Сто км за 2 дня по Луге: Кленна-Толмачево.Часть 4

May 07, 2019 19:28


Мой одиночный путь по реке Луга. Завершающая часть

Мои ночные скитания по лесам, болотам.Но больше это было похоже на гонку.Что объединяет реку Лугу и Карелький перешеек? Несколько странных мест, неожиданные усложнения маршрута и нарастающая интрига с вполне сносным финалом . Нужно идти - и быстро, времени отдыхать нет!

Так же, я опишу, что происходит с организмом , если идти несколько дней и почти не отдыхать!



поход прошел 27-29.04.19



участок Коряча- Муравейно

Как я уже писал раньше, дорога началась хорошая, но весьма пыльная. Пара машин, которые проехали - подняли ее довольно много. Потом проехала группа из 3 машин, явно предназначенных для таких дорог -вот они уже по-настоящему заПылили. Я почувствовал, что значит глотать пыль у обочины - буквально.

Через несколько километров, дорога пошла вдоль реки. Здесь, я увидел очень хорошую вещь - каждые пару километров, была специальная оборудованная стоянка - беседка, костровое место. И дорога идеально рядом. И вода рядом.Даже запас дров был.



Правда, свиньи на столько свиньи, что даже не соизволяют уже с ГОТОВОГО места мусор убирать

Я понимал, что мне пора сделать горячую еду. И на такой вот стоянке я потратил на это 15 минут.





Сварил пшенную кашу, поел ее. Далее - я когда останавливался на пару минут отдыхать - я обязательно съедал пару ложек каши и пил воду - даже если пить и есть не хотелось особо. Организм не сильно разбирается уже, что ему нужна подпитка энергией, и как мне казалось, я чувствовал небольшие приливы бодрости после перекусов.

Быстро тушим костер, идем дальше. Да, на одной из последующих таких стоянок я встретил людей - так что эти места используются.

Дорога ведет меня вперед. Иду я хорошим, быстрым темпом - я думаю, чуть больше 5 км/час, может 5,5



Подхожу к деревне Твердять

Твердять

Впервые упоминается в 1500 году как деревня Твердятино на реце на Лузе в Ястребинском Никольском погосте.

Ну вот, уже, хм, не новость. Сколько же на Луге старых, невероятно старых деревень! Какой же тут раньше проходил торговый путь! Все процветало

Твердять состоит из 2 частей - в основной, северной я не был - а вдоль реки, где и проходил мой путь - тянутся несколько домов. Проблема пыли - актуальна здесь!



Дальше, я должен был идти к деревне Старицы. В этом месте было много по-настоящему заболоченных участков - и, спасибо дороге - она неплохо так виляла между ними. Но на одном из поворотов, я понял, что быстрее срезать через лес . Уже смеркалось. Я шел под столбами линии ЛЭП

Вот такой мрачный, жуткий вид открылся мне на одном из поворотов. Потрясающее фото



Дохожу до деревни Старицы.

Старицы

Исторически -такая же старая деревня.

Первое впечатление - это по-настоящему то место, где занимаются возделыванием полей. Все дороги - такое ощущение что прокопала какая-то гусеничная техника. На окраине было очень много разной техники, фургонов

Уже почти, почти стемнело и сейчас мне предстоял самый неприятный участок - до деревни Вяз. Дороги сейчас вообще так таковой не было, шла эта, тракторная, через поля и лес.

Пользуясь остатками света, и уже фонарем, я иду максимально быстро.

Пару раз дорога превращается в болото. С потерями, я преодолеваю эти места. Ноги замочены - не сильно - это уже не имеет никакого значения. Я полностью, полностью перешел в то состояние, когда уже мыслишь непосредственно так, как этого требуют обстоятельства. Ничего лишнего. Я называю это - «походный режим» - включается он не в 1 день.

Дорога выходит в поле, и пересекает речку Лососинка. Ох и доставила она мне хлопот! В начале, она петляла вдоль дороги, как бешеная, вся дорога вдоль нее оказалась частично затоплена.

Уже было вообще темно. Я уже думал что опасность миновала - иду вдоль каких то зарослей. И внезапно луч фонаря выхватывает черную полосу воды впереди меня! Я потыкал палкой- глубоко. Вброд не перейти точно, узкий приток, может метра 2. С учетом того, что еще какой-никакой берег у речки есть - и, прыгать, соответственно, меньше чем 2 метра. Я снимаю с себя обувь, собираюсь с силами, разгоняюсь, и с рюкзаком перепрыгиваю ее - приземляюсь ногами на такой же крутой бережок.Был на секунду момент, когда равновесие нарушилось - но это было не значительно.

