Трехдневный байдарочный поход. Наш первый опыт гребли вообще, и плавания в открытой воде Ладоги на веслах. Я решил посетить место,про которое давно слышал... Целью было спрятаться в бухте и оказаться в центре шторма относительно безопасно! Про необычные ситуации и как мы из них выходили!
30.06-01.07.20
Этот поход начался максимально неудачно. Изначально нас должно было быть 10 человек. В день старта, по дороге на точку сбора людей, одна наша машина попадает в аварию. Помята дверь. Это машина Артема. Валера, его друг, получил пару царапин. Они, как и их подруга, Алиса, поехали оформлять дтп. Когда вторая часть группы , в том числе и я, узнав эту новость, приехала к месту случившегося, они уже уехали. Артем и Валера были в предыдущем большем походе 1 раз, очень загорелись нашими идеями, этот поход был очень важен с точки зрения вхождения в коллектив по-настоящему. Я это четко осознавал и даже разговаривал об этом накануне.Все накрылось.Настроение было у всех ужасное. Если мы все были в 1 месте я бы, конечно, отменил поход. Но учитывая обстоятельства , в такой ситуации наша солидарность уже ничего бы не решила. Мы решили ехать. Нас оставалось 6 человек. Мы все умудрились поместиться в «Ласточку» Стаса. Прибываем к 11 на Ладогу на станцию, нас уже ждут наши лодки.
Стас доволен и полон сил. Он еще не знает, что его ждет
девочки
Был понедельник. Мы решили ехать именно в будний день, чтобы вышла дешевая аренда, в выходные она составляет 1000р/ самая дешевая байдарка. И даже на 2 недели все разобрано вперед!! А сейчас - всего 500р. То есть по 250р/ на человека в день ( байдарки 2 местные). Даже нам это было по карману. План предстоял основательный - проплыть за день больше 22 км ( хотя вышло больше 25 )
Место, куда мы отправились мне было хорошо известно уже 3 года. В моей персональной гугл-карте зеленым я помечаю места, куда хочу попасть. Отмеченное здесь - одно из первых вообще. Это так называемая «Кочерга» . Длинный узкий залив , действительно напоминающий кочергу. Его так же называют иглой. По фински залив называется «Jätjärvi» (перевел как «Ледяное озеро» ). Любопытное название для залива. Про это место мне рассказала 3 года назад одна байдарочница, упоминала красивые скалы. Так что вот, я решил наконец то туда добраться. Маршрут огибал остров Кильпола, третий по величине остров Ладоги. По сути, таким маршрутом, как я и догадывался, пользовались абсолютно все - все смотрят в одну и ту же карту и думают примерно одинаково. Стоить маршруты это не сложно. Так что ничего удивительного я в этот раз не выдумывал.Все эти места находятся в большой доступности от цивилизации, здесь полно людей, рыбаков, туристов.«Кочергу» я представлял для байдарочников чем-то тем же, что «Ястребиное » или «Треугольное» озера для пеших туристов ( оказался прав, но не до конца, есть важные отличия, про них позже!) т.е. местами массового, дикого скопления и практически паломнически-маниакального и регулярного посещения , ввиду узкого кругозора и без возможности подумать, что могут быть места посвободнее и получше. Но побывать там все равно нужно.
Километраж предстоял внушительный, для 1 раза гребли. Но мы не ставим легких задач. Дело было еще сложнее тем, что во вторник обещали грозу и шторм. Доплыть обязательно нужно было до 3 ночи вторника. Вот такая вот предыстория, пора начинать рассказ.
