Сплав по Луге на плоту "2022"

Apr 06, 2023 00:05


Наш очередной самодельный плот! Строили  из бревен , руками , используя только топор и ручную пилу. Действие происходит в майские праздники и немного позже.



28.04.22-разведка; 7-11.05.22-стройка и сплав; 19-20.05.22- продолжение



Это наш 4 плот! Почти через год, наконец, все смонтировал и дописал. В этой заметке вас ждут сразу 2 видео.

Монтаж получился в этот раз очень исчерпывающий, фактический целый фильм. Так что в этом рассказе - самые ключевые моменты. В этот раз он дополнение к видео, а не наоборот.

С чего начинается постройка плота? С разведки!

28 апреля с Сашей и Олей  ( его знакомая со спелеологического кружка) отправляемся искать хорошее место в районе станции Толмачево, чтобы было удобно на элке приехать . Я выбрал Лугу, ее среднюю часть.  Как оказалось, найти подходящее место сложно. Вода  в конце апреля еще высокая, берег почти везде залило. Либо нет нужных сушин. После нескольких часов поисков, остановились на переправе к деревне Бежаны, в 20 км от ж/д ветки. Тихое, безлюдное место. Хороший выход к воде. Неподалеку в лесу нашлись нужные деревья. Попили чай и уехали.

7 мая, уже точно зная куда, приехала основная наша бригада. Я, Ксюша, Настя Киселева, «Дядя» Даня, Кеша . 20 км автостопом проехали быстро. Накануне вечером до места старта добрался и Вова «Кirk». Я нашел его спящим в гамаке на просеке лэп, неподалеку от нужного места. Там же нашлись строчки. Берем их.



Итого нас шестеро. План в этом году был построить реально большой плот, со вторым этажом. Сплав я задумывал до Кингисеппа. Сразу стало ясно, что рабочих рук у нас не хватит. Дольше строили. Пороплыли , по итогу сплава и его продолжения, до Сабска. Но прошли Сабские пороги, это было ключевым участком  тестирования плота, так что основная задача выполнена. Дальше был абсолютно легкий участок реки, если бы у была еще пара свободных дней, я думаю, мы бы и до Кингисеппа доплыли легко. Другое дело что мы надеялись на более высокую скорость - плот, по итогу,  идет реально очень медленно. На байдарке/каяке можно сообщать , за счет гребли, ускорение. Здесь мы плыли исключительно со скоростью течения. Не смотря на то, что берег, казалось, движется быстро, реальная скорость, в среднем, была 3-3,5 км/час на спокойных участках и примерно в 2 раза выше у порогов. Ввиду того, что на плоту особо заняться нечем , я регулярно замерял время .

Царь-бревно

Что мы использовали? Топор, парочку пил. Молоток, гвозди. Измерительную ленту. Джутовую веревку. Бревна из леса. Всякий мусор ( доски и пантоны)  , найденные на переправе. Было уже понятно, что в 4 парней не смогут выполнить всю запланированную работу. Еще парочка крепких ребят и мы бы справились гораздо быстрее! Так что вторым этажом и размером пришлось пожертвовать. Однако мы сделали героический подвиг - притащили из леса огромное толстое бревно . Это отняло у нас дикое количество сил и времени, вытащить его из леса было уже каким-то принципиальным подвигом.





Даня в попытке спрятаться от работы. от нее никуда не деться!



Кирк за работой. Похоже, он может не только языком молоть

Подкладывая березовые полешки и используя веревку у нас это получилось. Ощущали себя строителями пирамид.





легко справились в двоем

Девушки нам, как могли, помогали. Реально не было ясно, возможно ли это. Оказалось - более чем. Чтобы добраться до грунтовки, которая уже вела к переправе, мы протащили его 40 метров волоком по лесу, реально пропиливая по дороги полноценную просеку. Работа в команде была невероятно слаженная, мы были на позитиве. Никакого скептицизма и токсичности.



Тянем-потянем! Прямо рядом с лагерем была пара сушин. Но хлопот из-за сложного угла валки они нам принести тоже!

Уже по дороге мы его катили, это было очень легко. Разве что только бревно было шире дороги. На это бревно ушло пол дня.





