Соловки-2010 (день второй)

Mar 16, 2011 22:01





Проснулись в 7:30 - на полчаса раньше запланированного времени подъема, - поскольку под утро замерзли. Термометр автомобиля при этом невозмутимо показывал все те же +7 градусов: холоднее стало из-за поднявшегося прохладного ветра.

К вечеру наступившего дня мы должны были оказаться в порту города Кемь - поселке Рабочеостровск, - попутно посетив триаду известнейших монастырей Русского Севера (Кирилло-Белозерский, Горицкий и Ферапонтов) и город Каргополь. Дневной пробег, таким образом, должен был составить около 950 км - или около 12 часов только езды. Небольшое трофи по пути от трассы к месту ночлега и обратно вновь подняло потребление топлива - выше 12 л/100 км. Но топлива по-прежнему оставалось достаточно (запас хода был более 350 км) еще с заправки под завязку в Подмосковье, где дисплей показал запас хода в 1060 км.

Первым пунктом посещения стал Кирилло-Белозерский монастырь. Пожалуй, именно его можно назвать главным символом Русского Севера: несмотря на впечатляющую мощь своих стен, он словно парит над Сиверским озером. Ощущение могущества еще усиливалось холодным пасмурным небом. Парадоксально, но именно эти потрясающие воображение стены, выстроенные в середине 17 века (т. е. после смутного времени и набегов польско-литовских феодалов) и дошедшие до нашего времени, никогда не знали боевых действий. Но века и нераденье делают свое дело - во многих местах в крепостных стенах зияют огромные трещины.




Поскольку от Новленского до Кириллова доехали менее чем за час, смогли побродить по территории монастыря до официального времени открытия (9:00) и появления основной массы туристов, сполна наслаждаясь утренней тишиной и величественными видами монастыря. Наиболее полное представление о монастыре как крепости оставляет прогулка по стенам - причем есть возможность пройти как по нижней, так и по верхней галерее до самого озера.





Создать полную картину ощущений от Кирилло-Белозерского монастыря также позволят:

- посещение колокольни (стало возможным только с лета 2010 года) - высота подъема захватывает несильно, но сверху открываются замечательные виды на озеро и постройки монастыря (второй снимок наверняка знаком всем поклонникам фильма "Апостол");





- прослушивание колокольного перезвона - словами не передать, надо слушать;

- выход на берег Сиверского озера через монастырские ворота - с прогулкой вдоль него и ритуальным философско-меланхоличным сидением на огромных гранитных валунах.





Впечатлившись также уровнем цен на сувениры при полном отсутствии в них какого-либо намека на местный колорит и нараставшим в геометрической прогрессии количеством туристов, поспешили продолжить путь и направились в Горицкий монастырь.

Сам Горицкий монастырь, расположенный в селе Горицы на береге реки Шексны всего в 7 км от Кириллова, застали в плачевном состоянии - в строительных лесах, с обезглавленным собором.




Возле него не было парковки - лишь небольшая полоска между забором и сельской дорогой, заставленная машинами. Тут оказался кстати небольшой радиус поворота «Туарега», благодаря которому машина была весьма верткой и маневренной.

Зато в непосредственной близости от монастыря можно найти весьма необычные и оттого интересные вещи: это и большой дровенник полукруглой формы с оригинальным навершием, и гуси-лебеди кажущиеся издалека самыми что ни на есть настоящими. :)





На выезде из села располагается другая местная достопримечательность: пешеходная туристическая тропа на гору Маура, у подножия которой открывается удивительный вид на реку Шексну,


а с вершины виден Кирилло-Белозерский монастырь.

Также на вершине лежит валун, на котором по преданию остался отпечаток следа преподобного Кирилла, когда он узрел место для основания новой обители.
Сегодня склоны горы в направлении Кирилло-Белозерского монастыря заросли молодыми побегами деревьев, но с гульбища возведенной на вершине деревянной часовни,

Очень фотогеничный котик там водится - в попытках выпросить еды он потом проводил нас до самого подножия горы

монастырь виден хорошо. Реликтовый еловый лес с можжевеловым подлеском, растущий на склоне горы по пути на вершину, по непонятной причине частично огорожен забором.

По дороге в Ферапонтово заехали на канал герцога Вюртембергского,



как иногда называют сооруженную еще в 19 веке Северо-Двинскую водную систему, созданную для связи бассейнов рек Шексна и Сухона. Причем выехали на канал в районе Поздышского понтона (действующего деревянного моста)


по отличной гравийной дороге через Большое и Малое Зауломское, а не напрямую от Кириллова, до которого напрямую - как оказалось позже - всего 2 км.


