Вологда-Карелия-2009 (часть 2, окончание)

Feb 03, 2011 02:38

Вот и долгожданное :) завершение описания моего марш-броска по упоминавшемуся ранее маршруту.


Белозерск

От высадки с парома добраться до Белозерска оказалось делом техники, поэтому уже довольно скоро я оказался возле одной из самых знаменитых достопримечательностей Белозерска - его крепостных валов. Возле входа в Кремль (от которого, собственно, остались только валы и Спассо-Преображенский Собор) - стояла ладья, на парусе которой красовалось напоминание о том, что Белозерск - один из древнейших русских городов. Это и немудрено: ведь наряду с Великим Новгородом и Изборском он упоминается в «Повести временных лет» как вотчина и место упокоения Синеуса - одного из трех легендарных варяжских братьев. В те далекие времена, правда, сам город располагался несколько в другом месте и лишь спустя приблизительно столетие был перенесен на нынешнее место. С того момента и отсчитывается возраст современного Белозерска, который в 2010-м году отметил юбилей - 1050-летие…

Через ров к крепостному валу ведет каменный мост, а далее на склоны валов ведут деревянные ступени. Поднявшись наверх, невольно представляешь себе масштаб сооружений, некогда находившихся на их вершине - дух захватывает даже от прогулки по самим валам и тем видам на озеро Белое, которые с них открываются. Усиливает ощущение свежий - почти морской - ветер с берега, грозная синева озера, ощущение его безбрежности и размер корабликов, стоящих на рейде в ожидании своей очереди пройти по Волго-Балтийскому каналу. Вид на Белое озеро с валов Белозерска - это, пожалуй, одно из самых потрясающих воображение и будоражащих эмоции и душу зрелищ, которые мне довелось ощутить в своей жизни!

Поскольку как сейчас помню сувенирная лавочка, расположенная напротив входа на валы, открывалась в 10:00, а время было примерно без 20 минут…, я не стал дожидаться и отправился дальше - меня ждали Вытегра и, возможно, Петрозаводск.

Белозерск - Вытегра

Дорога на «северный» паром до поворота на Есипово, остающегося справа, совпадала с дорогой, по которой я приехал из Кириллова. Далее она делает левый поворот и через Каргулино приходит на берег канала-реки Шексны. Наиболее достопримечательной здесь является расположенная на противоположном берегу полузатопленная полуразрушенная церковь, которая часто упоминается как в путевых заметках, так и в официальных заметках.

История с паромом (его наличием и расписанием :) ) повторилась и здесь, но стоимость ускорения процесса оказалась почему-то 100 рублей, а не 150, как на «южном» пароме. Позднее я, правда, узнал, что оба эти парома - местного автодора, а потому изначально бесплатные - вроде как «неотъемлемые продолжения» дороги общего пользования. :) Но я ни капельки не расстроился, к тому же работники на «северном» пароме очень тронули меня своим участием, спросив, куда я еду и узнав, что в Вытегру, посоветовав заправиться, т. к. ни одной заправки после Липиного Бора до самой Вытегры (т. е. около 180-190 км) нет. Впрочем, топлива в баке у меня было еще на 300-400 км, т. ч. я поблагодарил за предостережение, переправу и отправился дальше…

Далее я двигался по трассе Р-6 в направлении Липиного Бора, в котором она и влилась в уже ставшую знакомой и почти родной трассу Р-5. В целом характер дороги не изменился - как и до поворота на Кириллов это была относительно сносная асфальтированная дорога.