самая легкая часть



Так вот, для изначальной конструкции , нам таких было нужно 6 штук. Было сразу ясно, что это невозможно. Задачу решили следующим образом - попросту пилили пополам бревна , половинки было гораздо легче транспортировать. Половинки должны были быть в центре конструкции , с обоих краев - цельные бревна. Потеря прочности , но делать нечего.





почти всю работу по вязанию плота сделал Кеша. Напоминаю, плоты вяжутся на воде

Два бревна решили взять березовых - это было ошибкой. Они получились очень тяжелыми, но мы уже реально торопились, под рукой была большая береза. Намеченные сушины из леса мы бы уже просто не успели достать.



березы - отстой



Каркас. Здесь все впервые поняли, что мы делаем.

По итогу - работали все 7, 8 и половину 9 числа. Планировал я уже изначально вечером 8 отправляться. В принципе не такая критическая задержка.

Почему мы не использовали хорошие пилы? У нас их нет. Бензопилы? У нас их нет тоже.



что-то пошло не так... А ведь мы использовали веревки

Ну и в целом, в этом году было своеобразное резюмирование того, что можно построить своими руками. Т.е. потенциальное использование плота в полевых условиях. Например, что будет, если приехать в глухое место с веревками и построить там плот. Каждый год я копил все больше и больше информации. Строительство этих плотов - это реальный полевой опыт , совмещенный с интересным отдыхом.

Теперь поговорим о месте работ.

Переправа к деревне Бежаны

То, что место тихое - это было ошибкой. Я даже не думал, что на майские праздники деревню решит посетить СТОЛЬКО людей. Порядка 30 человек. прибывали они все 7,8 и 9 число. Наш лагерь был чуть поодаль, работали мы , в основном, в лесу. Но , когда начался уже монтаж бревен на воде, мы всецело заняли берег. И , разумеется, этим раздражали приезжавших жителей деревни. Некоторые своими косыми взглядами невольно нервировали и нас. Это называют пассивной агрессией. Мы узнали, что лодки на переправе регулярно воруют . Да и тачки свои им некомфортно было оставлять , это было видно. Увы, ничего не поделаешь. От людей никуда не деться, они везде. Уверен, что в душе большинство Бежанцев, скорее, с интересом отнеслись к нашей авантюре. Один дядька с усами был особенно злым, его на видео Кирк и упоминает. Мы , якобы, взяли его дрова ( те самые березовые полешки, которые мы подкладывали, чтобы тягать бревна) . Разумеется, мы сразу ему ответили один из наших афоризмов про «лес общий» итд итп. Тяжело скрывая бессильную злость, он оставляет свою машину с прицепом, и уплывает. Абсолютно диаметральный пример был уже 9 числа. Я разговорился у переправы с одним дядечкой ( правда, он ехал с другой окрестной деревни в Бежаны к гости) , и с удивлением узнал, что он читал мой очерк про довольно дикий северный берег Сто км за 2 дня по Луге: Кленна-Толмачево . Кто-то это читает! Вау! Я помню Бежаны, тогда я проходил этот участок уже в конце, шел в сумерках, и мне было интересно еще узнать, что там за переправа . Северный берег так плох, и дороги там быстро превращаются в речки, почва очень глинистая. Ну и жителям ничего не остается как строить переправы . А в близи южного берега проходит хорошее шоссе ( собственно, по которому мы и доехали до этого места) .  Так же, я узнал, что в Бежанах живет абсолютно слепой дед и справляется как-то с хозяйством, и лишь раз в пару недель его навещает дочь.

Настя 8 числа устала от этой не комфортной атмосферы на переправе. Я её отпустил. Да и погода подпортилась. Было видно, что ей стало не комфортно. В этом году, действительно, стройка плота была сложнее , чем обычно. Нужно реально очень хотеть это делать.



немного грустная Настя за работой. Все равно старалась

Даня тоже был вынужден уехать рано 9 числа, по семейным обстоятельствам, хотя очень хотел плыть и пахал 2 дня, как черный бык, крутящий мельничное колесо. Я уже часто убеждаюсь, что Даня просто полусвятой человек. Всегда ставит семью выше своих интересов. Невероятно здорово, что у него такие хорошие отношения с родней. Конечно, в этом заслуга и его родни, наверняка. Таким образом нас остается 4. Я, Ксюша, Кирк и Кеша. Плот было решено сделать еще меньше.



