Синтетический анализ информации МИД о задачах польской внешней политики в 2016 г. (часть 4)
Фото К. Бялоскурского. Источник изображения sejm.pl (Канцелярия Сейма РП)
Польский текст статьи «
Analiza syntetyczna informacji MSZ o zadaniach polskiej polityki zagranicznej w 2016 r.» опубликован 31 января 2016 г. на интернет-портале
obserwatorpolityczny.pl. Автор статьи - КРАКАУЭР (KRAKAUER). Перевод
vladkharitonov. В данной теме публикуется последняя, четвертая часть анализа.
Первая часть была опубликована в моей записи (теме) от 3 февраля 2016 г.
Вторая часть вышла 8 февраля 2016 г.
Третья часть опубликована 11 февраля 2016 г..
"Полонийная политика будет реализовываться не только для полонии, но, прежде всего, с участим полонии. Мы будем развивать сеть Полонийных Консультационных Советов, действующих при польских представительствах за границей. Мы будем поддерживать полонийные организации. Но прежде всего мы будем все же поддерживать польские СМИ и учебные заведения, являющиеся носителями польской культуры и национальных традиций. В текущем году мы собираемся поддерживать деятельность Министерства Национального Образования, чтобы большее число учителей было направлено в польские сообщества на Востоке".
- Жалко, что не прозвучало слово, например, благодарности правительству Литвы за содержание сети польских образовательных (все-таки) учреждений. Жесты ничего не стоят, но с самого начала создают приятную атмосферу.
"Мы собираемся ввести существенные изменения в Карту поляка. Лицам, декларирующим принадлежность к польской нации, а также имеющим польские корни, мы хотим значительно облегчить переселение в Польшу, интеграцию со страной предков, а также обретение польского гражданства. Мы собираемся подготовить новый закон о репатриации, который не на бумаге, а реальным образом будет способствовать исполнению Польшей обязательств перед теми, кто был лишен отечества силой. Наши соотечественники на Востоке, особенно в Литве, Беларуси и Казахстане могут рассчитывать на нашу особую поддержку".
- Паспорта и пенсии. Эти люди нуждаются в помощи в переезде на родину, если они этого хотят. Впереди большая работа.
"Мы будем напоминать о правах поляков везде там, где они надлежащим образом не соблюдаются, используя в случае необходимости также и многосторонние форумы. Мы хотим, чтобы полония и поляки в соседних странах и везде там, где существуют большие сообщества соотечественников, получили все права, которые вытекают из двусторонних соглашений и европейских стандартов. Это касается, в частности, увеличения доступности изучения польского языка, особенно детьми школьного возраста. К полякам, пребывающим за границей, еще раз подчеркиваю, должны относиться так же, как ко всем остальным гражданам Европейского Союза".
- Стоит начать с наших сердечных друзей, немцев, так чтобы к нашему меньшинству в Германии относились так, как требуют союзные стандарты, а не как к "людям из Nebenland". Может быть, федеральное правительство вернет конфискованное в Немецком Рейхе имущество организаций поляков еще во времена канцлера Адольфа? Как обстоит дело с законностью в Германии? К полякам не относится имущественное право?
"(…) Особую миссию по отношению к Польше и полякам выполняет подчиняющаяся мне консульская служба. В течение многих лет, быстро и эффективно она проводит эвакуацию наших граждан из многих удаленных государств. Министерству иностранных дел оказывает поддержку также Министерство Национальной Обороны и Министерство Внутренних дел".
- Важные слова!
"Из-за военных действий на Востоке Украины, создающих непосредственную угрозу жизни и здоровью жителей Донбасса польского происхождения, а также членов их семей, в прошлом году МИД при поддержке Министерства Национальной Обороны и МВД организовало доставку в Польшу группы из 178 человек. В ноябре 2015 г. в Польшу доставлены очередные 180 человек из Мариуполя. Приезда последних 7 человек мы ожидаем в ближайшие дни. Успехом увенчались также освобождения похищенных поляков в нескольких местах во всем мире. Приведенные выше примеры подтверждают эффективность действий консульской службы и увеличивает доверие граждан к государству".
- Здорово, доставьте всех, кто желает! Непременно! Если ты поляк, жена поляка, муж поляка, приезжай - мы поможем! - Здорово! Сердце радуется.
"Значимым успехом консульской службы были действия в области визовой политики. В 2015 г. польские консульские представительства выдали рекордное количество (свыше миллиона) виз, из которых 900 тыс. пришлось на Украину, а 400 тысяч на Беларусь. Отвечая на растущий интерес Польшей, мы будем заботиться о правильном ходе процесса получения польских виз. Эффективная визовая политика является важным инструментом поддержки развития торгово-экономических, культурных и социальных контактов в нашем ближайшем окружении".