С самого начала пришлось грести против ветра и волны. И так было около половины времени нашего плавания. Байдарки у нас были надувные, две из трех, их неплохо так сносило ветром. Преимуществом из была вместимость, мы уложили наши рюкзаки полностью.Переплывая большие , несколько километровые отрезки между островками, приходилось неплохо так бороться с тем, что лодку разворачивало все время. Именно такие отрезки отнимали много времени и сил. Грести даже не подготовленным людям более менее ровно оказалось не сложно. Нагрузка была терпимая. Больше раздражало постоянно сидение на месте. Водой заливало, конечно же, в основном со своих же весел,это классика жанра.Особенные неудобства доставляли моменты, когда грести нужно было и против волны и против ветра, но и в такой ситуации байдарка в 2 гребца двигалась. Сильно раздражали массовые и постоянно встречающиеся рыбные фермы, я думаю, они мешаются всем гребцам.Их постоянно приходилось огибать, причем, местами, весьма прилично. ( Один раз мы с Соней, уже вечером, заплыли за буйки, нам в рупор стали орать, чтобы мы выплыли. Мы выплыли, но мне было интересно, что бы они сделали, если бы мы прогребли через них в наглую). Особое место хочу уделить навигации. Я давно знал этот эффект, каменные шхеры, покрытые деревьями, очень сильно сливаются друг с другом.Островков, бухт, проливов часто не видно, и сверяться с картой нужно регулярно. Помог прозрачный маленький гермет мешок для планшета, выделенный Светой накануне. Можно прямо через него взаимодействовать с техникой.Это просто не заменимая вещь в таком выезде, без него я бы точно утопил телефон и камеру.
Делаем первый привал, разминаемся, перекусываем ( хлеб, ветчина в консервах, овощи). Пройдена примерно треть пути.
вид с острова Пакатинсаари ( так называют южную часть острова Кильпола) , где у нас был 1 привал
Разумеется, в байдарчоном деле очень важно грамотно все упаковывать. Не правильно уложенные вещи будут сильно мешать сидеть. Все должно быть под рукой, как и в случае с походным рюкзаком, любая вещь должна , при случае, очень быстро доставаться и убираться. Походный опыт помогал в этом сильно. Отельная тема - это ночевки. Все нужно было обязательно просушивать. Байдарку- фиксировать , чтобы её не унесло. Да и вообще, подходить к острым камням было весьма опасно, я помню, из своего детства, как легко и быстро распарываются о скалы надувные лодки. Сейчас самое комфортное время, вода очень теплая,как и погода. Сложно представить ощущения байдарчников осенью. Я думаю, там в дело идет гермобелье и гидрокостюмы. Наше снаряжение было очень простым. «Юбки» , тканевые круглые люки , закрывающие пространство между человеком и байдаркой, чтобы не заливалась вода, постоянно сползали, мокли, и вообще, как мы выяснили, становились причиной гораздо более серьезного намокания, чем при плавании без них.
Следующий отрезок пути был смешанной сложности. Пересекая очередной пролив, нас все время сносило и заносило. Я греб с Соней, и в общем то, мы справлялись неплохо. Смешно, но байдарчоники часто проплывали мимо нас, почти играючи.Но я обращал внимание, что у многих были байдарки с килем, или абсолютно другие весла. Не думаю, что самые дешевые байдарки обладают самыми лучшими ходовыми характеристиками, но мы все равно справлялись достойно. Мимо нас несколько раз проплывала семья, папа-мама и между ними, на центральном люке, где были вещи, ребенок. Они плыли в Ланденпохью. Подплыли к крохотной скале , на которой гнездились чайки. Птенцы уже вылупились и были весьма смешного вида, падали со скалы вводу, карабкались обратно. Чайки при нашей появлении дружно принялись вопить, но не обкакали нас.Неподалеку, до этого места, мы видели уже гораздо более крупных птенцов,однако, все еще не умевших летать
чаячий островок
Мы пересекли мост, ведущий на остров Кильпола,и, наконец, начали огибать его с северной стороны. Здесь было максимальное затишье от практически любого ветра , греблось здорово легко и быстро. Мы с Соней слегка выплыли вперед, и заметили отличные скалы на острове, хорошее место для привала, погреться в вечернем солнышке. И решили как раз там устроить привал , залезли на скалу и сдали ждать оставшиеся 2 лодки.Было около 8 вечера, а стартовали мы в первом часу дня ( учитываем еще перерыв с минут 45 ) . Остров назывался Кяскюнен Käskynen ("Остров Командный"). Этот факт я узнал уже позже, но вышло весьма и весьма символично.Это просто какая-то ирония судьбы, именно на этом острове мы разделились, в скоре.Разделились на КОМАНДНОМ острове! Серьезно?!
Приплыли остальные, выяснилась причина их задержки. К байдарку Стаса практически их последних сил запрыгнули птенцы, только не чаек, а уток. Сразу 4 штуки. Ввиду наличия моторных лодок, такие случаи не редки. Малыши отбились от мамы и были обречены в любом случае.