Изначальный план - почт ив 2 раза шире

Как итог , наш плот был олицетворением всех нереализованных надежд и всего того кошмара, что творился с начала 22 года. Так что мы его так и назвали. Наш 4 плот - «Две тысячи Двадцать Второй»

Сплав

Наконец, отправляемся.





Руль был почти бесполезен

Солнце то появлялось то скрывалось, километры тянулись долго.





Когда солнце заходило за облака, становилось прохладно

Первая деревня на пути - Муравейно. Там есть остатки известной усадьбы Барсовой . Какой-то алкаш на паромной переправе орал нам, чтобы мы не снимали, иначе будет стрелять из ружья . Что еще раз подчеркивает наш очень позитивный настрой, мы его прямо нахер не послали. Поздравили с 9 мая и попросту обсмеяли, так что в итоге даже он назвал нас пионерами и потерял интерес. С ним был пёс. Мне кажется, ему было стыдно за своего унтерменшен-хозяина. Увы, алкоголь влияет отрицательно на некоторых людей. Вместо расслабления и блаженного забвения, они получают «бэд трип». Так что Муравейно нас разочаровало. Хотя я был там 2-жды, хорошая большая деревня.

Ксюше на следующий день нужно было работать, в паре километров от Муравейно делаем первую остановку, разумеется, на том южном берегу. остановить плот оказалось не так просто, это вообще отдельные приключения. Мы решили проводить Ксюшу до дороги, ведущей на трассу. В другое время года там должна быть дорога вдоль берега, однако сейчас, пришлось сделать крюк, преодолеть разлив реки у болота. И вообще перейти какой-то ее безымянный приток по бревну.



Ксюша благополучно добралась до Питера тем вечером и все успела. А мы продолжаем путь. Вечером погода, как часто бывает, «скисла», плыть было очень приятно.



вечерний чилл

Ночевать решили в деревне Вяз, припарковались у одной из лодок. На следующее утро обнаружили рядом одного из местных жителей, он дал нам немного каких-то миног, которые добывал для рыбалке в иле. Рыбача с плота, мы ничего не поймали, только потеряли все снасти от удочки. Весь день прошел очень вяло. Мы валялись и спали.





Река иногда нас радовала крутыми поворотами и выходом красивых пород. Еды реально не было. Я думал, что мы будем плыть 9 числа с утра и будет много отдыхающих, и они наверняка угостят нас едой. Точнее, я не исключал такую возможность. На самом деле иногда провести пару дней вез еды - полезно. Но сильнее всех страдал Кирк. Имея не преодолимую тягу к сигаретам, он уже прямо изнывал. Работал он тоже хорошо. Так что никаких возращений на «закупиться» в магазине от меня не было. Честно заслужил своей работой.



Вот только магазинов не было! Как и людей. Какое же у него было полное счастья лицо, когда во второй половине 10 числа мы встретили рыбака на лодке. Кирк показал рукой понятный жест, и рыбак понял его без слов. Смотал уже закинутые удилища , и долго пытался пришвартоваться к нашему плоту. В итоге, заветная сигарета была получена. Ох уж эта их солидарность. Ничего не объединяет людей так сильно и не сближает, как вредные привычки. Настолько сильная сила. Пример в этот раз, конечно, весьма комичный, но очень показательный.



немного нормального солнца

Вечер близился, завтра всем нужно быть в городе. Немного не доходя узла деревень Коряча-Хотнежа-Лемовжа , паркуем и привязываем плот, и выбираемся.



потрясающий поворот реки, недалеко деревня Твердять

Никакого укрытия не было, я думал, что его угонят. Однако, не угнали.

Монтаж! Получилось целое кино!

image Click to view



Пороги

Мы с Сашей  решили продолжить сплав спустя 2 недели. Только мы нашли время. Он был на разведке, но пропустил стройку! ( я тоже так хочу) . Нам предстоял самый сложный участок пути - Сабские пороги.

19 мая.

