...вернулась экспедиция Северного Ледовитого океана в составе ледоколов "Таймыр" и "Вайгач". Экспедиция открыла последний крупный кусок суши, неизвестный человечеству до ХХ века, хотя о ней 300 лет ходили легенды. В поисках загадочной "Земли Санникова" погиб не один полярник...
Ледоколы "Вайгач" и "Таймыр". Построены по совместному проекту А. В. Колчака и Ф. А. Матиссена (Колчак также был первым командиром ледокола «Вайгач»).
Тайвей - Земля Николая Второго
Гидрографическая экспедиция Северного Ледовитого океана (ГЭСЛО) была сформирована во Владивостоке в августе 1910 г. В её состав были включены специально построенные для этих целей на Невском заводе в Петербурге в 1909 г. два транспорта ледокольного типа - «Таймыр» и «Вайгач» - водоизмещением 1,5 т каждый и мощностью машин в 1,2 л.с. Начальником экспедиции был назначен опытный гидрограф Иван Семёнович Сергеев.
Основная цель экспедиции: разведать Северный морской путь и пройти по нему через шесть арктических морей с востока на запад - из Владивостока в Архангельск, чего прежде еще никому не удавалось сделать. Вместе с тем экспедиция преследовала и другие цели: проведение гидрографических и гидрометеорологических работ, исследование и нанесение на карту арктического побережья Российской империи.
В октябре 1909 г. корабли вышли в поход и в июле следующего года прибыли во Владивосток. Сразу же начались исследовательские работы. Первый поход «Таймыр» и «Вайгач» совершили летом - осенью 1910 г. в районе мыса Дежнёва. Сильные снегопады помешали проведению работ, и экспедиция возвратилась во Владивосток.
В 1911 и 1912 гг. экспедиция изучала Восточно-Сибирское и Чукотские моря. В 1912 г. «Таймыр» и «Вайгач» прошли на запад до бухты Тикси. Были описаны Медвежьи и Новосибирские остров, часть материкового побережья. Во время похода 1913 г. тяжело заболел И. С. Сергеев. Экспедицию возглавил старший лейтенант Б. А. Вилькицкий, командир «Таймыра».
Борис Вилькицкий (1885-1961)
Ранним утром 21 августа (3 сентября) 1913 г. на 78°24' северной широты, 106°22' восточной долготы вахтенные офицеры на двух судах почти одновременно внесли в судовые журналы одинаковую запись: «По носу на горизонте виднеется земля». Ледоколы, сколько позволял лёд, прошли вдоль берега земли, видимая её часть была нанесена на карту.
22 августа (4 сентября) 1913 г. на мысе Берга (80°с.ш.) был зачитан приказ начальника экспедиции об открытии новых земель и присоединении их к России и под оружейные залпы на берегу был поднят русский флаг - открытая земля официально была присоединена к России.
17 ноября 1913 г. во владивостокской газете «Далёкая окраина» была помещена фотография личного состава экспедиции с текстом, в котором значилось, что сами участники экспедиции определили открытую ими сушу как большой остров и собирались назвать его Тайвай в честь кораблей «Таймыр» и «Вайгач». Но «Государь Император Высочайше повелеть соизволил: присвоить земле, расположенной к северу от мыса Челюскин наименование: "Земля Императора Николая II"; острову, лежащему к северу от того же мыса, - "Остров Цесаревича Алексея" и островку к юго-востоку от острова Беннета - "Остров Генерала Вилькицкого"».
Фото из газеты "Далекая Окраина" 17 ноября 1913 г.
Эти названия существовали даже на советских картах и лишь 11 сентября 1926 г., Президиум ЦИК СССP переименовал Землю Императора Николая Второго в Северную Землю, а остров Цесаревича Алексея - в Малый Таймыр.