Россия как противник? При каком соотношении сил?
Графика редакции
Польский текст статьи «
Rosja jako przeciwnik? Na jakim poziomie odniesienia?» опубликован 22 октября 2015 г. на интернет-портале obserwatorpolityczny.pl. Автор статьи - КРАКАУЭР (KRAKAUER).
Перевод публикуется в журналах
http://vladkharitonov.livejournal.com/ и
http://polskarosja.livejournal.com/. Переводчик благодарит владельцев других журналов и участников социальных сетей, которые делятся его записями со своими читателями. Хотелось бы обратиться с просьбой - включать в копию записи также и счетчик флагов (Flag Counter), имеющийся в оригинале.
То, что нам выпало жить в интересные времена, теперь, вероятно, уже никого не удивляет. Иногда нужно несколько дней, чтобы прийти в себя и осмыслить все то, что слышишь от политиков. Особенно если произносится слово, не соответствующее контексту запланированного высказывания и полностью разоблачающее образ мыслей конкретного лица на темы, которых лучше не касаться, если не способен сделать это, не вызывая возражений.
Вообще-то, говоря о международной политике, нужно иметь в виду, что со времен Муссолини, у которого иногда была исключительно цветистая речь, многое переменилось в стандартах риторики. Язык дипломатии является языком домыслов, двусмысленности, многозначности, сдержанности, часто даже умолчания, потому что, как оказывается, иногда умение дипломата о чем-то не сказать - это настоящее искусство. К сожалению, в обсуждаемом случае данное правило подтверждается со всей силой. Госпожа Бэата Шидло - формальный кандидат на пост Председателя Совета Министров партии, имеющей, согласно опросам, наибольшую поддержку. В ближайшем будущем она, вероятно, будет создавать лично или совместно с кем-то правительство. Госпожа Шидло совершила непростительную, указывающую на некомпетентность и просто ужасающую ошибку. Во время ее выступления на недавних телевизионных дебатах, в которых она участвовала, имея в качестве соперника теперешнюю премьер госпожу Эву Копач, госпожа Шидло назвала Российскую Федерацию противником. Из характера высказывания и расположения этого неудачного определения среди слов предложения следует, что это «вырвалось». Тем ужаснее и тем отчетливее случившееся свидетельствует о состоянии умов части нашего - к сожалению - политического класса. Ведь если эта женщина в азарте дискуссии совершила такую глупость, прямо назвав Россию противником, то ее потенциальное будущее правительство на этом сразу же закончило все свои возможные отношения с Российской Федерацией. Поскольку кто-кто, а русские дипломаты способны считывать такие сигналы, лежащие ниже порога восприятия. Причем в данном случае вообще трудно было бы говорить о неожиданности. Очевидно, что если это будет признано декларацией/манифестацией способа восприятия, то есть мышления определенными категориями и схемами, то это никого не застанет врасплох, потому что в целом скептическое отношение правых к Российской Федерации, осторожно выражаясь, ни для кого не секрет.
К сожалению, это сигнал воспринят и на Западе, где в некоторых кругах на Польшу смотрят со все большей опаской, о чем свидетельствуют колебания курса злотого на бирже. Никаких случайностей не бывает, а открытие правды об отношении самого главного государства буферной зоны к самому важному, в сущности, партнеру Европейского Союза - это существенная информация для аналитиков и руководителей в наиболее важных столицах старой Европы. Возможно, там также подозревали о наличии такого рода подхода и лишь ожидали его подтверждения, но в данном случае это произошло еще во время квалификационных забегов. Это может шокировать не понимающих польской эмоциональности западных аналитиков и руководителей.
Начиная с данного момента, в переговорах с Западом, если каким-либо образом будет затронута тема Польши, наши российские партнеры, не утруждая себя аргументацией, с легкостью всегда смогут сказать - Ну-ну, Польша, как известно, считает нас противником. Если же дело дойдет до такого несчастья, как приход к власти партии «Право и Справедливость», и, как в самом плохом сценарии, место у руля займет госпожа Шидло, тогда мы вообще будем иметь не ярлычок, а большой русофобский плакат, закрепленный на флагштоке в самом центре Брюсселя перед органами Евросоюза. Тогда уже больше не нужно будет ничего делать, говорить, что-то предпринимать. Достаточно напомнить о факте, и мы повержены раньше, чем что-либо успеет начаться.
