Я слабо знаю украинскую литературу. Я не изучал ее в школе. Знакомиться с украинской классикой сейчас особого желания нет. Пару вещей из Шевченко и Франка честно пробовал читать - не впечатлило. Наверное, это нравится украинцам, потому что родное, а с точки зрения чужака, при всем уважении, до всемирной классики не дотягивает. Как, впрочем, и большинство белорусской литературы, с которой пришлось познакомиться, учась в минской школе.
В современной украинской литературе, стремящейся отойти от шевченковских шароварно-этнических традиций, случился перекос в сторону богемности и стеба. Здесь царствует триумвират Андрухович-Жадан-Дереш. Их хотя бы можно читать, в отличие от тусовочной Ирены Карпы с ее "Перламутровым порно", которое "огидно" даже в руки взять. На мой взгляд, это литература довольно низкого уровня, не с точки зрения таланта или качества, которые имеют место быть, а с точки зрения жанра. Все же литература в моем понимании ценна своей любовью к людям или хотя бы к одному конкретному человеку, состраданием к его слабостям и порокам, осмыслением его достоинств и побуждений. Все это если и присутствует у триумвирата, то либо вскользь, либо в глубинах подсознания, либо неумело выражено, в любом случае - не является главной темой.
И вот наконец мне удалось встретить достойный образец настоящей современной литературы гуманистического направления здесь на Украине. Автор - 25-летняя девушка из Ивано-Франковска Таня Малярчук. Сборник коротких рассказов "
Говорити". Во-первых, хороший, сочный литературный украинский язык, где уместно, но не через край, используется родной для "авторки" прикарпатский диалект. Свой собственный узнаваемый стиль, короткие доходчивые предложения, как в живой речи, где-то шероховатые, где-то наивные, где-то проникновенные и мудрые. Во-вторых, несмотря на современный контекст, чувствуется любовь к природе, к деревне, к родному краю, откуда сердце и корни. В-третьих, тонкая наблюдательность за людьми, их привычками и мелочами, из которых складывается жизнь. В-четвертых, хорошая память о детстве, живые картины глазами ребенка - даже при том, что пишет молодая девушка, это редко кому дано - сохранить в себе детское мироощущение. Наконец, нет того налета заумной богемности или наркологических фантасмагорий, как у Андруховича и Любко Дереша, или бесстыдного интеллектуального нудизма, как у, прости Господи, Ирены Карпы. Проза Тани Малярчук естественна и целомудренна.
Словом, читаю и получаю большое удовольствие. Местами неровно и слабовато - но только в сравнении с общим высоким уровнем книги и подлинными прозрениями, которые с лихвой окупают мелкие несовершенства.