Наблюдения по дороге сводились в основном к природе: леса все более и более начинали напоминать тайгу - с преобладанием хвойных деревьев все плотнее смыкавшихся друг с другом. Кроме этого, сильно бросалось в глаза большое количество машин с мурманскими номерами (51) - это я приметил еще на участке от Вологды до поворота на Кириллов, но здесь их количество наталкивало на мысль о том, что вероятнее всего этот маршрут по какой-то причине используется водителями как альтернатива традиционному пути через Петрозаводск-Олонец. Причину мне удалось установить…, но только вечером того дня. :)

Вытегра

После 3 с лишним часов я уже въезжал в так давно желанную Вытегру. Не знаю, почему именно, но есть в географии какие-то слова и точки, которые неосознанно тянут к себе даже если не имеешь о них какого-то четкого представления. Чаще всего это точки-экстремумы - крайние точки, высочайшие вершины, наиболее удаленные и труднодоступные места, воображаемые или реально существующие линии и их пересечения (границы, параллели-диагонали и пр.)… Может быть, Вытегра - одно из таких труднодоступных мест, я точно не знал тогда и не сказал бы, что знаю теперь, но то, что она влекла меня к себе уже очень давно - это факт.

Наверное, ничем кроме отвратительно разбитых дорог в самом городе она бы мне и не запомнилась, и я бы просто проехал ее транзитом, если бы случайно не заметил табличку, указывавшую на некую… «подводную лодку Б-440». «Подводная лодка в степях Украины…» - ехидно мелькнуло в голове. :) Но, как оказалось, подводная лодка оказалась вполне себе реально действующим музеем на базе вполне себе реальной (естественно списанной) подводной лодки.

Внутрь лодки-музея я, как водится, не пошел - на этот раз уже ввиду того, что было относительно поздно, а меня еще ждала долгая дорога до Петрозаводска, да и вообще-то до дома - тоже. :) И потом: решил, что более удачного повода, чтобы вернуться в Вытегру еще раз, чем посетить этот музей, просто не будет. :) К тому же некоторое время спустя мне рассказывали о том, что там внутри и показывали фотографии - т. ч. я лишний раз убедился в правильности своего решения обязательно посетить этот музей в другой раз.

Впрочем, если говорить серьезно, то кроме уникальной подводной лодки, вытегорский край может удивить и окружающей природой - будь то непроходимые таежные леса или живописные берега расположенного недалеко Онежского озера. Незабываем и вид огромного (по речным меркам) танкера, буквально протискивающегося между стенками канала, проходящего непосредственно через сам город.

Побродив возле подводной лодки, купив памятных футболок с ее изображением и насладившись зрелищем проходящих по каналу судов, я направился далее - на Петрозаводск. До Вытегры я думал, что поеду «восточной» дорогой - через Пудож на Медвежьегорск, а уже оттуда «спущусь» на юг в Петрозаводск. Однако прикинув, что это не мене 400 км и - по такой дороге - не менее 7 часов пути, решил отправиться «западной» дорогой - вдоль западного берега Онеги, через населенный пункт Вознесенье Ленинградской области.

Вытегра - Вознесенье - Петрозаводск

Возможно, это было ошибкой - хотя я и был уже примерно через 3-4 часа в Петрозаводске. Но обо всем по порядку.

Во-первых, дорога стала - как мне в очередной раз показалось - хуже некуда (позже оказалось, что было куда) - по-видимому, близость к южным, в большинстве низинным и оттого заболоченным берегам Онеги, крайне отрицательно сказывалась на качестве дороги. Во-вторых, довольно скоро стало очевидно, что весь поток - причем именно весь, полностью, до единой машины - исчез. Это означало только одно: мурманчане, до этого столь часто встречавшиеся мне на пути, ехали через Пудож - Медвежьегорск и, стало быть, там была относительно сносная и проходимая дорога.

