Секретный отчет Высшей Контрольной Палаты Польши

Oct 31, 2013 22:14


Сколько мы заплатили за газовую монополию Газпрома?

Статья «Ile zapłaciliśmy za gazowy monopol Gazpromu?» опубликована 28 октября 2013 г. на интернет-портале wyborcza.pl. Автор текста - Анджей Кублик (Andrzej Kublik)

В секретном отчете Высшая Контрольная Палата (ВКП) считает: Газпром мог нам диктовать повышенные цены, так как у нас не было альтернативных источников поставок газа, а наши газовики совершали ошибки в ходе переговоров.



По крайней мере, с начала данного десятилетия Польша платила дороже всех в Европейском Союзе за русский газ. Это следовало из данных Газпрома, опубликованных российскими СМИ. Данное обстоятельство возмущало не только поляков, жалующихся на все более высокие счета за газ, но и политиков.

Весной 2011 г. депутаты Сейма обратились в Высшую Контрольную Палату, чтобы она проанализировала с лупой переговоры по заключению контрактов на импорт газа обществом «Польская нефте- и газодобыча» (ПНиГД), а также поведение Министерства Государственного Имущества при утверждении этих контрактов. Дело в том, что устав ПНиГД от 2006 г. предусматривает, что без согласия министерства государственного имущества - главного акционера - газовый концерн не может подписать ни одного договора на импорт «голубого топлива».

Работа ВКП продолжалась более двух лет. Отчет об этой проверке засекречен. Нам удалось познакомиться с ключевыми выводами палаты на основе документов, не имеющих грифа «секретно».


Ультиматум Газпрома

Газовые договоры подогрели настроения в комиссии Сейма по государственному имуществу, когда в мае 2011 г. „Super Express” написал, что в 2006 г. компания ПНиГД согласилась заплатить дороже за газ, покупаемый от Газпрома и его швейцарского общества RosUkrEnergo, а Польша могла потерять на этом от 4 до 17 млрд. злотых. На такой договор очень быстро, то есть практически без анализа, согласился министр государственного имущества в правительстве ПиС Войчех Ясиньский.

- Данное дело возмущает общественное мнение, - говорил руководитель комиссии Сейма по государственному имуществу Тадеуш Азевич (Гражданская Платформа, ГП), объясняя необходимость данной проверки.

ПНиГД в официальном сообщении от ноября 2006 г. информировал о согласовании увеличения цены газа из России, импортируемого на основе долговременного контракта (так называемого ямальского контакта).

Напомним, что Газпром потребовал этого повышения сразу же после парламентских выборов в 2005 г., выигранных ПиС (Право и Справедливость) и ГП. Русские объясняли это ростом цен топлива в Европе.

Польский концерн первоначально отказывался, но его поставили к стенке.

В это время вторым по величине поставщиком газа для ПНиГД была швейцарская компания RosUkrEnergo (RUE), связанная капиталом с Газпромом. А последний использовал тот факт, что заключенный при власти Партии Демократических Левых Сил (ПДЛС) контракт с RUE закончился в 2006 г.

ВКП установила, что в апреле 2006 г. ПНиГД обратился к RUE с предложением заключить новый контракт, а пять месяцев спустя швейцарская компания заявила, что может поставить газ.

«Но одновременно Газпром Экспорт, являясь владельцем 50% акции RUE, поставил в зависимость заключение RUE договора с ПНиГД от подписания приложения к ямальскому контракту, которое изменило бы цену газа,» - пишет ВКП.

Палата установила: «Заключение этих договоров было единственным возможным решением в ситуации, когда все альтернативные варианы покупки газа требовали согласия Газпрома на использование для его доставки инфраструктуры, которую он контролировал А эта фирма не давала согласия».
Загадочная спешка

Без нового контракта с RUE от 2007 г. в Польше могло бы не оказаться газа и чтобы избежать такой опасности правление ПНиГД согласилось повысить примерно на 10% плату за газ, покупаемый от Газпрома, а кроме того, заплатило российскому концерну почти 176 млн. долларов доплаты за поставки от ноября 2005 г.

По мнению ВКП польская фирма была вынуждена принять эти условия из-за упущений предыдущего периода в обеспечении диверсификации источников импорта газа. Речь идет здесь, например, о контракте на импорт газа по подводному газопроводу из Норвегии, который был подписан ПНиГД в период работы премьера Ежи Бузка в 2001 г., компания вышла из него два года спустя в период работы премьера Лешка Миллера.

С просьбой одобрить договоры с Газпромом и RUE правление ПНиГД, в соответствии с правилами, обратился к министру Ясиньскому. «ВКП однако не обнаружило обстоятельств, обосновывающих предоставление правлением компании министру государственного имущества лишь одного дня на принятие решения,» - указала Палата. Министерство государственного имущества высказывало сомнения втом, что за такой короткий срок можно проанализировать договоры, тем не менее они были одобрены, принимая во внимание соображения энергетической безопасности страны.

В то же время ВКП было установлено, что контракты с Газпромом и RUE давали более двух недель на их утверждение министром государственного имущества.

- К сожалению, из-за того, что прошло много времени после тех переговоров, я не смогу вспомнить всех подробностей, - ответил нам в ответ на наш вопрос известный дипломат Зенон Кухчяк, который в 2006 г. отвечал в правлении ПНиГД за импортные контракты. Он адресовал нас в правление ПНиГД, «которое располагает документацией того периода». Но ВКП в своем документе пишет, что в прошлом году правление ПНиГД не знало, почему его предшественники дали Ясинскому только один день на утверждение контрактов, анализ документов также не позволил этого установить.