Птенцы - не еда!!
Дальнейшую их судьбу вы узнаете позже, в конце моей статьи.
А теперь поговорим о нашей группе. Стас Громов, его все хорошо знают. Он единственный из нас, кто хоть как-то регулярно греб ( у него была лодка, недавно он её продал) . Он вообще халтурил! Плыл он в экипаже с Настей, новой девушки, позади неё, и регулярно не греб и только делал вид, обрекая бедную девушку на работу тащить эту ленивую тушу по воде! Третья лодка- Илья и Катя, вообще молодые парень и девушка. Стас очень меня просил их взять, но они оказались еще совсем , как бы это сказать, детьми, что ли, хотя разница между нами была всего пару лет. Хоть до похода они утверждали что справятся, силы их оставили тоже. Жалко было только девушку Настю, она хотела плыть дальше, но взять её мы с Соней не могли. Мы поели сваренную в котелке на горелке гречку со специями, довольно постную, но сытную. Стас отказался плыть дальше, просто лег на скалу и лежал.Как мешок с навозом. И жаловался. А впереди был одновременно и самый опасный пути, с одной стороны. С другой - наступил вечер, и вода успокоилась и превратилась в практически гладкое озеро.
практически полный штиль
вид с острова Кяскюнен со скалы
В естественном ритме, моря действительно успокаиваются всегда к вечеру и ночи, а максимально неприятный накат днем, я наблюдал это все свое детство на Каспии. На побережье Баренцева моря мы видели тоже самое. Я думаю, это связано с перемещением воздушных масс, ввиду колебаний температуры воздуха. Разумеется, во время урагана никакого бы такого внезапного успокоения погоды не было, а шторма в Ладоге бывают много дней.Возможно, это то самое пресловутое затишье перед бурей. Днем было еще солнечно, а вот сейчас, на западе, уже виднелись тучи. Со штормом шутить было нельзя, дальше мы с Соней поплыли одни , ребята же , не рассчитав силы, решили остаться на острове, а на следующий день двинуться обратно. В шхерах, здесь, между островками , в закрытых от ветра протоках, было безопасно в любом случае. Навигацией они пользоваться умели, грести тоже - так что пускай плывут назад. Конечно, мое отношение к Стасу теперь изменится,в настоящий поход я его больше не возьму. Хоть он и извинялся , и я на обратном пути ему все достаточно прямо высказал. Вода - зона повышенного риска, здесь нельзя заниматься ерундой. Хорошо одно,что они все в 3 трезво оценили свои возможности.Я делаю поправку на то, что они решились на такой маршрут, и, в общем то, справились на 2/3. Большая часть людей, увидев, что грести нужно 25 км в каждую сторону, да еще в такую погоду, не решилась бы даже попробовать. Но на будущее нужно продумывать, скажем так, этакие точки не возврата, и места, где нужно сбрасывать людей, кто устал, безопасно для них.
В скверном настроении, в 10 вечера мы уплываем. Вот такой вот, Командный остров получился. Но нужно двигаться дальше. Мы с Соней двигались очень бодро. Попетляв между рыбных ферм ,протискиваемся между островом Сур-Коса и Лапинсало в узкую протоку, заросшую камышом, плывем как в тропических зарослях. проходим еще одну протоку между островами Корписари и Торосари , и разворачиваемся на восток. Видим открытую Ладогу. Чем ближе мы к ней подбираемся, тем больше волны. Дует чистый восток, как и должно было быть по прогнозам. Порывов ветра нет, вода спокойна. Волны не очень большие, байдарка наша устойчива. Пробегаемся по простым правилам , знакомым всем - ловить волны носом , а не бортом. Они как раз шли в идеальном для этого направлении. У Сони возник вопрос, что же делать, если волны бьет в бок, относительно нужного движению направления. Ответ простой - ходить зигзагами, чтобы соблюдать угол к волне, иного пути нет. Так что нам повезло с погодой, мы были готовы к выходу в открытую воду.Кроме нас никого не было на воде, у выхода в большую воду проплыло несколько моторных лодок на малом ходу, их сильно болтало на волне, гораздо сильнее чем нас. Вот, Ладога дохнула на нас своим дыханием. Мы шли тихим ходом вдоль берега, завороженный огромными высоченными скалами, и волнами, разбивающимися о них. От берега мы держали достаточное расстояние, все-таки волны гнали нас на него.
