О наших дорогах, мнение специалиста

Jul 13, 2012 21:46

Кто окажется «стрелочником»?
Обрушение откоса на участке дороги Седанка - Патрокл в районе бухты Тихой стало поводом для резких заявлений премьер-министра Медведева. Вроде бы у высокого начальства глаза открылись. Хотя это не первый звоночек, показавший, к чему приводит спешка и волюнтаризм чиновников, пренебрегающих мнением профессионалов. Ведь по поводу дороги Седанка - Патрокл не раз били тревогу неподкаблучные СМИ («Утро России» от 29.08.2009 и 22.12.2011, «Золотой Рог» от 08.09.2009 и 21.12.2010, «Новая газета во Владивостоке», 29.04.2010, ПримаМедиа и др. - Ред.). Но власти сейчас, в отличие от приснопамятных советских времен, не считают нужным реагировать на такие сигналы. К чему это привело - известно. Об этом мы и беседуем с одним из авторов упомянутых публикаций, нашим общественным экспертом профессором Аникеевым.

- Валентин Васильевич, в московском институте Гипрогор вы разрабатывали утвержденную президентом В.В. Путиным в январе 2008 года схему трассы автомагистрали от аэропорта до делового центра саммита АТЭС на Русском острове. Повлияло ли, по вашему мнению, изменение губернатором Дарькиным этой трассы на произошедшее?

- Я полагаю, что повлияло, и мы с вами об этом не раз говорили. Напомню, что по генеральному плану Владивостока и упомянутой вами транспортной схеме, утвержденной В.В. Путиным, дорога Седанка - Патрокл на участке от23 кмдо Патрокла должна была быть городской магистралью регулируемого движения, связывающей новые жилые районы города «Снеговая падь», «Зеленый угол» и «Патрокл» с промышленно-коммунальными зонами в долинах речек Первая, Вторая и Объяснения.


Губернатор же вместо неё придумал «объездную» дорогу, которая сейчас и получила скандальную известность.

Замечу, что четыре проектных организации дорожного строительства затратили свыше миллиарда рублей (!) и более года (!) на проектирование дороги по утвержденной Путиным трассе, а губернатор (об этом с гордостью сообщала его пресс-служба!) за неделю (!) «проработал более экономичный вариант», о котором упомянул на прямой линии с Путиным во время конференции «Единой России» в Хабаровске.

Трассу он наметил, как говорится, «на зеленом генеральском сукне», игнорируя запретные зоны флота и охранные зоны федерального памятника истории и культуры. Она прошла под обрывом у видовой площадки на улице Добровольского, 13 (раньше там был каменный карьер бывшего треста «Судпромстрой»), высоко над распадком в районе насосной ТЭЦ-2 у бухты Тихой. Лишь в ноябре 2009 года можно было начинать изыскания и проектировать эту дорогу, а субподрядчик ТМК ООО «Вертикаль» лишь в середине июля 2011 года заключило договор на строительство злополучного участка дороги.

Разве можно было в такой спешке и в таких сложных условиях трассы качественно запроектировать и построить этот участок?

Не смея вторгаться в компетенцию специалистов-дорожников (это должна сделать техническая экспертиза), вряд ли можно признать удачным возведение насыпи высотой порядка20 метровс крутыми откосами, укрепленными габионами. Здесь лучше было бы построить эстакаду, но Дарькин как раз ушел от эстакад через Первую речку, у ТЭЦ-2. Обычно дорожники на два-три года дают такой высокой насыпи устояться, уплотниться до укладки асфальта, а тут, что называется, из-под колес на только что созданную высоченную насыпь уложили асфальт. Ведь очевидно, что такая насыпь постепенно будет оседать и рвать асфальт.

По трассе этой объездной дороги, включая и участок в районе бухты Тихой, есть участки, на которых могут возникать оползни грунта, камнепады. Будем ждать, когда и они себя проявят, и снова искать крайних?

Еще раз повторю, что объективная техническая экспертиза может и должна проверить и обоснованность проектных решений, и соблюдение строителями требований СНиП 3.06.03-85 и других нормативных документов.