- Мне представляется неправдоподобным, что компания, во главе которой стоял тогда юрист, Кшиштоф Глоговский не использовала эого элемента времени, - добавил Кухчяк. Глоговский не ответил на наш телефонный звонок.
Упущенные шансы

Намного хуже в документах ПНиГД выглядят обсуждения следующих газовых договоров с Газпромом и Россией.

Они начались в 2009 г., когда Газпром впервые в истории остановил транзит газа в Европу через Украину, требуя от Киева повышение платы за свое сырье.

Досталось и Польше, так как договоры, заканчивающие эту газовую войну России с Украиной, уже не разрешали RUE пересылать газ транзитом через Украину для ПНиГД. Польше по-прежнему угрожал недобор газа, а Газпром поставил в зависимость дополнительные поставки от заключения правительствами Польши и России нового соглашения о сотрудничестве в газовой отрасли.

Отбросить этот ультиматум было невозможно, поскольку Польша, как и в 2006 г., по-прежнему не имела газопроводов, позволяющих импортировать газ от конкурентов Газпрома.

ПНиГД не использовала свою позицию в этих переговорах, считает ВКП.

Польский концерн с 1 ноября 2009 г., в соответствии с контрактом, мог обратиться к Газпрому относительно понижения цены газа. Но за два дня до наступления этого срока тогдашний председатель ПНиГД Михал Шубский и вицепредседатель Радослав Вгвяшньский подписали с Газпромом заявление о сотрудничестве в нефтяной отрасли. В этом документе не говорилось о снижении цен газа, получаемого из России, речь шла только о урегулировании взаимных споров -«исключительно в соответствии с предложениями Газпрома»,- обращает внимание ВКП. По мнению Верховной Палаты, это заявление «существенным образом ослабило позицию польской стороны в дальнейших переговорах как на уровне компаний, так и на правительственном уровне».

Заявление предусматривало, например, освобождение Газпрома от примерно 286-миллионного долларового долга за транзит газа через Польшу в 2006-09 гг., а также ограничение чистой прибыли польско-российской газопроводной компании EuRoPol Gaz до 21 млн.злотых ежегодно. Ранее компания имела одовые прибыли, достигающие нескольких сот миллионов злотых. Пересылая это заявление правительству, представители польского концерна ссылались на решения, принятые во время переговоров правительств Польши и России, обязывающие ПНиГД и Газпром вырабатывать общую позицию «в проблематичных вопросах».

Согласно ВКП, в документах, на которые ссылается ПНиГД, нет распоряжения об освобождении польским концерном Газпрома от долгов за транзит газа. В более ранних переговорах было установлено также ограничение прибыли EuRoPol Gaz до 50-100 млн. злотых ежегодно, то есть до намного большей суммы, чем в подписанном заявлении.

Как пишет ВКП, Михал Шубский сказал, что подписывая вместе с Дудзиньским такой документ, он «действовал на основе общих положений кодекса торговых акционерных обществ, согласно которым каждый член правления имеет право и обязанность вести дела общества».

Но ВКП замечает, что власти ПНиГД действовали непрозрачно, так как только через несколько дней после подписания заявления Шубским и Дудзиньским его положения были подтверждены всем правлением польского концерна. ПНиГД не смогло объяснить контролерам, на основе какого анализа было принято такое решение.

Только в декабре 2009 г. председатель ПНиГД предложил польской правительственной переговорной группе, чтобы было предъявлено требование о снижении цены российского газа на 10% в обмен за освобождение Газпрома от долгов за транзит газа через Польшу. «Он сделал это более, чем через месяц после подписания заявления, которое гарантировала Газпрому отсутствие претензий со стороны EuRoPol Gaz без каких-либо уступок ПНиГД», - написала ВКП, подчеркивая, что в этой ситуации предложение не имело шансов на удачу.

ВКП установила также, что ПНиГД отказалась от 5,5 млн. долларов штрафа от RUE за газ, которого эта швейцарская компания не доставила в соответствии с контрактом. В замен Газпром дал на 4 года скидку, зависящую от количества газа, импортируемого из России (максимально - 1­-1,5 процента головой стоимости поставок).
Снова спешка

Приложение к контракту ПНиГД с Газпромом одобрил бывший министр государственного имущества Александр Град и у него был на это только один день, как и у его предшественника из ПиС. Министр объяснял контролерам, что приложение обсуждали в течение нескольких месяцев в министерстве государственного имущества. Но, как считает ВКП, в министерстве государственного имущества обсуждали старую версию приложения и у Града «даже не было содержания этого приложения в выработанной в ходе переговоров окончательной форме, (…) он знал о решениях правительственного уровня, но подробности, касающиеся условий торгового договора были согласованы ПНиГД с Газпром Экспортом».

После подписания нового газового соглашения правительств Польши и России ПНиГД вело с Газпромом переговоры о снижении цен газа. Переговоры не дали желаемого результата и в начале 2012 г. польский концерн направил спор в арбитраж в Стокгольме. Спор закончился год тому назад, когда Газпром снизил цену газа для ПНиГД, начиная период расчетов по новой цене с апреля 2011 г. Но в этом году газета «Известия», ссылаясь на прогнозы Газпрома, написала, что цены газа для Польши будут по-прежнему самыми высокими в ЕС.

Экономика

Previous post Next post
Up