Одиночный зимний поход 2023. Или как я провел 34 часа , топча снег 0.5 км/час

Dec 23, 2023 15:08


Встреча с кабанами , организация просушки и сон на рюкзаке! Все как всегда. Время побыть наедине с мыслями



15-18.12.23



Есть вещи, которые могут приедаться. Однообразие повседневной рутины - это храм уныния. Хотя многие себя убаюкивают спасительным ровным ходом стабильности.  Приедаться может еда! Даже многие люди, конечно же, при неправильном общении могут вызвать это ощущение. Но одна вещь всегда , всегда будет вызывать свежие и глубокие эмоции - прогулка по зимнему снежному лесу! Даже в том , казалось бы, чудовищно монотонном исполнении, которое будет описано в этом рассказе, это живые, настоящие и яркие ощущения. Дело лишь в том, что я достаточно давно практикую такие вылазки, и мой мозг уже как бы знает сам, что в такой-то определенный момент грядет порция эндорфинов . Это не вызывает шок или восторг, и , возможно, далекому от тематики читателю покажется , что автор равнодушен. Это не так. Равно как и ошибочно мнение некоторых моих читателей, часто проецирующих различные ситуации в моих походах на себя, и , тем самым , почему-то иногда думающих,  что я испытываю какие-то невообразимые мучения от трудностей. Или же то, что они ( трудности) какой-то сюрприз для меня ( Вода зимой холодная, как же так? А ночью темно!) К сожалению, а больше к счастью, проецирование событий - один из лучших инструментов познания реальности. Говоря простыми словами, именно это тот механизм, который позволяет нам мечтать. Однако, это не объективно, и разница между тем, где ты находишься - в непосредственном сюжете событий или же лишь представляешь их - весьма существенная. Дополняющим звеном становится сам автор. Ох уж все эти писаки, с индивидуальной манерой подачи, и прочими выпендрежными аспектами ( лишняя скромность - самый мерзкий способ выпендрежа, лично по моему мнению!) . Так что образовывающий уже окончательную реальность «тройничок» к сожалению будет так или иначе запятнан влиянием автора. Абсолютно такая же история обстоит с любыми видео. И дело в том, что если как можно меньше трогать оригинал, создается ощущение, что зритель , не находившийся на месте событий, может не так понять контекст происходящего. Сама суть любого монтажа - попытка передать не саму историю а её виденье . Как жалко, что эти стены восприятия так сложно пробить . Хотя я, в общем то, даже особо никогда и не пытался. Я лишь делюсь своим опытом, который, по вышеописанным причинам, даже только попадая куда-то кому-то в мозг,  почти наверняка не затрагивает те струны, на которые хотелось бы рассчитывать. Вот так вот, спустя больше чем одно десятилетие, мне все более и более кажутся гениальными кажутся простые и глупые шоу-выживания с Беаром Гриллзом. Даже в глубоком детстве, происходящее в них постановочное действо вызывало странное ощущение обмана , ввиду своей не логичности! Спустя много лет, я уже достаточно погрузился в атмосферу глубокого постмодерничекого абсурда всего что происходит вокруг. И сюжет тех шоу кажется идеальным, а подача очень яркой и стильной, задавшей тренды. Оболочка и послевкусие намного превзошли содержание!  Может быть и с моими приключениями будет так же!

Довольно слов, перейдем к сути! Моя давняя ежегодная традиция в самом конце года устраивать одиночный поход. Хм, в прошлом году я её нарушил, ввиду занятости работой! А в этом - на самом деле и не планировал. Просто хороший групповой маршрут удалось придумать, на несколько дней. Но все мои друзья и подруги были заняты ( не все на такой поход могут решиться, но у меня есть те, кто может. Их единицы, но эти люди настоящие).

Я отправляюсь на ночном поезде в Вологодскую область. Маршрут пройдет по глухим местам через лес и болото , от станции Сиуч до деревни Лукьяново . Это примерно 1/3 от всего маршрута, который я построил, но ввиду количества снега, путь в 64 км занял бы у меня неделю. А так - пройдено около 20 км, но все они настоящие.  Фото я не делал. Что снимать. Лес и снег. Это все уже было и будет много много раз.  А вот 2 интересных сюжета - кабаны и привал - были удостоены съемки.