все мутное, в сумерках вышли плохие снимки. Но ощущения тогда были настоящие!
телефон через гермет-мушок позволял мне точно
Мы были близки к цели, проплыть нужно было всего около 2 километров, чтобы добраться до мыса Куркиниеми, сразу за которым, в 180 метрах, был вход в Кочергу. В сумерках очертания берега весьма темные. Соня полна восторга, это её первый опыт открытой вода. Я полон воспоминаний, но так , по открытой воде на веслах, я никогда не ходил, тем более в волы это было опасно.Я вспомнил старую фишку волн - примерно каждая 10 волна сильная.Сейчас это была волна порядка метра. Лодку бы точно сносило и болтало, но байдарка обладала гораздо лучшими ходовыми качествами, к тому же 2 гребца делали свое дело. Вспомнились слова байдарочников, проплывавших мимо нас днем, узнавших, что мы плывем в кочергу, они сказали что мы не доплывем. Еще как доплывем, они просто не знали, кто мы с Соней такие. Что мы можем ходить сутками. Мы много тренировались, именно вот для таких авантюр. Наконец, мы достигаем мыса. На нем располагался старинный финский маяк, когда-то работавший на газе, ныне - заброшенный, но покрашенный и служащий створным знаком. Мы остановились буквально на пол минуты, я сделал ,пару фото и снял короткое видео.
И мгновенно заметил, что мы приблизились к берегу метров на 30 за это время. Мы стали интенсивно , но не паникуя, грести в нужном нам направлении, набирая дистанцию со скалами. Это было не сложно, но была бы погода чуть хуже - это было бы серьезной проблемой. Обогнув мыс, мы пришли к нашей цели. Но теперь было самое сложное. Загрести в узкий вход в Кочергу. Я его даже в начале не увидел, подумав, что нам нужно грести в соседнюю бухту, на столько узким он показался в сумерках. Я сейчас специально измерил его в ширину, вышло ровно 60 метров, но это казалось тогда каким-то угольным ушком. С обоих сторон о камни били волны. Это напомнило мне в тот момент греческие мифы о Сцилле и Харибде. Чтобы нас не выбросило на скалы, мы отплыли на достаточное расстояние от входа, а затем развернулись кормой так, чтобы волна четко била в нее, и гнала нас прямо к центру пролива. Решительно, мы устремились в него. Отлично заплыли, пройдя первые десятки метров, мы уже поняли, что все хорошо, и нас накрыли радость и восторг, от того, что все получилось. было около часа ночи. 12 часов занял у нас этот путь.
Спокойным ходом, мы проплыли по кочерге около 800 метров, рассуждая об этом месте вообще. Внутри были байдарочники, тут и там виднелись палатки и лагеря. Какой-то особенной природы внутри не было - обычные скалы. НО было огромное количество мест, где можно вытащить лодки или байдарки- удобные округлые каменные шхеры , а не отвесные и острые скалы . И это место было идеальный гаванью, длиной около 4 км. Удивительное чудо, укрывающее лодочников и байдарочников в любую непогоду! Я проанализировал наш маршрут - то что мы проплыли за день, подготовленные опытные байдарочники, при хорошей погоде, возьмут гораздо быстрее, и это расстояние идеально ляжет в комфортный дневной переход, как раз от лодочной станции. Вот так, эмпирически, мы поняли и прочувствовали, что такое эта Кочерга и зачем она нужна. Кстати, готовясь к маршруту, я почитывал комментарии в Викимапии про разные острова и места, и обнаружил, что между водниками идет не меньшая неприязнь , чем между пешими туристами и шашлычнико-водочниками на машинах: байдарочники не любят моторщиков, т.к. в подавляющем большинстве это рыбаки-бухари, оставляющие за собой мусор. Как я резонно прочитал в одном из комментариев, на байдарках просто физически не довести бутылки в таком объеме до места, они не поместятся ( и это правда, места, даже в нашей вместительной надувной байдарке, с минимумов вещей , было очень мало.Страшно представить, что творится в каркасных)
Мы находим подходящее место для высадки , выгружаем вещи, фиксируем лодку на мхе между небольших деревьев. За небольшим каменным гребнем обнаруживается идеальная крохотная лощина, выстеленная мхом (было влажно поэтому, но мы выбрали мох взамен ветра), окруженная с обоих сторон каменно стеной.