Эдакий а-ля рекламный снимок на фоне стелы :)
Зато выдался удачный случай проверить поведение «Туарега» на гравийной дороге с великолепным покрытием и относительно пологими поворотами: даже на скоростях выше 120 км/ч машина двигалась по дороге уверенно, цепко держала повороты, дополнительно подруливая в наиболее крутых из них, тормоза продолжали эффективно срабатывать и на таком неустойчивом покрытии. Уменьшенного веса машины в тандеме с упругостью подвески оказалось достаточно, чтобы машина плавно повторяла профиль дороги даже после преодоления нескольких последовательных волн - не «втыкаясь» в одну из них и не задевая покрытие днищем.

Возвратились на трассу Р5 и направились в Ферапонтово.


Вид на Бородаевское озеро, на высоком берегу которого и стоит монастырь
Монастырь действительно расположен в очень живописном месте, но наиболее известным и ценным достоянием Ферапонтова монастыря являются все таки фрески Дионисия, написанные еще в самом начале 16 века и с тех пор не поновлявшиеся.


Находятся фрески в храме, вход в который через деревянные ворота в центре
Уникальность их в том, что это - единственный уцелевший ансамбль храмовой росписи Древней Руси. Кроме того, интересны они и тем, что это практически единичный случай, когда известен автор росписей: обычно росписи выполняли за плату либо в качестве послушания - и потому их не подписывали. Фрески данного монастыря - подарок Дионисия и поэтому на них красуется его собственноручная подпись о том, что работу выполнял он «со своими чады». Но монастырь интересен и сам по себе - как с архитектурной, так и с культурно-исторической точки зрения.


Например, 2-х шатровый купол надвратной церкви - достаточно редкий элемент русского архитектурного стиля

По дороге в Каргополь решаем проехать чуть дальше нужного поворота, чтобы полюбоваться на безымянное (в имевшемся дорожном атласе) озеро. Навигатор также был слабым помощником, поскольку хоть и нашел трассу Р5, но показывал ее на дисплее только в десятикилометровом масштабе и вести по ней по-прежнему отказывался. В результате озеро мы так и не отыскали, зато получили отличный шанс протестировать «Туарег» в условиях лесного бездорожья, на которое мы попали, повернув предположительно в сторону озера. Здесь кстати оказалась способность изменения высоты пневматической подвески - все ухабы и изломы дороги, изобилующие торчащими в разные стороны корнями деревьев и небольшими валунами, преодолевались без осложнений. Впрочем, передвижение в таком режиме трудно назвать комфортным: при поднятой подвеске машина начинала припрыгивать на кочках, словно каучуковый мячик на паркете. Это негативно отражалось и на управляемости машины.

В конечном итоге мы добрались до запруды на реке


и заводи, используемой местными жителями в качестве ангаров для катеров и лодок.


Впоследствии выяснилось, что река эта - Ковжа, а запруда - Ковжская плотина, некогда являвшиеся частью уже Мариинской водной системы - прообраза Волго-Балта.


В этих местах - удивительно красиво и живописно!

Вновь выехав на трассу Р5, возвращаемся до деревни Прокшино, где в живописнейшей долине реки Кема сворачиваем в направлении Каргополя. Именно здесь, на 40-километровом участке трассы Р1 (Вытегра-Каргополь-Плесецк-Архангельск) между Прокшино и Кречетово становится особенно очевидным факт, что в России есть именно направления, а не дороги. Вот что написано о трассе Р1 в Википедии: «…Трасса Р1 до Каргополя со стороны трассы Вологда-Вытегра сезонно проезжа. Это старая грейдерная дорога в одну полосу с бродами и огромными ямами, заполненными водой. Автомобилям с неполным приводом лучше ехать в объезд. Но и для полноприводных могут быть проблемы…». Дополнением картины стали: деревянный мост через реку в довольно плачевном состоянии,



Вид сверху (слева) и сбоку (справа). Самое забавное, что перед въездом на мост весит знак ограничения веса 25 т :)
броды и болотины, пересыпанные небольшими бревнами-кругляками или грубым тесом. В местах выезда к трассе от лесозаготовок встречались и колеи с мокрой глиной и грязью.

Впрочем, со всеми дорожными трудностями «Туарег» справился абсолютно спокойно и уверенно - даже без использования штатного внедорожного оборудования. Потрясающе машина проявила себя на тех участках, где начиналась лесная дорога с ровным песчано-гравийным покрытием и пологими ямами, наполненными водой: хотя она всплескивалась выше крыши, на лобовое и боковые стекла машины не попало ни одной капли мутной воды и грязи.



