Вологда-Карелия-2009 (часть 1)

Jun 11, 2010 02:01


Около года назад, в то самое время, когда в Москве проходил финал конкурса «Евровидение-2009», я спонтанно отправился в дорогу. Настолько спонтанно, что не представлял предполагаемого маршрута и не взял с собой никакого - даже плохонького - фотоаппарата. Подсознательно я давно хотел побывать на Русском Севере - одном из самых для меня неизведанных регионов России в Европейской Части и в результате маршрут оказался следующим:

Троицк (МО) - Ярославль - Вологда - Кириллов/Ферапонтово - Белозерск - Вытегра - Вознесенье (Ленинградская область) - Петрозаводск - Лодейное Поле (Ленинградская область) - Тихвин (Ленинградская область) - Кириши (Ленинградская область) - Великий Новгород - Тверь - Волоколамск - Руза - Дорохово - Крекшино - Троицк (МО)




Общая протяженность - 2355 км, время в пути - около 41 часа. :)

Трасса Троицк -Ярославль - Вологда
Выезд состоялся как раз перед самым началом финала «Евровидения» - около 22:00 16.05.2009 г. Дороги поздним субботним вечером оказались вполне терпимыми даже на МКАДе и потому, даже двигаясь не слишком быстро, в Ярославль я въехал около 2 часов ночи, а уже около 4 утра подъезжал к городу Грязовец. Причем как мне показалось некоторое время потратил в самом Ярославле, поскольку в городе до этого бывал дважды, а вот в сторону Вологды не выезжал ни разу и потому двигался по указателям - что, как показывает практика, обычно дальше самого оптимального и удобного маршрута. :)

Впрочем, Вологодская область встретила уже ставшим для меня традиционным при посещении нового региона общением с сотрудниками ГИБДД. Случилось это при подъезде к тому самому Грязовцу - причем на стационарном посту на трассе, где по гениальной российской традиции висел знак 50 км/ч (почему бы не 20 - так можно успеть и сзади машину осмотреть если что?). Причем и превышение-то было каким-то пустяковым (20, а то и меньше км/ч) и остановил инспектор явно из-за подмосковного знака - в общем, встал я в позу и это стоило мне около 1 часа времени. Хотя время это я провел с пользой: немного подремал в машине и отбился от наглых попыток инспектора осуществить несанкционированный обыск моего автомобиля. :)

Получив в конечном итоге копию протокола, решил по такому случаю проехать через сам Грязовец (в котором, судя по отрывочным воспоминаниям, также должны были сохраниться традиции кружевоплетения) и далее двигаться в Вологду по параллельной трассе. К своему разочарованию ничего напоминающего о кружевоплетении в утреннем городе мне не повстречалось, а вот пригородные промышленные зоны забитые кругляком, колдобины на дорогах вплоть до Вологды… и молодежь, возвращающаяся с дискотеки - в изобилии. :) Вместе с тем, положительным результатом проезда через Грязовец стал повстречавшийся населенный пункт с заинтересовавшим меня названием Камешник (я изначально думал, что топоним происходит от альтернативного произнесения профессии, ан Интернет говорит, что нет :) ) и более легкий в сравнении с движением по трассе приезд в Центр Вологды…

Вологда
В результате всех приключений и перипетий в Вологду я приехал около 5 утра, а возле Вологодского Кремля был около 5:30… И то ли утро было такое чудесное, то ли место это само по себе столь удивительно и прекрасно, но, прогуливаясь по еще пустынной площади перед Колокольней и Собором я получал истинное эстетическое удовольствие: от тонких архитектурных форм, залитых нежным утренним солнышком; легкого тумана, волнами набегавшего с плавно текущей реки; от мерно покачивавшихся на ней корабликов, манящих совершить водное путешествие в Спассо-Прилуцкий монастырь… и даже поливальной машины, в столь ранний час приводившей город в порядок… Редкие прохожие неспешно направлялись по своим делам; дворник, уткнувшись подбородком в метлу, мечтательно смотрел куда-то вдаль… Тишина, спокойствие, благодать… - идиллия. :) И почти свершившаяся мечта побывать в Вологде на 70-метровой колокольне. Почти - потому что удалось побывать только рядом с колокольней, а не взобраться на нее. Не увидел также квартала, где каждое строение - «дом, где резной палисад», но зато в отличие от Грязовца повстречалось множество напоминаний о том, что Вологда - кружевная столица России. Что ж - есть лишний повод вернуться, чтобы доосуществить мечту. :)