И выходит эта лощинка на вершину скалы с одиноко растущей сосной.Здесь открывается хороший вид , здесь мы ели обычно.
Ставим палатку , готовим в котелке макароны с укропом, паприкой и тушенкой. Поздно ночью ложимся спать. Дождь полил с запозданием, уже под утро. Особо сильно то место где мы были он не беспокоил. Я порыбачил , безрезультатно. Разбудил Соню ( Хватит спать! Нас много всяких дел ждет!) Мы отправились пешком на мыс изучить маяк и скалы.Погода была пасмурная, все весьма и весьма мокрое. Сложно представить, что это 30 июня. Выбрались на самую высокую скалу. Вид на Ладогу и шхеры потрясающий! внизу бушевал шторм. Высота - больше сотни метров, выше скал на Ладоге я не видел, причем эти были очень отвесными.
медитативные места, где можно подумать о многом
Здесь же, неподалеку, мы заметили в камнях странный черный пакет. Это была, конечно же, очередная закладка геокешеров. Классные ребята.Дневник тайника этого ведется с 2005 года. В 2020 году мы были первые, кто его посетил. Что любопытно в 2019 году, прошлые люди, кто нашел его, тоже нашли случайно, если верить записи.Мы отписались, конечно же. По правилам, одну вещь можно взять из тайника, и что-то нужно оставить. Мы взяли воблер, и оставили 3 знаменитые Сонины конфеты.
Продвигаемся к маяку, с трудом, но находим место, где по суше можно спуститься с отвесных скал. и через несколько сотен метром мы у маяка! На Ладоге сейчас разыгрался настоящий шторм! Волны были о скалы у маяка, потоки брызг взметались на десяток метров
фото не передадут этого...передадут видео!
Именно в такие моменты, вспоминаешь про романтизированную профессию смотрителя маяка, стоящего одиноко в бушующем море.
Полил ливень, поднялся сильный ветер. Мы стояли на вершине маяка, глядя в бушующие волны. Так близко и безопасно шторм еще не видел никто из нас, волны била прямо под нами. Мы наслаждались этим безумием и буйством стихии, мы, маленькие и жалкие. А ведь Ладога еще могла на нас отыграться, нам же еще плыть обратно, как раз здесь.Ладога не прощает ошибок.Она коварна. Но у меня был план...
Возвращаемся в наш лагерь, находим по дороге подосиновики и подберезовики потрясающих размеров и очень плотные!
Да, я еще не упоминал, что уже была спелая земляника! Не много, её нужно было высматривать, но это ягода любит внимательных. На хорошо прогреваемых шхерах и открытых каменных скалах ягода спеет быстрее. Вот так вот, то в августе едим землянику, то в июне.
Оставшуюся часть дня дождя не было,но шторм еще не закончился. Мы приготовили вкусное блюдо из наших грибов, говяжьей тушенки, тука и макарон ( вообще , много еды мы не съели, мы могли бы неделю с Соней там жить!) , просушили до удовлетворительного состояния наши вещи. Палатка с легким тентом выдержала дождь, самое главное что не было ветра. А теперь план: имея опыт ночных переходов, да и оценивая, что вода спокойнее ночью, и пусть в сумерках белых ночей видно все хуже, разницы особой нет - идти приходится исключительно по навигации. Но выходить в открытую Лаогу сейчас нельзя - это было очевидно. Как быть? В основании Кочерги, в той части, что дальше в сушу вдается, было старое русло реки, которое сразу выходит в залив, минуя мыс и открытую Ладогу. Мы сразу окажемся в безопасности шхер. Всего то каких-то 400 метров протащить вещи и лодку. Мы доплыли до дальнего конца Кочерги, ничего, по сути, не изменилось - те же палаточные лагеря. Перекинулись с байдарочниками парой фраз, они собирались ждать еще несколько дней штиля. Либо они не знали про это место ( на Викимапии русло реки было обозначено) либо им было стрёмно тащить свои же вещи. Пусть сидят. Мы пользуемся лучшими аспектами всех областей нашей деятельности! Именно так, на пересечении навыков, и рождается формула абсолютного путешествия! Оказалось, что имелась весьма сносная тропа, и мы за 3 ходки перенесли рюкзаки, вещи и лодку.