Что касается «западной» дороги, то если до Ошты она оставалась еще вполне пригодной для пусть и не слишком комфортной, но все же езды, то после поворота на Вознесенье и особенно после въезда в Ленинградскую область она постепенно стала превращаться в стиральную доску. Причем дальнейшее ухудшение дороги - единственный признак, по которому можно было догадаться о пересечении границы областей: ни единого указателя о том, что началась Ленинградская область, не было. В общем, приближаясь к Вознесенью, все более навязчиво думалось о том, что сие название населенного пункта - из-за плохих дорог: мол, доберешься по такой дороге - да и враз вознесешься! :)

Тем не менее, до Вознесенья я все же добрался. Здесь, в отличие от предыдущих паромов за этот день, пришлось постоять в очереди и подождать какое-то приличное время - минут 30-40 до прихода парома с другого берега р. Свирь и его разгрузки. Отличительной особенностью этого парома стало также и то, что:

- после посадки по нему ходила тетенька-кассир и выбивала чеки за проезд;

- во-вторых, проезд этот стоил уже 200 рублей (если мне не изменяет память);

- в-третьих, паром был набит битком и среди путешествующих на нем числился также лесовоз - с прицепом и доверху груженый кругляком. И самое главное: то ли из лени капитана, то ли из-за экономии топлива, то ли по какой другой причине на другом берегу паром причаливал так, что машина оказывалась к выезду задом, и потому приходилось съезжать с него задним ходом - те еще ощущения даже для опытного водителя, скажу я вам.

Вдобавок ко всему после Вознесенья дорога наконец-то испортилась окончательно, превратившись в перманентные выбоины, местами залатанные уже сгнившими и раздробленными гатями - двигаться здесь больше 40 км/ч становилось просто опасно для машины. Лесная чаща, казалось, все ближе подступала к дороге и смыкалась двумя непроходимыми стенами по обеим сторонам дороги. И все это на фоне, как я уже сказал, практически полного исчезновения что попутного, что встречного потока автомобилей…

Страшно, да? :) Временами мне и самому становилось несколько не по себе. Впрочем, по мере того, как низинная прибрежная часть Онеги заканчивалась и все чаще стали наблюдаться признаки приближения к Балтийскому щиту (скальные выходы, огромные отдельно лежащие валуны и т. д.), дорога становилась все лучше и лучше - особенно на водоразделах, сильно ухудшаясь лишь на пересечениях ручьев и балок. И разве могут все эти мелочи сравниться с впечатлением, произведенным вспорхнувшим в метре от правого бока машины тетерева, пролетевшего вровень с ней добрых несколько сот метров, словно соревнуясь? :) Или от лицезрения якобы трусишки-зайки серого, что сидел на обочине на одном из участков то ли в районе Щелейки, то ли в районе Каскесручья, где уже даже стали появляться кусочки асфальтированной дороги - сидел, и даже не подумал дать деру при приближении автомобиля!... :)

Окружающие ландшафты, тем временем, становились все живописнее километр за километром: на смену непроходимой заболоченной таежной чаще постепенно приходили типичные светлохвойные (сосновые) леса, с подлеском из можжевельника и кустарничков (черника и пр.). Также все более отчетливыми становились проявления Балтийского щита: все чаще встречались открытые выходы пород и скальники, относительная высота над уровнем озера продолжала расти. В районе старинного вепсского села Шокша, в поселке Кварцитный, насколько мне было известно и как следовало из названия, находится месторождение уникального розового и малинового мрамора. Ради этого я свернул с трассы и заехал в поселок Кварцитный - но, к сожалению, самого карьера отыскать не смог. А посмотреть там действительно есть на что (фото с сайта «Чудеса России»): http://images.izvestia.ru/ruschudo/foto/12535-big.jpg

Въезд в Карелию ознаменовался также появлением асфальтированной дороги во вполне сносном состоянии - что после сотен километров бездорожья сильно радовало…, но нагоняло сон. :)