Выхожу из поезда на станции Сиуч в 4.20 утра. Одноименная деревня осталась где-то юго-восточнее от станции, я же ушел сразу в лес. Работяги чистили снег на станции, конечно, поинтересовались, куда это я. Невнятный вышел разговор, в результате которого я сделал вывод, что на речке Сарка тоже где-то есть избушка. Однако эта речка-ручей, судя по картам, являлась северным притоком Сиуча, и уводила куда-то на север. Увы, не по дороге, увы, слишком близко и увы, искать что-то зимой крайне тяжелая задача. А вот для маршрута в обратную сторону это была бы идеальная избушка!

Через лес в нужном мне направлении пока шла грунтовка, никаких следов не было,  я был первопроходцем сейчас. Снега было по колено и чуть выше. И он еще падал и падал. Мне сразу стало ясно, что задача стоит не простая. Протоптать 64 км я бы точно бы не успел, так что постараюсь выжать все из тех 3 дней, что были заложены в маршрут. Да, не типично снежный выдался декабрь. Уже 19 декабря, сразу после похода, началась какая-то отвратительная недельная оттепель. Так что я очень рад, без всякого сарказма, что сумел вдоволь насладиться этим чистейшим и рыхлым снегом. Такого больше не будет этой зимой.  Да, сразу же встает вопрос - а чего это я был без лыж или снегоступов? Причин много. У меня нет снегоступов, я их одалживал иногда. А лыжи нужны «охотничьи» , широкие. У меня валяются старые такие лыжи, деревянные, но я абсолютно не умею за ними ухаживать, они не подготовлены. Да и я как-то привык пешком. В походном кружке типо моего всегда чего-то у кого-то не будет. Так что хорошо бы делать вылазки доступными для всех ! Да и за мной такая колея оставалась ( правда, падающий снег её засыпал), что идти даже 2 было бы в разы легче. Я думаю, если в 4 мужика топтать такой снег , по 15 минут будучи ведущим, а затем отправляясь отдыхать в конец отряда, можно двигаться очень эффективно. К сожалению, мы ни разу так не делали, что, кстати, весьма странно. Так складывались обстоятельства - либо путь был более менее протоптан, либо не было снега, либо участки маршрута были дико сложные но не тянулись на десятки таких снежных км. Чтобы именно за счет слаженного командного взаимодействия получить значительное преимущество перед условиями. Вот такое мне реально интересно!!! Это суть , основа и то, ради чего я трачу время и силы для организации людей.  Увы, сегодня я один. А маршрут, как на зло, идеально подходил бы- дорог не на одной карте здесь не существовало -  я строил путь по спутниковым снимкам. Зачастую, видны остатки лесовозных дорог, но очень часто, когда даже делаешь путь «в слепую» по наиболее логичным участкам местности, оказывается, что там кто-то когда-то ходил или ездил. Люди мыслят однотипно.

Где-то впереди была старенькая небольшая линия ЛЭП. А значит, какая-то дорога должна её сопровождать.  Вот показалась и она. Дороги не было рядом, но направление верное, так что иду вдоль. Прошел какое-то замерзшее болото. На открытых участках снега больше, идти сложнее. Наконец, вижу занесенное снегом подобие дороги. Сделана добротно, с насыпью,  с обоих сторон дренажи. Снега всего по колено или чуть выше. Вот по этой дороге и пройдет большая часть моего дальнейшего пути. Рассвет наступает пол 10 утра, погода пасмурная, но видимость начинает появляться с половины 9 . В поезде мне не спалось, бывает такое состояние перед походами часто. Так что с 4.20 по 9 утра - полноценный ночной переход.  Идти в темноте не тяжело, в этот раз я даже был с фонариками. Бывали случаи, обходился и без них. Ближе к 6 утра постарался подремать под елкой. Аккуратно освободим нижние ветки от снега и естественное убежище готово. Следует отметить, что это требует некоторой сноровки. Любое неосторожное движение и есть все риски быть сильно обсыпанным снегом! Поспал минут 20. Просыпаешься от того, что подмерзают ноги. Сворачиваешь коврик, одеваешь рюкзак и идешь дальше. Мой типичный способ привалов в таких переходах. Если удается даже на 15 минут задремать - сильно помогает отдохнуть. Это начинает работать, если ты сильно устал , идешь на износ и не спал. Так же следует отметить, что это эффективно при отсутствии сильного мороза - было -10 -13 ночью, идеальная температура для переходов, снег не липнет сильно. Так же, конечно, следует отметить, что нужно подходить системно и поэтапно , к такого рода виду привалов, хорошо понимать возможности своего организма. Тогда это эффективно. Случаи, когда люди засыпали и умирали бесконечно часто случаются, но там есть какие-то дополнительные факторы - алкоголь или критическая изнуренность. В обычном состоянии холод просто довольно мягко «будит» тебя. Я думаю, уже в -25 так дремать у меня бы не получалось уже. А в такую погоду избыточное тепло от нагрузки идет на пользу и помогает отдохнуть. Продолжим путь