Но пора было двигаться дальше, поскольку к этому моменту предварительный план дальнейшего путешествия уже созрел в моей голове: я давно хотел увидеть Кириллов (с Ферапонтово) и Белозерск, а также проверить, насколько пригодна для передвижения показываемая на картах дорога от Вытегры до трассы Питер-Мурманск - в любом из направлений (вдоль западного или восточного берега Онежского озера). Почему-то тот факт, что до самой Вытегры существует нормальная дорога, на тот момент у меня сомнений не вызывал. А зря…

Вологда - Кириллов/Ферапонтово
Впрочем, в самом начале трасса Р-5, идущая от Вологды на Вытегру, радует обилием интересных мест. Поскольку по незнанию из Вологды я выехал по ближайшему выезду (а им оказалось продолжение трассы М-8 на Архангельск), до трассы Р-5 пришлось некоторое время ехать по окружной. На ней расположено с. Семенково, где расположен один из наиболее известных на Вологодчине архитектурно-этнографических музеев. Но время было раннее, а открытие было нескоро, и потому я продолжил путь. Чуть дальше по пути обнаружился поворот на все тот же Спассо-Прилуцкий монастырь - но после зрелища на набережной Кремля я твердо решил посетить его только и только по воде. :) Следующая достопримечательность встречается уже на самой трассе Р-5 - и не просто встречается, а сопровождает вас почти на протяжении 50 км пути. Речь, конечно же, о довольно известном и сказочно живописном даже из окна автомобиля Кубенском озере…

И вот, наконец, поворот на Кириллов - время уже почти 7 утра. На повороте голосует незлобивого вида мужичонка с сумой-котомкой - дай, думаю, подвезу. И надо ж такому случиться, что мужичонок тот оказался с местным говором - едет в Кириллов, чтобы сесть на автобус до Череповца (лишнее подтверждение сопоставимого, а то и большего влияния этого города в области - сам факт езды в него, да еще и в объезд областного центра). Поговорили… или нет, не так: пОгОвОрили (и только так! :)) с ним о том - о сем, а тут уж и Кириллов - я к монастырю свернул, а мужичок на автостанцию потопал. Вот уж никогда бы не подумал, что знаменитый вОлОгОдский говор - это не преувеличение, а вполне себе осязаемая в разговоре вещь. Причем временами казалось, что он будто бы говорит на иностранном языке! :) С тех пор, каждый раз, когда расплачиваюсь в магазине, отчетливо замечаю свое мАсковское «спасибА». :) :) :)

Кириллов/Ферапонтово
Вот и Кирилло-Белозерский монастырь - о котором немного знал из истории, много слышал от посещавших его и больше всего мечтал посетить. В столь ранний утренний час припарковать автомобиль оказалось несложно :) и я отправился на осмотр окрестностей обители, поскольку вход внутрь был еще закрыт. Здесь, даже еще больше чем в Троице-Сергиевой Лавре бросается в глаза крайняя неоднородность, если можно так сказать дискретность Пространства России: ухоженность и опрятность заканчивается в десяти шагах от монастырской стены - покосившиеся заборы и хаты, кое-как обрабатываемые приусадебные участки, нередко поросшие высоким сорняком… И вместе с тем, умиротворенность, жизнерадостность, гармоничность… и мощь утреннего пробуждения древней Крепости на озере. Само Сиверское озеро еще подернуто легкой дымкой тумана, освежающего в преддверии жаркого и даже душного дня… Поражает и завораживает сила и дух времен, таящиеся в мощных стенах, угловых башнях и контрфорсах Крепости - звуки прошедших битв клокочут и ревут сквозь прошедшие века и мирное утреннее щебетанье соловья… Но вот еще один поворот и легкий шепот прибоя и лязг сражений остаются позади - впереди припаркованный на стоянке автомобиль и дальнейший путь, в другую жемчужину - Ферапонтов монастырь.

Расположен он недалеко, однако чтобы попасть в него из Кириллова, приходится вернуться на трассу Р-5 и некоторое время продолжать движение по ней. Причем по опыту (и надо признать - горькому) поворачивать надо не тогда, когда появляется указатель Ферапонтово, а только тогда, когда появляется указатель то ли «Ферапонтов монастырь», то ли еще более откровенно - «фрески Дионисия». :) Горьким опыт оказался по той причине, что если поворачивать на указателе на Ферапонтово, приходится проехать петлю, которая проходит рядышком от стен монастыря, буквально на расстоянии небольшого мостика через речушку или ручеек…, но, как гласит «кирпич» - мостик непроезжий. Петля же, между тем, выходит все на ту же трассу Р-5 и от этого выезда до того поворота, с которого можно приехать на парковку перед монастырем - еще около 1-2 км. И ладно бы петля просто выходила на трассу и все - ведь нет: на ней еще сделаны лежачие полицейские, столь крутые, что по моему незнанию и запоздалой реакции бедной машинке пришлось пропахать по одному из них всем брюхом!… :( Но пронесло. :) С другой стороны, если уж все таки заехали через один из въездов «петли», можно смело оставлять машину возле мостика и, перейдя его и пройдя около 100 м, оказываться непосредственно возле входа в монастырь, а не наматывать дополнительные километры на машине. :)