Мы поехали на машине. Маршрут хорошо укладывался на 2 дня. Машину мы оставили в деревне Извоз. Получался своеобразный треугольник. От Извоза до места парковки плота примерно 15 км по дорогам и грунтовкам пешком, далее - сплав по реке до Сабска. И, обратный путь от Сабска , тоже порядка 14 км, до Извоза. Вопреки нашим ожиданиям, попутку до Луги мы не поймали, это был будний день, и пара проехавших машин не захотели брать ребят с рюкзаками. Хорошая прогулка, и мы на месте. Уровень воды очень сильно опустился, но плот никто не угнал.



В тот вечер мы проплыли не очень много, примерно 7 км из запланированных  на эти два дня 25. Так что шутили, оправдано, что шли пешком дольше. Места здесь действительно очень безлюдные.



ночуем

Следующий день оказался весьма долгим. Скорость реки была невероятно низкая  , мы плыли не быстрее 3 км в час. Так что на путь до Сабска ушел целый день, а начали мы часов в 9 утра. Погода была пасмурная, и казалось, что сейчас гораздо прохладнее чем 2 недели назад



Формат именно в 2 человека - весьма не простое действие. И я, и Саша гораздо больше любим с девочками куда-то выбираться. Я могу сказать, что мы за эти 2 дня ну обо всем уже успели поговорить. Конечно с девочками было бы гораздо веселее. Ну ничего не поделаешь.



Большой Сабск. Впереди начинаются пороги и перекаты

Назвать порогами, конечно, предстоящие нам препятствия очень сложно. Скорее, это были отмели и перекаты. Скорость течения заметно возросла, мы уже буквально неслись! Почти прямо напротив места впадения речки Сабы мы крепко встали на отмель. Наш плот был очень габаритным. И, конечно, порядком осел за неделю. С первой отмели мы худо-бедно вытолкались своими силами. Мы видели, куда уходит основная масса воды. Своеобразная река в реке, плавно огибает отмели и идет дальше. Но наш плот был практически неуправляем и его бездумно тащило прямо. Сразу после первой мели мы сели на вторую. Сила течения не такая сильная, как может показаться, это не горная река. Но такого прижима оказалось достаточно. Я думаю, что потратив еще какое-то дикое количество сил и времени мы бы вытолкались, терять веру в себя нельзя. Хотя сели и крепче чем в 1 раз. Но нам на помощь подоспела пара крепких ребят из Сабска! Видимо, они уже давно наблюдали за нами с берега , и теперь решили выйти почти на середину речки . Ох уж эти «Речки» , которые можно почти пешком переходить. Они были вооружены ломом , и мы в 4 минут за 10 смогли снять плот с мели! Огромное им спасибо! На ходу мы их благодарим. Наконец, проходим место впадения в лугу речки Сабы. Впереди маячит мост. Это - наш финиш. Но отмели и мелкие пороги были и здесь. Последние 200 метров до моста были очень не простыми. Мы постоянно застревали. Правда, здесь направление течения совпадало с нашим курсом, и не было прижимов, поэтому быстро удавалось сниматься и плыть дальше. Пару раз казалось что все, это конец. За считаные десятки метров до моста плот начал разваливаться- а именно, то самое березовое отвратительное бревно , о котором упоминал при строительстве, каким-то неведомым образом отвязалось с одной стороны, и так же цеплялось за дно. Саша уже начал психовать, ему на следующий день нужно было на работу. А я - вообще уезжал в поездку следующим утром. А уже темнело. Решаем сходить на берег. Саша с большей частью поклажи , всего лишь по бедна, спокойно выходит из речки. Оказалось, что этого было достаточно и плот снова приходит в движение! Оставить его прямо посреди реки до моста я просто не мог! Мне удалось проплыть под мостом и еще метров 100 до отмели , где я благополучно паркую и покидаю плавсредство. Мне очень хотелось завести его чуть дальше, в заводь, за небольшой изгиб реки, но время действительно вышло. Ну хотя бы не посреди реки его оставили, а почти у берега (на видео будет видно) , уже гораздо лучше, с точки зрения морального удовлетворения. Записываю эндинг для видео, уже совсем в сумерках. Было часов 11 вечера. Саша ждал меня на мосту. Вид у него был не веселый. Попутку мы не поймали. Перешли мост дошли до Сабска. Хотели договориться с местными, чтобы нас кто-нибудь подкинул. Встретили компанию, но им было , видимо, лень. Они поведали, что уже поздно и все уже выпили и за руль никто не сядет. Так что до извоза мы пошли пешком. Прошли без остановок почти 12 км из 14. Всю дорогу молчали. Редкие попутки нас так же в темноте не брали. Однако, за 2 км до Извоза машина останавливается и подбрасывает нас! Мы ее даже не тормозили. Так что автостоп у нас все же был!