Будем надеяться, что господин Качиньский сделает из этого выводы и «погасит» госпожу Шидло, которая совершенно не годится для выполнения функции Председателя Совета Министров, а слабое окончание избирательной компании в ее исполнении доказывает, что, возможно, она является отличным организатором - никто этого не отрицает. Но взятие на себя политической ответственности - это совершенно другой уровень, на котором, как видим, для нее пока нет места.
Не стоит себя обманывать, при всем прагматизме господин Качиньский, вероятно, не думает о России иначе. Так ли это, мы не знаем наверняка, потому что у нас нет информации, но если так, то все мы должны осознать тот простой факт, что действительно можем воспринимать Россию как противника, если уж нам так хочется. Только следует определить для нее место на соответствующей шкале. В природе так устроено, что по твоему противнику судят о тебе. Все просто - гепард или лев не едят белок или крыс, они охотятся за прекрасными антилопами или другим упитанным и красивым зверьем. Гиены, в принципе, едят все, а навозные жуки катят перед собой шарик сами знаете чего. Аналогичным образом обстоит дело и в политике, противник характеризует твою силу, одновременно низкий класс государства, признанного формально врагом (это чуть-чуть больше, чем противник), может сделать предметом насмешек более сильное государство. До сих пор нам везло, так как Российская Федерация относилась к польским фобиям с пониманием и даже, возможно, цинично. Все же в контексте проблем (назовем это так), связанных с попытками выяснения причин катастрофы под Смоленском, а также нескольких других проблем, трудно от русских ожидать, что они будут каждое утро во время бритья вырезать свое сердце для поляков и с сердцем на ладони подходить к нам! Но после того, что произошло на Украине, в том числе и по вине формально выполняющего функцию польского дипломата, невозможно не ожидать того, что русские раньше или позже предъявят нам счет.
Учитывая сказанное выше, мы должны трижды задать себе вопрос, на каком уровне нашей измерительной шкалы мы можем быть противником термоядерной сверхдержавы, которая заканчивается через 3/4 окружности глобуса после нас (направо)!!!!!! Смелее! Пожалуйста, попробуйте сделать это при помощи собственной шкалы оценок, глобус в этом очень полезен. Мы должны все-таки каким-то образом выработать свое отношение к масштабу российского могущества. Никто не говорит, что это будет просто, но если мы хотим воспринимать Россию как противника, то будем должны каким-то образом найти свое место в этом «новом» положении. Зооморфные оценочные шкалы можно признать полезными. Для нас важно прежде всего то, хотим ли мы относиться к России как к противнику для собственного употребления, чтобы запугивать общество, или в Европе происходят какие-то более масштабные процессы, новый Наполеон уже собирает где-то Великую Армию, а мы и не знаем?
Выводы. К сожалению, женщинам свойственна определенная гендерная проблема - они эмоциональны. Если у них за спиной опыт многолетней работы в корпорациях, то они способны быть перфекционистками. Если нет, то, разумеется за редкими исключениями, эмоции склонны проявляться в критических ситуациях, возникающих из-за стресса. Вероятно, так и было в случае госпожи Шидло, у которой «выскочило» определение России как противника (не забывайте о контексте). К сожалению, таков характерный ход мыслей наших правых. Это показывает нас в очень невыгодном свете как на Востоке, так и на Западе, одновременно являясь идеальным аргументом для Москвы и Брюсселя, чтобы не воспринимать всерьез Польшу и ее русофобских политиков. Но уж если мы вынуждены считать термоядерное государство противником - а все указывает, что делается это, в основном, для внутренних целей, чтобы запугивать общество - то нужно задуматься, при каком соотношении сил мы строим эту враждебность? Не выглядим ли мы случайно просто смешными, ведя себя подобным образом?
Текст на польском языке предоставлен на условиях лицензии
Creative Commons Uznanie autorstwa-Na tych samych warunkach 3.0 Polska