У меня нет сомнений, что изменение трассы повлияло на качество и проектных, и строительных работ. Я уже не говорю о том, что строящаяся дорога сложнее по плану и профилю, наличию большого числа кривых (на них наши безбашенные лихачи чаще всего и бьются!), а её роль в обещаной Дарькиным ликвидации пробок в городе всех скоро убедит - проку от неё будет мало.

- Премьер-министр Медведев предложил принять жесточайшие меры к подрядчикам за допущенный брак, вплоть до банкротства. Прокуратура и Следственный комитет возбудили уголовные дела по факту обрушения насыпи, правда, виновных пока не указали, хотя губернатор Миклушевский поручил найти крайних в течение одних суток. Ваше мнение по этому поводу?

- С одной стороны, пора заканчивать с тотальной безответственностью за качество строительства. И этот посыл премьера должен стать не разовой вспышкой гнева, а началом серьезной системной работы в этом направлении, и не только по объектам саммита АТЭС, хотя делать это надо было давно.

Вопрос в другом - в нашей традиционной российской кампанейщине. И тут, можете на меня обижаться, немалую роль играет пресса. Стоило премьеру скомандовать «Фас!», как Интернет и СМИ заполонили страшилки, вплоть до срыва саммита АТЭС.

Еще раз хочу подчеркнуть, что я за самые жёсткие меры по наказанию действительно виновных в таком безобразии - от прораба до самых высоких кураторов, потакавших тому волюнтаристскому беспределу, который нередко у нас творится. Только у нас принято наказывать «стрелочников», а те начальники, которые давали непрофессиональные указания, кто послушно выполнял их, поступаясь инженерной честью, остаются в стороне.

Но не следует делать и из мухи слона, чем нередко грешат отдельные СМИ. Вы посмотрите, что пишут некоторые! Дорога стоит 29 млрд рублей, и она вроде бы чуть ли не вся вышла из строя, хотя аварийный участок стоит 1,8 млн рублей, т. е. сотые доли процента от общей стоимости дороги! Участок от Седанки до Патрокла стоит более 10 млрд рублей, и от его стоимости 1,8 млн рублей - тоже ничтожно мало.

И еще одно обстоятельство. Не в защиту бракоделов, но ради порядка. Непонятно, кому нанесен ущерб. Если дорога находится в стадии строительства, работы заказчиком не оплачены, то убытки от исправления ситуации никак не должны ложиться на бюджеты, это внутренние проблемы подрядчика. Вспомним, какой шум подняли СМИ, когда большая часть насыпи островка под пилон моста через пролив Босфор Восточный за одну ночь исчезла под водой! Чуть ли не катастрофа! А это был обычный процесс обретения грунтом угла естественного откоса под водой в процессе строительства. Если напортачили строители, нарушив технологию производства работ, и при этом нет пострадавших, исправление такого брака - только за счет подрядчика, если нет страхового случая.

А если заказчик уже оплатил работу и ему действительно нанесен ущерб - санкции к виновным, будь то проектировщик или подрядчик, должны последовать по полной программе, как того требует закон. Так мне кажется.

Что касается объема ущерба (бюджету или подрядчику) - он, видимо, выльется в затраты по приведению дороги в порядок, отвечающий требованиям безопасной эксплуатации. К сожалению, у нас немало примеров, когда куда большие ущербы остаются безнаказанными. Дело в принципе неотвратимости наказания - бракодел должен быть наказан рублем, но не из кармана налогоплательщиков, или, если надо, другими мерами воздействия, вплоть до «посадок»!

И еще одна сторона вопроса: а где же были немалочисленные контролирующие и надзорные службы - администрации края и города, департамента дорожного хозяйства, Госстройнадзора и другие? Да и те, кто принимал волюнтаристские решения и потакал им «сверху»? Или опять отыграются на «стрелочниках»?

Так что будем надеяться, что случившееся станет толчком к наведению порядка с качеством строительства, к выявлению виновников подойдут по закону, взвешенно и объективно, без истерики, каждому будет воздано по его «заслугам».

Дамир ГАЙНУТДИНОВ.

ОТСЮДА

Обустроить-Владивосток, Великие Стройки, Транспорт, Вброс, Лучший-Город

Previous post Next post
Up