Дорога увела меня довольно далеко западнее линии ЛЭП, которая была моим главным ориентиром т.к. через десяток километров должна была пройти через болото, и именно вдоль неё я собирался это болото пересекать. Дорога была приятным бонусом, но я готов был с ней расстаться. «Развилка» - увы, дорога ушла севернее , вдоль речки Сарки, вдоль которой я и шел сейчас. Наверное, там где-то и избушка. Я же пересекаю несколько вымерзших деревень-урочищ . Первое, как раз где я бросил дорогу -урочище  Сарская. По какому-то завалу из бревен пересекаем речку. Преимущество глубокого снега - я почти не взаимодействовал с рельефом под ним. Да, следует тут добавить, что реальная глубина снега была выше. Просто проваливался я лишь по колено. Сразу после речки еще одно урочище Балмасово - огромное пустое поле.



время 9.14 утра

Была замечена охотничья вышка. Ну, все сходится. Пару таких вышек наверняка на всех окрестных урочищах. И где-то штаб-изба. Классическая инфраструктура охотников. За урочищем вновь нахожу более менее сносную грунтовку-гать, уходящую куда мне нужно. Примерно в 10 утра, на очередном поле, встречаю стадо из 4 кабанов. Они меня не видели из-за деревьев, так что я скинул рюкзак, и как можно ближе их заснял на ГоуПро. Конечно, как только я вышел на открытый участок, они сорвались и убежали в лес, но сюжет вышел достойный! Если кабанов и стоит опасаться, то точно не зимой. Сейчас это голодные, напуганные животные.

Много последующих часов я просто шел. Здесь и наступает эта монотонность. Но в ней есть нечто медитативное. Абсолютная тишина, чудовищно низкая скорость хода. Начинает сказываться усталость. Идти 10-12 часов можно весьма эффективно, но все больше нужно отдыхать и меньше проходишь за раз. Между привалами я топтал по 250-300 метров,  и мне кажется это было все еще достаточно эффективным способом перемещения. Бывало и покруче.

В 15 часов дня я решил сделать привал с костром. В 15.30 дня должен был наступить закат. Нужно приготовить поесть , просушиться и подремать именно днем ( хотя все равно будет темно) и потом продолжить. Гораздо легче будет сделать это сейчас. А идти все равно в темноте - какая разница, будет 9 вечера или 3 ночи на часах? Разве что в 3 будет чуть прохладнее, и это даже на руку!



Темнеет быстро. Но оставшиеся пол часа светового времени - все что мне нужно, чтобы выбрать место и сделать большую часть работы. Больше свет мне не нужен.

Выбрано было вот такое место, кругом мелкие сушины , и в паре десятков метров дальше начинается березовый лесок, дающий неограниченное количество бересты. Поваленное дерево же было небольшим отражающим экраном . Где-то 1,5-2,5 часа шли подготовительные работы , розжиг костра, просушка и ужин.  Да, следует отметить, что одет я был по-зимнему. Дутые охотничьи штаны, походная куртка, шапка, с возможностью полностью закрыть ей лицо - вот верные друзья таких привалов.  На ногах , впервые , я был в так называемых «дутиках» - крайне легкая и одновременно теплая обувь. Я не представляю, как такую сушить у костра. Да и проткнуть можно любой веткой. НО! Именно в таких условиях, в снежном лесу и в легкий мороз, при относительно легком рельефе, эта обувь показала себя безумно эффективно. Дополнительно укрепленные бахилами, мои ноги были сухие... до момента начала просушки, когда частично оставшийся снег растаял. И сразу же все высыхало. Я старался как можно аккуратнее делать это у костра, такая обувь просто не предназначена для огня. Эта обувь - самая большая авантюра этого похода, я был почти уверен, что порву или сожгу их. Думаю, при наличии нормальных участков с буреломами так бы и случилось. Но , блин, ни разу еще прежде после почти 10 часов хождения по лесу зимой ноги у меня не были сухими! Да кстати, топор рубил отлично, спасибо Дане, который наточил его неделей ранее. Я даже , от нечего делать, свалил большую сушину - пока костер разгорался. Но она не понадобилась.

