Need for speed или общественный транспорт "для чайников".

Jan 16, 2012 10:00

Оригинал взят у p_digger в Need for speed или общественный транспорт "для чайников".

В последнее время проблема работы общественного транспорта стала подниматься очень часто. Понятное дело,  мало кому нравится ездить в "грязных, холодных автобусах которые по полчаса торчат на остановке собирая пассажиров. При этом водила родом из стран ближнего зарубежья курит, ругается матом и слушает шансон на всю катушку".  Все начинаются задаваться извечными вопросами "кто виноват" и "что делать". Но по причине слабого знания предметной области, стрелы гнева летят то в перевозчиков, то в администрацию города,  а там стрелочники еще те сидят "а мы чо, это все перевозчики плохие" и умывают руки.   В качестве решения проблемы все дружно сходятся на мысли "только метро и вертолет каждому спасет этот город".
К сожалению,  данный вариант решения проблемы не реализуем,  так что стоит все таки обратиться к более реальным вариантам.  Так что я постараюсь кратко пояснить как организуется работа ОТ и откуда у перевозчиков берется профит.

В "правильном" городе перевозчик должен быть один.  Более того он должен быть муниципальным. Потому как ни на какие  серьезные инвестиции в развитие инфраструктуры, прокладку новых путей, магистралей итп. мелкий частный перевозчик не способен. Более того он не способен (или постоянно плачет о несправедливой жизни) работать на вечерних маршрутах,  потому как они убыточны и он не может их закрыть профитом с других маршрутов которые ходят в час пик и сверхприбыльны.  При этом в "правильном" городе должно присутствовать компетентное управление транспортом,  которое вместо ВНЕЗАПНЫХ экспериментов "а давайте сделаем так и поглядим чего получится" должно иметь четкий план развития ОТ в городе,  проводить регулярные мероприятия по измерению пассажиропотоков,  нормирование скорости на маршрутах, диспетчеризацию, и только на основании этих данных вносить какие либо изменения в режим работы ОТ.  
У нас же, как известно, город "не правильный", и наш транспортный отдел занимается только тем, что соревнуется глупостями с нашими 100500 перевозчиками. 
Я в этом посте обойду стороной моменты касающиеся качества самого автобуса.  Понятно, что он должен быть технически исправным, мыться каждый день,  водитель не должен курить и далее по всему списку правил перевозок.   А за все несоблюдения этих правил администрация должна предусмотреть анальные кары как для водителя так и для перевозчика.  Там в заголовке было что то про скорость сказано,  вот о ней и поговорим.

Среди всех водителей нашего города бытует заблуждение,  что чем больше он постоит на остановке,  тем больше соберет пассажиров и тем больше у него будет профит.   На самом деле все обстоит с точностью до наоборот.  На вопрос "что лучше  долго стоять на остановке и затем быстро ехать или недолго стоять на остановке и медленно ехать?" правильный ответ - "недолго стоять на остановке и быстро ехать".   Объясню почему  (ну кроме очевидных пассажиру гораздо лучше добраться до нужной остановки быстрее чем медленнее). 
У любого маршрута есть две базовые величины: "время оборота" (время за которое автобус делает полный круг туда-обратно) и "интервал движения" (время через которое автобусы идут друг за другом).  Обе они рассчитываются исходя из исследований пассажиропотока (чтобы знать сколько нужно автобусов пускать чтобы всем пассажирам места хватило) и измерения скорости движения на маршруте в течении всего дня (чтобы учесть пробки в часы пик). 
Возьмем для примера наш "любимый" 17й машрут.   
время оборота (мин)68время оборота (час)1,133333интервал (мин)4количество автобусов17длина круга (км)16скорость средняя (км/ч)14,11765
То есть для того чтобы обеспечить заданные показатели маршрута,  необходимо 17 автобусов.   Что же произойдет если водители не будут подолгу стоять на остановках?  Существует вообще то очень много методов для увеличения скорости на маршруте, но это тема для отдельного разговора.  Уменьшаем время оборота на 8 минут,  а интервал сохраняем прежним.
время оборота (мин)6860время оборота (час)1,1333331интервал (мин)44количество автобусов1715длина круга (км)1616скорость средняя (км/ч)14,1176516
Количество автобусов необходимых для маршрута уменьшилось на 2,  только их средняя скорость возросла.  Пассажиров же количество осталось прежним как и выручка общая от продажи билетов,  только делить ее уже нужно не на 17, а на 15 водителей.  
пробег  за день (1 авт.)157,1765178,1333Пассажиры в день1000010000выручка150000150000выручка (на 1 авт.)8823,52910000Бензин на 1км (л)0,30,3цена литра2929потрачено топлива (л)47,1529453,44потрачено топлива (руб)1367,4351549,76Прибыль (1 авт.)7456,0948450,24
Даже с учетом, что топлива автобусы оставшиеся на линии потратят больше (им нужно проехать больше кругов),  все равно   прибыль получается выше. 
Так что быстрая езда на самом деле не только в интересах пассажиров, но и перевозчиков.

Итак, что делать? 
Прежде всего заставить транспортный отдел администрации заняться своими прямыми обязанностями.  С одной стороны ввести жесткий контроль за качеством перевозок.  С другой стороны провести исследование пассажиропотока и скоростей движения на проблемном маршруте и сделать график движения отвечающий реальной обстановке на маршруте, а не буйным фантазиям руководства.   Типа таких


Слабо от Луговой до Снегопади за 10-20 минут добраться в час пик?  А вот в управлении транспорта думают, что не слабо. :)

Ну и больше активности от нас граждан.  Потому как похоже качественный и удобный ОТ в городе интересен только нам.  

Обустроить-Владивосток, Транспорт, Дороги, Лучший-Город

Previous post Next post
Up