было темно, и некогда. путь хоть такой кадр сохранит наш исход с Кочерги.Мы вспомнили сериал "Викинги" , где главным героям так же пришлось решать подобный вопрос! Вспомнились и Пираты Карибского Моря.Соня, гребущая впереди, в дредах и бандане, вообще напоминала мне Джека очень сильно!
Ночная дорога шла хорошо. Усталость давала о себе знать, но вода была относительно спокойная. Иногда шел дождь, но мы были уже вскоре все равно мокрые, и разницы не было уже никакой.Но ощущения, надо отдать должное, были. Так мы встретили 1 июля.Какое же это наслаждение - июльской ночью поплавать по пустым шхерам. Мы делали небольшие перерывы на воде , только один раз высадились буквально на 2 минуты , и сразу , мокрые , начали подмерзать.В 4 утра мы прошли мост к острову Кильпола . Ветер утром в среду развернуло на юг, и идти было очень сложно здесь. в общей сложности мы прошли к 5 утра 3/4 пути , это не смотря на весьма мешавший ветер. Ночуем на Кильполе, рядом с островом Оритсари. На ветру вещи просушились лучше чем на костре. Спали хорошие 7 часов , встаем в 14 часов среду.Зачем-то накяптили воду. Но непонятной причине, пить совсем не хотелось - мы едва выпили за 3 дня 3 литра с соней на двоих ( без учета бульонов, получавшихся при варке наших блюд в котелке). Последняя четверть пути прошла против ветра, почти полностью . На одном из островов мы нашли оленьи рога, видимо, утащенные кем-то , а теперь их утащили мы! К 19.20 мы вернулись на лодочную станцию. Наши ребята уже сдали снаряжение, о чем мне позвонил и сообщил еще раньше Стас. А теперь его история, и чем занималась остальная часть группы: Они поспали, Стас ничего не делал на острове, и к нему прибило дорогую доску для катания!! Без человека, у кого-то её унесло. Такая доска стоит очень дорого! Нет , это просто немыслимо!! Стас Громов - ленив, но он просто какой-то помазанник судьбы и удачи-- он ничего не делает, и все буквально падает ему на голову!! Они проплыли пару км до моста, там заночевали, а в среду попросту Стас поймал попутку, вернулся за машиной, и на ней отвез байдарки. Чтобы они не упали, все их прижимали к крыше, высунувшись. Пограничники на въезде/выезде в Карелию просто обалдели от такого. Судьба птенцов, поведанная нам, трагичная - двое за ночь убежали ( и, соответственно погибли - им не выжить одним) , один - просто погиб ночью, не проснулся. Одного ребята забрали домой выхаживать, будем следить за его судьбой, если он выживет.
В общем , для людей все кончилось благополучно,ввиду найденной кайт-доски, места в машине не было, меня с Соней Стас докинул до вокзала, и мы поехали на последней электричке от Приозерска, на которую мы как раз идеально успели. Деньги за эту нештатную электричку поделили так же на всех, поровну. У нас все честно!
возвращаемся с похода, все на стиле!
в этот раз рога не ушли мимо!
Опыт был замечательный, мы с Соней прогребли больше 50 км. Полагаю, для байдарочников настоящих , наш маршрут - это легкая забава, этакий «водный пикник». Но мы плыли ночью, будучи уверенным в погоде. Натерли настоящие гребные мозоли.Я был очень рад выносливости Сони. Жуткой смертельной усталости не было,это был новый интересный опыт! До новых встреч! И помните - поход не заканчивается никогда!
Монтаж.В этот раз «закулисье» представлено в видео в виде монолога в центре.В отчете выше я не повторялся.
Click to view
Подписывайтесь на наши соц.сети!
Если хотите написать сразу мне - пишите в ВК!
https://vk.com/id94656254 Ютюб канал:
https://www.youtube.com/channel/UC8s3xGUP0rOEaUxrNO0Mb-A?view_as=subscriber Наша походная группа в Вконтакте
https://vk.com/club155244688 Мой инстаграмм - он же - инстаграмм всех наших мероприятий, самые красивые фото-там!
https://www.instagram.com/vladek75108/