Я развалился и лег подремать у углей, поспал я до пол 10 вечера. Записал сюжет где-то часов в 7 вечера про эту остановку. Конечно был великий соблазн подкинуть дров и остаться еще. НО! Во-первых, я все равно до 9 утра т.е. до рассвета не буду спать . И во-вторых, я уже понимал, что мне нужно идти всю ночь, чтобы в обед дотопать до ближайшей деревни и глухой дороги. Приду поздно - точно не поймаю попутку до трассы ( не факт, что даже днем поймаю, конечно) . Но бессмысленно проводить следующую ночь у деревни мне не особо хотелось. Привал и отдых закончен. По моему мнению, в походах такого типа такой отдых и должен быть. Так что встаем и в путь!

Вторая ночь была чудесная, снег перестал идти еще с вечера и была потрясающая , абсолютно тихая погода. Даже не рассматриваю одиночные ночные походы, с точки зрения боязни каких-то мистических сил.  Это для тех, кто не привык уставать. Должная порция нагрузки - и любые вопросы уходят сами.  У меня были задачи поматериальнее сейчас. Проходить 500 метров за час. Уже несколько часов мой путь лежал между двух болот. Прямо между ними протекала речка Сиуч. Дорога, на удивление, была сделана добротно!  Я ожидал гораздо более жестоких испытаний здесь. Словно услышав мое негодование, хорошая дорога резко ушла на север. Судя по спутниковым снимкам, она уходит куда-то дальше вдоль Сиуча. А мне пора на болота. Туда тоже вела грунтовка. Но абсолютно запущенная , именно такая, как я привык. Везде торчат стволы деревьев, тут и там ручьи отважно размывают творение человека , и если бы не зима, идти было бы сложнее. Наконец, мне нужно пересечь сам Сиуч или один из его притоков. Метров 30 речка в ширину. Видны торчащие остатки деревянных свай , когда-то давно здесь был хороший мост. Лед пару раз хрустнул в близости свай, в этом нет ничего удивительного, в целом не вызывал у меня вопросов. Я был уже на середине речки, когда ощутил воду - где-то её выдавливало на лед , и снег хорошо её сверху присыпал и я понял, что иду по воде уже слишком поздно. «Дутики» - бесполезнейшая обувь для таких задач. Ура, я замочил ноги. Не сильно, но и воды там было не много!! На другом берегу я еще немного повоевал с бревнами, но, внезапно, какая-то развилка вновь превратила дорогу в вполне проходимую. В мою голову закралось сомнение, наверное где-то была нормальная переправа. Но ночь и снег плохие синонимы разведки. Иногда нужно просто идти прямо, поменьше думая и задавая вопросов. Тем более уже не важно.

Меня довольно сильно клонило в сон, я не спал 2 ночь и почти все время был в пути ( не забываем мой большой привал у костра и многочисленные остановки поменьше ) Вторую ночь я гораздо эффективнее и легче по 15-30 минут спал на рюкзаке, прямо на дороге, уже не заморачиваясь. Стоило мне прилечь, я проваливался в сон, просыпаясь, продолжал путь. Пару раз причиной был прилетевший с деревьев ворох снега, сдутый порывом ветра. А пару раз я просто просыпался как обычно, от замерзания ног, весь покрытый сантиметрам снега ( он вновь пошел). Было ощущение, что я какой-то зверь, который преждевременно вышел из спячки. Походник-шатун , ужас зимних лесов и болот! Усталость достигла достаточно хорошо описанного мной неоднократно немного шизофренического состояния. Сложно поверить, что ровно неделю назад я еще нырял в Средиземном море.

Вот и болотный участок,  я шел его остаток ночи и все утро. Вот здесь идти было теперь действительно тяжело.  Довольно долго сбиваю с ног лед. Регулярная теперь процедура. Переход через речку имел последствия, на бахилы давно начал намерзать снег и лёд, что было весьма неприятный проблемой, т.к. эта снежная масса еще сильно утрамбовывалась моим весом . Да и опереться было не на что - кругом снег.

Поднялся ветер. Сколько же здесь было следов кабанов! Именно на дороге, многочисленные ямки-лежбища, хорошо смерзшиеся т.к. снег был нагрет теплом тела. Все изрыто-перерыто кабанами, что дополнительно создавало ямы. Часы пролетели незаметно, вот уже и рассвет! В 9 утра вновь могу различать дорогу . К 11 я выхожу в лес, через пару км будет деревня и мой путь будет окончен!

Чудесное утро, ветер разыгрался уже очень сильно. Выхожу к деревне Лукьяново к 14 дня и прямо перед самым северным домом начинается более-менее расчищенная дорога! Удивительно, что машина приезжала недавно чистить сюда снег, учитывая что все 15 домов, что я видел - полностью необитаемы. Это дачи, причем дома весьма добротные. И везде замки. Даже на всех сараях и банях замки. Я не перехожу границ , и несмотря на тут же , как будто судьбой мне подкинутый лом, даже в мысли не беру идею куда-то залезть.