Петрозаводск

В городе на улице, по которой я въехал (по разным данным то ли Вытегорское, то ли Вознесенское шоссе), полным ходом шли ремонтные работы и прямой въезд в Центр был зарыт. Поэтому долго и безуспешно прокатавшись на машине в поисках главных достопримечательностей (к коим я в первую очередь отношу набережную), припарковался на какой-то площади недалеко от элегантного Собора Александра Невского (он мне чем-то напомнил Собор в Хельсинки, который я видел на фотографиях у друзей), расположенного на одноименном проспекте и пошел пешком. Прогулка преследовала две цели: все же найти еще какие-нибудь достопримечательности кроме Собора и поесть. Но то ли уже было относительно поздно (около 17:30), то ли в неудачном районе я припарковался, то ли я уже просто устал…, но в итоге не удалось достичь ни одной из поставленных целей. :( В немалой степени поспособствовала неудаче моя неподготовленность - у меня не было с собой даже элементарной карты города, а в автомобильном атласе план города был весьма приблизительный.

Как бы то ни было, но первое знакомство с Петрозаводском оказалось не слишком удачным, хоть и очень приятным - сам по себе он производит впечатление очень тихого, уютного и чистого города.

Дорога к дому…

Начало движения в сторону дома ознаменовалось тем, что я немного заплутал - ведь я въехал в Петрозаводск с юга, а Мурманское шоссе касается его совсем немного на самой северной окраине и затем резко уходит на запад.

Но самое страшное ждало меня впереди: уже имея опыт езды по неплохим карельским дорогам, я на одном дыхании пролетел небольшой участок окружной… и встал. Оказалось, что федеральная трасса в районе Петрозаводска не просто ремонтировалась - она в прямом смысле слова была раскурочена: то тут-то там, в огромных ямах глубиной во всю насыпь (а в этих заболоченных местах почти 100% дорог идут по насыпям) ковыряли землю экскаваторы. Причем ввиду того, что ямы эти были расположены то на одной стороне остатков дороги, то на другой и шли почти сплошняком, движение было крайне медленным и хаотичным - «паровозики» из попутных машин попеременно двигались по уцелевшим участкам дороги. Общая протяженность этого участка на тот момент составила приблизительно 40 км - почти до районного центра с любопытным названием Пряжа.

Потеряв на этом участке около 2-х часов, я, наконец, понял причину наличия большого числа машин с мурманскими номерами на дороге от Вологды до Вытегры до того, как я свернул с нее на Вознесенье: видимо дорога через Пудож (по восточному берегу Онеги) была в гораздо лучшем состоянии. Последующее обращение к Интернет-ресурсам по расчету расстояний выявило еще и тот факт, что путь из Москвы в центр или на север Карелии (и далее в Мурманскую область) через Вологду короче, чем через Ленинградское шоссе.

Уже в сумерках добрался до Лодейного Поля. Спросив у гаишников на кругу после колоритного металлического моста через красивейшую реку Свирь дорогу на Тихвин, устремился к очередной своей ошибке. Через несколько километров показался нужный мне поворот налево  - на Тихвин (трасса Р36). И вначале дорога была не только асфальтированной, но еще и в довольно приличном состоянии. Но уже после Алеховщины она превратилась в традиционный гравийный «грейдер» с нередкими выбоинами - особенно на и после поворотов. Это сказывалось особенно ощутимо на мягкой подвеске «Элантры» - иногда казалось, что на очередной кочке колеса с силой ударяли не в амортизаторы, а в капот. В итоге пришлось проехать по темноте около 100 км такой дороги. И хотя в целом удавалось держать скорость в 80-100 км/ч, усталость накопилась неимоверная и от понимания того, что с такой дорогой через Боровичи до трассы Е105 еще очень долго, становилось мягко говоря грустно…

Добравшись, наконец, в первом часу ночи до Тихвина, традиционно заплутал. Спасло то, что в большинстве таких случаев и спасает: остановился у ближайшего такси и попытался расспросить, как доехать до Боровичей. Расспросив меня и поняв, что мне надо на московскую трассу, таксист стал уговаривать меня ехать не на Боровичи, а на Кириши. И, несмотря на то, что эта дорога получается с большим крюком, она окажется гораздо удобнее и быстрее, т. к. от Тихвина до Боровичей, а потом еще от Боровичей до выезда на московскую трассу в районе Валдая, дорога еще более убитая, чем была до Тихвина. После того, как ему удалось меня убедить, он еще довольно долго пытался объяснить мне дорогу…, а потом плюнул и проводил меня на своей машине почти до самого выезда из города - за что огромное ему спасибо! :)