- Здорово, но там были, вроде бы, какие-то скандалы? Кто-то что-то напутал? Ну, да не важно!
"В 2016 г. Польша будет принимать большие международные события, имеющие большой промо-потенциал. Я уже упоминал о варшавском совещании в верхах НАТО. Важной задачей МИД будет также популяризация Польши, связанная с организуемыми в Кракове Мировыми Днями Молодежи. Мы покажем Польшу как значимую и вдохновляющую страну в истории христианства и Европы. Пусть участие польского государства в этом событии будет элементом того, что можно определить как дипломатия ценностей - защиты и популяризации ценностей латинской цивилизации, которая соединяет граждан нашего континента. Мы также помним, что в этом году Вроцлав является Европейской Столицей Культуры. Это даст очередную возможность напомнить о польском вкладе в развитие Европы, в ее наследство. Буду также стараться, чтобы близкая моему сердцу Лодзь завоевала право на организацию так называемой выставки экспо в недалеком будущем".
- Здорово! Жаль, что не будет Олимпийских Игр.
"В 2016 г. мы усилим польскую историческую дипломатию. Будем эффективно пропагандировать историю нашей страны, нации и государства в перспективе как приходящегося на текущий год 1050-летия Крещения Польши, так и приближающейся сотой годовщины возвращения независимости. Существенную роль в этом процессе будут играть реформированные Польские Институты".
- В действительности это так грустно, господин министр прав, в нашей ситуации нужно говорить об истории страны, нации и государства! Польша с трех разных точек зрения. Как это, в сущности, грустно.
"Таким же существенным приоритетом является усиление борьбы с негативными стереотипами и клеветой в адрес Польши. Примером действий МИДа на этом поле явится рекламная и медийная поддержка приближающегося открытия Музея Поляков Спасающих Евреев им. Семьи Ульмов в Марковой, возле Жешува".
- Правильно, но нужно подойти разумно и не жалеть денег.
"Мы будем более эффективно информировать иностранное общественное мнение о наиболее важных польских событиях. В настоящее время мы имеем дело с атаками на имидж Польши и польского правительства. С дезинформацией иностранных читателей, а также с попытками создания у них убежденности, что в Польше демократия находится под угрозой. Поэтому, в сущности, заботясь о добром имени нашей страны, мы будем вести активную медийную дипломатию, хорошим примером которой была недавняя публикация моей статьи "Какой Европы хочет Польша" в двадцати шести наиболее важных и влиятельных европейских газетах. Служить этому будет также, в частности, информационный портал poland.pl".
- Необходимо делать больше, создать польское телевидение на английском языке по примеру RT, больше порталов, консолидации полонофильских кругов за рубежом, больше дела, больше старания. Без денег ничего разумного сделать не удастся.
"МИД намеревается развивать механизмы поддержки самоуправленческого и гражданского измерений польской внешней политики. Благодаря ему улучшается сотрудничество между МИДом и регионами, а это, в свою очередь, приближает приоритеты польской внешней политики к локальным сообществам, способствуя развитию гражданского общества. Мы и дальше будем обеспечивать для граждан непосредственный доступ к информации о зарубежных событиях и об активности на международном форуме при помощи сети Региональных Центров Международных Дебатов".
- Правильная инициатива.
"Польская внешняя политика восстанавливает субъектность, которой не хватало в течение последних нескольких лет и от которой отвыкли некоторые наши партнеры. Именно здесь следует усматривать источники полемичных мнений о Польше, которые в последнее время доходили со стороны различных европейских политиков. Внешняя политика Польши останется однако политикой энергичной. Это не значит, что она будет политикой конфликтной. Польша не намеревается обострять отношения ни с одним зарубежным партнером. Ее политика будет настойчивой и одновременно открытой для диалога. Необходимые изменения во внешней политике, которые будут выполняться этим правительством, принесут пользу Польше, нашему региону и Европе".
- Ну, хорошо, путь будет все это - мы встаем с колен, сплевываем пыль, протираем глаза, но давайте не будем делать из себя идиотов, притворяясь недоимперией, в том числе пытаясь опираться на несуществующую иллюзию собственных снов о какой-то силе междуморья.
"Перед нами трудные вызовы. Во времена драматичных перемен, неуверенности и нестабильности в международных отношениях усиление позиции Речи Посполитой требует особого старания и усилий. Для этого необходимо гармоническое сотрудничество между важнейшими центрами власти - президентом, парламентом и правительством. Здесь есть место и для оппозиции. Суверенность страны создается не только при помощи деятельности, осуществляемой за рубежом, она куется также, а возможно и в первую очередь, в собственной стране(…)"
- Правильно, хорошее подведение итогов. Только не за счет создания иллюзий и веры в собственную пропаганду. За исключением этого, все правильно и справедливо.