Итак, мой путь окончен. Мимолетное удовлетворение, впервые выйдя на твердую поверхность я получил. Нагрузка была отличная - пару дней потом ноги ныли как после кросса. Встает еще один вопрос - а если бы я был все же не один? Так же бы все спали на рюкзаках? Думаю, нет. В этом рассказе описан непосредственно мой стиль , т.е. режим ходьбы. Как привык и как комфортно мне.

За Лукьяново сразу же начиналась более оживленная деревня Дубровка, сразу за ней - дорога. У меня был соблазн пройти еще 2 км южнее, по расчищенному пути, до деревни Загривье и успеть увидеть Чагодощу - огромную широкую реку, через которую мой изначальный план вел бы меня дальше, и узнать, встал ли лёд. Позже, я это еще увижу. Сейчас, подходя к дороге, я увидел лесовоз. Увы, он отказался меня брать, а вот сразу за ним ехала легковушка и меня подобрали! Машины здесь проезжают не часто, вполне возможно, я бы не уехал. Водитель - тот еще авантюрист, ехал на ночь глядя на рыбалку. Он был с Бабаево - оказывается эта дорога вполне нормальная и «бабаевские» ( как он себя охарактеризовал) здесь ездят. Так что, возможно, мне стоило 32 км проехать в другом направлении и ждать поезд на известной станции, где немало моих походов началось и закончилось. Но я уже ехал. От водилы я узнал, что лёд на Чагодоще не встал, что еще раз подтверждает, что нужно во всем всегда лично убеждаться. Саму реку не было уже видно, хотя проходила она , местами, относительно близко от дороги. 40 км - и я в поселку Лентьево, здесь Чагодоща впадает в еще более крупную реку - Мологу. «Бабаевский» водитель уехал на рыбалку а я остался на трассе А-114 , Вологда-Новая Ладога . В дальнобойском кафе угощаю себя харчо и пирожком.  Был вариант добраться 100 км до Череповца. Но ночной поезд до Питера будет стоить 2000. А вот, всего лишь в 5,5 км от моего места, напротив города Устюжна, должен был сделать остановку ночной автобус из Вологды до Питера - всего 950! Это подходит. Вопрос - остановится ли он , прямо на трассе, где даже не будет остановки , в 0.40 ночи? ( Устюжна в 30 км южнее за болотами была , и туда автобус даже не заезжал. Интересно, как жители этого городка добираются до трассы, если нужно уехать? На такси? )  Остаток вечера я провел в дальнобойском кафе, и лишь к 11 вышел и неспешно прошел оставшиеся км. Вот и мост через Чагодощу - главная интрига, был ли мой маршрут даже теоретически проходим, будь снега чуть меньше



Да, лёд все-таки встал! Конечно же, это опасно было бы переходить, но это было бы возможно! Особенно , заготовив огромное множество палок , чтобы распределять вес. По другую сторону поста, у берега, лед немного поломало, и 5 сантиметров там точно было - а это минимальная толщина для перехода как раз. Сложно, опасно , лёд на реках очень коварен, но это было бы возможно, при правильной организации и осторожности. Что же, это приключение так же обошло меня стороной, в этот раз. Возможно, оно и к лучшему и я исчерпал запас удачи на этот год!

Я думал об этом, когда в 0.40 автобус не пришел. Не пришел и он в 0.50 . Я легко организовал бы сейчас ночевку, хотя в начале все-таки пару часов попытал бы удачу с попутками - все-таки это трасса! И вновь, стоит наплевать на превратности судьбы, как она делает вид, что все так и было задумано. Автобус приехал почти в час ночи, и думая обо всем этом, я медленно погружался в сон, развалившись на последнем ряду.

Монтаж 2 эпизодов - встречи с кабанами и привала у костра:

image Click to view



До новых встреч !

Подписывайтесь на наши соц.сети!

Если хотите написать сразу мне - пишите в ВК!

YouTube канал: TrekOff

Наша походная группа в Вконтакте : Trekoff

Мой инстаграмм: vladek75108

Сарка, зимний поход, беар гриллз, кабаны, Вологодская область, Чагодоща, урочище Балмасово, одиночный зимний поход, обувь для зимнего похода, Сиуч, Дубровка, Молога, река Сиуч, урочище Сарская, Лукьяново, Загривье

Previous post Next post
Up