Что это - удивительное стечение обстоятельств или выбор? Сказать трудно, но совпадения поражают.



Мост - это вообще опасное и сакральное место в фольклоре древних обитателей средней полосы России и предуралья, независимо от этнической принадлежности. Будь-то славяне, будь-то финно-угры. Именно в районе их локализации происходили все необычные события, насилие и оскорбительные диалоги. Там же спотыкалися и кони батыров... Но обо всём по порядку о предательстве, недопонимании и политических страстях.

Идна-батыр самый знаменитый из вотских героев дондынского роду как-то раз поехал то ли на войну, то ли в гости, то ли на выборы. Все его кони по-умному упёрлись перед мостом, категорически отказавшись взбираться на него. И, видимо, не зря. Мост, то ли в силу концессии, то ли потому что оппозиционные Идне-батыру знакомые подпилили его, но рухнул. А подставила его, видимо по недоумению, пегая лошадь, единственная из всех безмятежно она полезла на мост. "Пегая лошадь лишь на безлошадье лошадь" - эти последние слова батыра актуальны до сих пор, но про российский автопром.

С Ядыгаром-батыром, еще одним героем удмуртского эпоса, случилась почти аналогичная история. Его подвела всё таже пегая лошадь и "молодая" жена. Гнусные недруги устроили ему засаду, подпилив мостовые стропила. Он послал шифровку жене, причем "молодой", а не старой и умной, что мол вышли мне срочно пирог. Старая и умная жена поняла бы, что речь идет мече, который надо было запечь в еду а и всё было бы хорошо. Или плохо - в зависимости от трактовки исторических событий. Кстати, так называемая, "молодая" жена - это очень интересный персонаж, но об этом чуть позже.

Итак, шифровка попала в руки "молодой жены" батыра, которая слово "пирог" поняла буквально "нянь" и отправила супругу хлебобулочное изделие без всякой стальной начинки. Таким образом, Ядыгар-батыр оказался перед лицом своих далеко таки нетоварищей, с мучным изделием в руках и, соответственно, пал жертвой глупости своей "молодой" дамы сердца...
Вообще у меня эта история ассоциируется со славянскими сказками про Чудо-Юдо или Горыныча и Калинов мост, где у него произошел бой с русскоязычным Святогором... Заметьте совпадает всё до мелочей с финно-угорской версией событий: мост, повод - украденая Чудом-Юдом или Горынычем дама, и отказ коней пользоваться концессионным соглашением. Известная фраза Чудо-Юда или Горыныча, произнесенная им на перед злополучным мостом:

- Ах ты, волчья сыть да травяной мешок,
Уж ты что, собака, спотыкаешься?
Ты идти не мошь аль везти не хошь?
Смотрите, Юдо-Ядыгар или Горыныч-Ядыгар - вполне созвучны. Тогда его, так называемая, "молодая" жена, - это как раз таки "украденная" им подруга Святогора. И в этом случае она не тупо ступила, подсунув батыру хлеб без меча вместо хлеба с мечом, а хладнокровно подставила его.

При этом, хотя мы все и знаем, что Святогор ополчился на Горыныча-Юдо, а в нашей интерпретации Ядыгар-батыра, из-за дамы, но формально он сослался на то, что Юдо регулярно разорял деревни и села. Видимо секвистировал им бюджет. И хотя в те времена все этим занимались, как, впрочем многие и сейчас, Святогор пошёл выпрямлять вертикаль, причем прямо на мосту... Кстати, и сегодня женщин вокруг алнашского батыра было много.

Тем самым, I put forward an idea (тут типа я британский ученый), что финно-угорские сказы про батыров на мосту и древнерусская былина про Калинов мост и Горыныча - это две разные трактовки одной и той же истории. Кстати, "меч в пироге" некоторыми историками трактуется как технология повышения содержания углерода в стали, которая применялась при изготовлении оружия Ядыгара.

Мука выступала как аналог "алмазной" пыли, применяемой для изготовления японской катаны или древесного угля в традиции получения "дамаска". Тогда и "калинов" мост получает новое звучание, ибо возводится некоторым историками к слову "калить", то есть нагревать металл докрасна или добела, а мы пришли к началу истории железоделательного завода в Ижевске.
Вот и Соловьёв, позиционирующийся как батыр и черный берет, как ни странно, споткнулся на всё том же Калиновом мосту, который оказался камским. Как это так совпало никто не знает. Но история повторилась... А точнее псевдоистория, как все понимают, основанная на слухах, сказках и подслушанных разговоров, и придуманная мной самим...

Картинка в полную величину отсюда.

юмор

Previous post Next post
Up