По направлению к Киришам дорога и впрямь стала лучше - хоть и не без изъянов, но это был асфальт. В районе населенного пункта Будогощь - несмотря на наличие прямой дороги на Чудово - пришлось сделать еще больший крюк на север на Кириши: по словам таксиста через Будогощь дорога была тоже не в лучшем состоянии. После Киришей дорога улучшилась настолько, что я не заметил, как очутился на московской трассе - хотя Кириши приблизительно в 40 км от нее.

По трассе я смог проехать еще около 60 км и все же на повороте на окружную В. Новгорода меня уже настолько клонило в сон, что я решил не рисковать и остановиться на отдых. К тому же по последним воспоминаниям окружная В. Новгорода из-за бесконечно длящегося ремонта дороги была одним из самых сложных участков всей трассы Москва-Питер: более 40 км запрета обгона, отсутствия обочин, ремонтов переправ, притаившихся патрулей ДПС и прочих радостей жизни…

Время 2 часа 20 минут понедельника: позади 1733 км пути и более 28 часов за рулем - есть рекорд :)(до этого мне удавалось находиться за рулем без сна 23 часа и преодолеть 1620 км)!  Но теперь спать!...

Последний рывок.

Утро ознаменовалось двумя весьма радостными событиями: во-первых, безо всяких будильников я смог проснуться… в 6:00!, во-вторых, только начав движение по окружной, я обнаружил, что ее ремонт, длившийся только на моей памяти чуть ли не 20 лет, наконец-то закончен. Теперь это был один из самых удобных и лучших участков дороги - с 2-мя полосами движения в каждую сторону, разделителями, обочинами и прочими атрибутами высококлассной дороги. И даже без гаишников. :) Дальнейшая дорога была в основном уже традиционной и изученной: в очередной раз не остановился в уникальном месте под названием Крестцы. Славятся они не только как пункт, упомянутый в известной книге Радищева (как КрестЬцы), но и как самая знаменитая (как минимум на питерской трассе) Чайная - со свежим чаем, завариваемым из растопленных на углях старинных самоваров и домашними пирожками с разнообразными начинками! Традиционно же проковылял через весь Вышний Волочек, на выезде уткнувшись в рой фур, уже вылетевший из этого не менее известного их ночного пристанища; прочертыхался на дороги Тверечины практически до самого начала окружной города Медное, почти сразу переходящей в окружную самой Твери…
Тут я решил в очередной раз поэкспериментировать и не ехать до давно вдоль и поперек изъезженной «бетонки», а прямо с окружной Твери свернуть на дорогу на Волоколамск - уж очень давно мне хотелось ее разведать. Сама по себе дорога оказалась вполне неплохого качества (причем и тверской участок тоже) и очень мало загруженной машинами. Порадовали и информационные щиты на въезде в Лотошинский район, которые гласили: «Рады приветствовать Вас на территории самого экологически чистого района Подмосковья!» - особенно в свете появившегося вскоре указателя «Лотошинский полигон твердых бытовых отходов». Сразу вспомнился детский анекдот про ежика, который не вполне успешно занимался перед зеркалом самовнушением… :) Еще этот участок запомнился тем, что он, как оказалось, приходит к Волоколамску мимо села Ярополец, где расположены две прекрасные усадьбы (Ярополец Гончаровых и Ярополец Чернышевых), в которых я бывал до этого… Но это уже совсем другая история, которая воспоследует, но только еще и в фото-формате. :)

Вологодчина, Карелия, путешествия, Россия, автопробег

Previous post Next post
Up