***
Что же можно сказать, подводя итоги. Можно ли вообще это комментировать? Правительство по-прежнему реализует внешнюю политику своих предшественников, демонстрируя хвастовство перед Западом или непонятное поведение по отношению к востоку, а также просто вредную привязанность к ягеллонской концепции. В результате получается что-то такое непоследовательное, что даже самоубийственная политика Бека была лучше, потому что в ее случае, по крайней мере, можно писать о чести.
Общий взгляд позволяет обнаружить большой евроскептицизм. Господин министр не понимает или не желает принять к сведению, что практически все наши реальные цели начинаются и заканчиваются в рамках Евросоюза и последней вещью, которую нам стоит пытаться делать, является хотя какое-то его ослабление. Но, к сожалению, его политика - это очень серьезный удар по Союзу, который он, в принципе, только критикует. Тем временем, на следующий день после его распада он уже почувствует на своей шее немецкий сапог, потому что Германия изменит политику, перестанет платить за европейский буфер, вернется к концепции Mitteleuropa и мы с этим ничего не сможем поделать. К счастью, господин министр ничего не писал о "ведущей роли США", но почему ни слова нет об Апостольской Столице? Это серьезное упущение! Можно даже сказать, что это серьезная провокация!
Рассматривая это все реально, нужно сказать, к сожалению, что тут нет ничего чрезвычайного, нет даже какого-нибудь осмысленного и реального, хорошо скомпонованного плана, который выражал бы наше беспокойство об общих делах в ЕС, был какой-то исходной точкой в дискуссии? Очень хорошо, что господин министр дает интервью зарубежной печати, похвалим его за них, но этого очень мало.
Вообще сама идея явного противостояния Германии не может быть реализована, потому что данная страна стремится к своим целям по отношению к нам уже совершенно на другом уровне, чем покрикиваниями теперешнего распорядителя канцлерской должности. Угрожала ли госпожа Меркель чем-нибудь Польше и полякам? Нет, потому что в этом не было необходимости - она распоряжалась Польшей, в Берлине имеется уже так много веревочек, что они даже не пытаются имитировать диалог с нами. Поэтому нужно быть исключительно осторожными и играть в такую серьезную игру так, как это разрешается, каждый раз и при каждом случае увеличивая свое поле. Это долгая игра, результаты будут ничтожными, но противник относится к первой лиге, в принципе, он из первой мировой пятерки.
Относительно польско-русских дел там вообще нет ничего такого, что можно было бы пытаться глубже проанализировать. Хорошо хоть, что декларируется желание примирения, а кроме того, происходит кое-что в реальной сфере, как, например, покупка нефти по контрактам с Россией (а не с Саудовской Аравией) и т.д. Остальные вопросы пока оставим, потому что нужно было бы очень жестко обойтись с господином министром, а портить приятную атмосферу не хотелось бы.
В выступлении не оказалось также многих других вопросов, в том числе также стратегических вопросов экономики. Например, очень жаль, что господин министр ничего не сказал о польских исследованиях ядерной технологии. Ведь этот процесс имеет стратегическое значение, он является для Польши фундаментальным, он прямо-таки просится придать ему надлежащее значение, разместив соответствующее упоминание и, например, поблагодарив особо выделенную страну (известно, что это Франция). Это было бы исключительно разумно в эпоху отказа от вертолетов Caracali. Ведь, уважаемые господа, в дипломатии как раз все дело в том, чтобы внимательно относиться к акцентам, нюансам, подробностям и мелочам. Можно махать цепом, бумага все стерпит, только стоит стремиться к тому, чтобы к нам относились серьезно, думая так: в принципе, они бедные, не особо сообразительные, но серьезные, культурные и ко всему относятся серьезно. Ну, а что скажешь на это? Лучше уж ничего не говорить, нужно перетерпеть, чего себе и вам всем, господа, необходимо пожелать. И без эмоций, на самом деле - без эмоций. Равнодушно, отстраненно, спокойно.
PS Автор понимает, что текст вышел длинноватый, но его стоит прочитать - уже давно пора перестать сомневаться и на что-то надеяться. Чтобы никто нас не обвинял, что мы даже не слушаем, что говорит правительство!
Текст на польском языке предоставлен на условиях лицензии
Creative Commons Uznanie autorstwa-Na tych samych warunkach 3.0 Polska