Думаю, Саша очень ненавидел меня в тот вечер! Он молчал больше обычного и я прямо ощущал пассивную агрессию. И, разумеется, отвечал тем же, ибо мой мозг ну просто автоматически не мог найти ответа, как можно хотеть закончить раньше , когда финиш был так близко! И плот было нельзя просто бросать. Может быть, эта одна из тех причин, почему моя компания очень небольшая. Я не строгий, но очень принципиальный и упертый организатор. И довожу проекты до финиша. Конечно, если нет обстоятельств реально серьезных. Поспать меньше ночью - подумаешь, это ерунда. Саша так не считал! После этой поездки мы с ним месяцев 5 не общались , хотя летом 2022 года я ввиду работы гидом практически не собирал поездки на природу. Но потом ничего, как-то эта история осталась в прошлом.  Для проектов, подобных этому, нужен азарт и дикая, безграничная, на грани с фанатичной, увлеченность. (Или увлеченные девочки, а парни будут идти за ними. Так ведь всегда и было). Крайне мало людей вообще поймут подобный формат отдыха, я часто скрываю это, но год от года не перестаю радоваться, что находятся энтузиасты, кто поддерживает мои авантюры и идеи. Это - настоящие приключения, а не следование написанному вечность назад маршруту, пройденному тысячами людей. Формат «спортивных» мероприятий, будь то сплав, горный поход или соревнования, меня абсолютно не вдохновляет, я мгновенно теряю к этому интерес. Саша не такой, он напротив больше любит , ввиду своей жизненной организации , именно это. За последний год у него произошло много потрясений - попал в аварию ( благо, без последствий) , расстался с девушкой с которой давно жил и нашел новую, взял ипотеку. В общем, полный комплект.

И тем не менее, спустя почти 11 месяцев, когда пишу эти строки , я считаю это приключение очень удачным. Думаю, Саша тоже. Было весело! Мы протестировали плот в реальных условиях, прокачали свои скилы, скажем так. Нужную информацию в полевых условиях я зафиксировал. Я позже нашел видео, в том же мае  2022 году, был сплав на плоту по карельской речке , от турклуба. Они использовали конструкцию из соснового каркаса и надувных покрышек. Их сплав был не диким в широком смысле этого слова, там вокруг были десятки помогавших людей на байдарках. Использовали они для строительства железные стяжки и гвозди , помимо всего остального. Да и рядовые участники там были - обычные обыватели. Так выглядят туристы. А я походник. Гораздо интереснее все постигать своим опытом. Думаю, в дальнейшем нужно действительно , в плане плотостроения, двигаться в формат такого гибридного, легкого плота. Так же, не оставляю идей о лакшери-сплаве на плоту из стройматериалов, как, вообщем то, делает большинство туристов.

Монтаж нашей второй части сплава!

image Click to view



Подписывайтесь на наши соц.сети!

Если хотите написать сразу мне - пишите в ВК!

https://vk.com/id94656254

Ютюб канал:

https://www.youtube.com/c/TrekOff

Наша походная группа в Вконтакте

https://vk.com/Trekoff

Мой инстаграмм - он же - инстаграмм всех наших мероприятий, самые красивые фото-там!

https://www.instagram.com/vladek75108/

Хотнежа, сплав на плоту, Лемовжа, Саба, общение, сплав, пороги, река Луга, плот, ночной сплав, переправа, Большой Сабск, Вяз, автостоп, Муравейно, Бежаны, паром, Луга, Твердять, плот из бревен

Previous post Next post
Up