Ферапонтов монастырь, в отличие от своего соседа, несмотря на более очевидное доминирование в ландшафте (недаром его даже с трассы видно), производит куда менее грозное впечатление - низкие, более декоративные нежели прикладные, стены способствуют этому в наибольшей степени. И вместе с тем сразу ощущается различие внутренних сущностей этих монастырей: если Кирилло-Белозерский несомненно воспринимается как Крепость, то Ферапонтов - как Обитель. Тому же способствует и всемирно известное достояние (внесено в список Всемирного наследия ЮНЕСКО), которым обладает Ферапонтов монастырь - фрески Дионисия… Но, как было заведено в этой поездке, было слишком рано и осмотреть фрески еще было нельзя - хотя и были открыты ворота монастыря и мне удалось погулять по внутреннему двору. :)

Кириллов/Ферапонтово - Белозерск
Дальнейший мой путь лежал на Белозерск, но, насколько я знал, добраться до него из Кириллова можно было только на пароме. Причем парома таких два: один «южный» - в районе деревень Алексеевская и Кирьяновская, что под Кирилловым; второй «северный» - в районе села Каргулино, что уже фактически под Белозерском, но добраться до него можно только сделав огромный крюк через Липин Бор. В принципе, можно приехать в Белозерск и вообще без паромов, но для этого надо от Вологды ехать по трассе А-114 (Новая Ладога-Тихвин-Череповец-Вологда) и в районе Череповца сворачивать на трассу Р-6 (Череповец-Белозерск).

Поскольку в дальнейшем я намеревался двигаться на Вытегру, решил попробовать приехать в Белозерск с «южного» парома, а уехать как раз в сторону Липиного Бора и Вытегры - с «северного». Оставалась только одна загвоздка: я знал, что паромы есть, но абсолютно не представлял, работают ли они и если работают, то по какому расписанию. Но делать нечего: выяснить это можно было только опытным путем - в конце концов, не на лодках же рейсовые автобусы до Череповца переплывают реку! :)

Для осуществления задуманного пришлось вернуться в Кириллов и уже оттуда, следуя указателям (безусловной редкости на российских дорогах), устремиться в сторону паромного причала. Вначале дорога даже оставалась относительно сносной - хоть и с выбоинами, но все же асфальтированная. Но буквально через 10 км, в районе деревни Власово, дорога, согласно указателю с надписью «паром» (или как-то так), уходила влево и из асфальтированной превращалась в гравийную - хотя по размеру камней ее можно было назвать скорее щебенчатой. Здесь я впервые задумался о том, что вот теперь-то начинается настоящее российское бездорожье - и в первый раз ошибся: ввиду того, что гравий был хорошо выровнен и довольно быстро удалось приноровиться к непривычному покрытию, удавалось без особых хлопот держать скорость в среднем около 80-90 км./ч. Но какой при этом оставался пыльный шлейф позади - просто загляденье: так и представляешь себя участником какой-нибудь бахи (небольшого ралли-рейда) вроде «Карелия» или «Россия-Северный Лес»! :)

Хотя путешествие по такому покрытию было для меня не внове: ведь к тому моменту мне уже посчастливилось поездить по федеральному шоссе «Лена» - пусть и не за рулем… Да и на пароме к тому моменту мне уже доводилось плавать: буквально за 3 недели до этого в Козьмодемьянске и в далеком 2003 году в Клайпеде. Потому и причал парома в районе населенных пунктов Амосово и Вогнема оказался вполне узнаваемым: небольшая баржа, пришвартованная к берегу, оборудованная съездами для машин. Но был один отрицательный момент: не было самого парома. Точнее он был, но на другой стороне и, согласно расписанию на небольшом стоящем чуть поодаль домике, приблизительно в это время должен был только отправляться с той стороны. Это означало, что с этой стороны паром если и отправится, то не раньше чем через минут 40… Однако из домика вышел мужичок и сказал, что отправление парома можно ускорить… всего за 150 рублей - вот только идущий по Шексне танкер пропустить придется. :) Недолго думая, я согласился и уже через 15 минут мы с машинкой, покачиваясь на волнах широкого в этом месте канала-реки, приближались к причалу на другом берегу, у населенных пунктов Десятовская и Кирьяновская…

Вологодчина, Карелия, путешествия, Россия, автопробег

Previous post Next post
Up