Единственное, что начинало пугать и настораживать - быстрый рост потребления топлива и параллельное снижение запаса хода: за время движения по участку бездорожья (около 40-60 км) он сократился почти втрое больше пройденного расстояния. При этом полной уверенности в том, что в Каргополе есть заправки (а тем более заправки с качественным топливом) у нас не было. Существенно возросло и время пути: участок в чуть более 100 км от Прокшино до Каргополя был преодолен за два с половиной часа.

Каргополь - один из древнейших и некогда один из крупнейших торговых и культурных центров Русского Севера - предстал как типичный город российской глубинки: с одной стороны умиротворенный и уютный,



Необычное написание обычного слова :) (слева) и табличка с названием улицы, вырезанная из дерева (справа)

с другой - неухоженный и обветшалый даже в самом центре.


Этот дом расположен на центральной площади, по соседству от здания Администрации

Между тем, в городе и сегодня можно найти много интересного: в частности, с пристани на реке Онега открывается потрясающий вид - как на город,

 
так и на саму пристань.


А в теплое время года можно совершить увлекательное путешествие на теплоходе по реке и озеру Лача, из которого она вытекает.



После беглого осмотра достопримечательностей и выезда, довольно долго пытаемся отыскать заправку, хотя по утверждениям местных жителей их в городе целых 3. Выехали в сторону Пудожа в надежде, что уж на трассе-то АЗС должны быть по определению. Не тут-то было: водитель первой же встреченной машины (с питерскими номерами) подтвердил, что до самого Пудожа заправок нет, а это около 165 км хода (при оставшемся у нас запасе хода в 150 км). К тому же, по словам водителя, дорога до Пудожа весьма посредственного качества. Возвращаемся в сторону Каргополя и ищем АЗС вместе: петербуржцам предстоял неблизкий путь до Плесецка. В конечном итоге на окружной нашли местную АГЗС, где и заправились из расчета следующей дозаправки не раньше, чем в Медвежьегорске (около 370 км пути). Вопреки упомянутому выше утверждению про российский дизель, даже после заправки на АЗС неизвестной местной компании двигатель работал также четко, тихо и резво.

По дороге остановились полюбоваться достопримечательностями каргопольского края: тройным ансамблем деревянных сооружений Погоста Лядины в деревне Гавриловской - одним из 4-х в России, дошедших до наших дней (наряду с ансамблем на о. Кижи, например)



и озером Лекшмозеро - смотревшемуся особенно живописно и могущественно на фоне нахмуренного северного неба.




Трасса Р2 (Каргополь-Пудож), вопреки утверждениям встреченных нами в Каргополе петербуржцев, оказалась не такой отвратительной, особенно вначале, где уложены плиты в еще относительно нормальном состоянии и дорога спрофилирована (мало поворотов и холмов). Далее дорога несколько ухудшается: начинается местами разбитый грейдер с гравием среднего размера. Но главное - дорога становится петлистая и холмистая, причем повороты очень крутые и постоянные - своего рода равнинный серпантин. Вот здесь - в отличие от грейдера с пологими поворотами - «Туарег» начинает вести себя менее уверенно: при входе в повороты проявляет недостаточную поворачиваемость, в самих поворотах дает ощутимый крен - не помогают здесь ни то, что машина стала легче, ни то, что она стала ниже. И вместе с тем машина словно бы сама начинает рулить и работать вместе с водителем, хоть иногда в поворотах и начинает казаться, что вот сейчас не хватит расстояния и машина вылетит с дороги. Это с лихвой компенсирует недостаточную поворачиваемость при входе в поворот, а возрастающие при этом крены хоть и начинают ощущаться острее, все же не становятся дискомфортными.
Вскоре после въезда в Карелию (приблизительно в 80 м от Каргополя, в районе д. Заозерье) началась дорога отличного качества - на высокой насыпи, профилированная, с великолепным асфальтовым покрытием. Впрочем, по очередной удивительной российской традиции продлилась она около 45 км и закончилась буквально за пару десятков километров до Пудожа. Далее до самого Медвежьегорска и впоследствии до Кеми/Рабочеоостровска дорога была асфальтирована, но с большим количеством выбоин и провалов, местами достаточно глубоких и опасных (с острыми краями). В остальном дорога до Рабочеостровска прошла без приключений и около 3:30 ночи мы припарковались у шлагбаума Кемь-порта и легли спать прямо в машине…

Вологодчина, Карелия, пространство, география, автомобиль, Соловки, дороги, Россия, путешествия, автопробег

Previous post Next post
Up