Дальше дорога испытывала меня еще - она пошла через лес. Находить тропу было не так сложно, но я при этом еще и держал темп. В самом лесу так же были переправы через ручьи. Наконец, я выхожу, уже пройдя лес, на берег Луги. Теперь моя дорога просто всегда должна идти по берегу. Никуда не сворачивать. На самом деле эти участки были самые сложные. В поле тропа очень легко теряется, проходя через лес/болото - еще проще. А, в условиях подлеска, с учетом поваленных стволов, в слабом, слабом освещении дорога терялась постоянно вообще. Был еще 1 момент когда мне пришлось по бревну переходить какой-то приток- я взяв в руку палку, и опираясь ей о вязкое дно, не думая, быстро перешел.

В момент,когда я вообще потерял дорогу, я понял что освящения фонарика не достаточно. И стал уже светить телефоном, выкрутив яркость экрана ( дикое расточительство ресурса - но у меня был еще целый банк-зарядник). Дорога нашлась мгновенно. В таком довольно напряжном темпе дохожу до деревни Вяз, и довольно долго иду вдоль нее.

Вяз

Вяз - выдержки из описание из викимапии

Население в деревне не учтено(2010, перепись). Толмачевское городское поселение Лужского района.
Имеет речную пристань на р.Луга
До 2010 года пост. Население - 1 человек, в настоящее время населена только в весенне-осенний период(май-сентябрь). Деревня состоит из 19 частных участков, в качестве транспорта используются моторные лодки.
Речная пристань не используется с 2007 года - из-за нерентабельности, а в сухой сезон и просто из-за мелкого уровня воды общественный речной транспорт более не используют.
До 2007 года ходил пароход "Гаврюша" по маршруту Толмачёво-Старицы, с остановками в остальных н.п., расположенных вдоль реки.

Название деревни Вяз связывают с одним из диалектов древнерусского языка. Вяз - от слова вязило - топкое место. Хотя сам топоним вроде бы говорит о могучем и красивом дереве. Но вязов там к сожалению нет и название она все же получила от древнего обозначения болота.
Впервые деревня Вяз упоминается в Переписной оброчной книге за 1500 г. «Вяз на реце на Лузе» входила в Водскую пятину, Полужскую половину, Копорский уезд, Ястребинский Никольский погост.

«Двор Бориско Филипов, сын его Яшко, дв. Микитка Нестеров, дв. Матюк Борисов, дв. Омельянко Лентиев, сеют ржы 12 коробей, а сена костя 100 копен, 3 обжы» и т. д.  - интересные данные.

По Столбовскому миру со Швецией 1617 г. граница Ингерманландии и России в южной (ижорской) части проходила по р. Луге, в т. ч. мимо дер. Вяз, не доходя до следующей дер. Муравейно, поворачивала на восток к р. Кемке.
Даже по окончании Смутного времени здесь происходили стычки. Настоящая война между враждующими сторонами произошла в 1656 - 57 гг. Успешная оборона «Лужского рубежа» от р. Саба до д. Вяз вошла как героический эпизод ратной истории Лужского района.

Деревня Вяз входила в  Редкинскую волость, в мызу Редкино, а, соответственно, принадлежала всем владельцам Редкино - мы о них с вами уже говорили, во второй части моего рассказа

В 1899 г. было открыта пароходная линия по р. Луге от станции Преображенской до Хилка. В дер. Вяз имелась пристань, которая находилась между пристанями Клескушская твердять (16 в.) и Ижлово (10 в.). Ширина фарватера местами до 2 ½ сажен, а наименьшая глубина 2 фута.

Напротив дер. Вяз 29 июля 1902 г. на р. Луге произошло крушение пассажирского парохода «Луга» Общества Преображенского пароходства, принадлежавшего действительному статскому советнику Дашкову, при совершенно ясной и тихой погоде вдруг внезапно накренился на левый борт, зачерпнул воды и почти моментально стал погружаться в воду. Это произошло из-за значительного перегруза. Утонуло 15 человек

Исчерпывающе. Признаки цивилизации кое-какие присутствовали - через всякие ручейки часто были перекинуты бревна. Но, судя по всему, здесь ездят только на квадроциклах.

За деревней я нашел очень красивый и живописный родник - он обозначен на картах Мапс Ми. Это ночью, он предстал передо мной невероятным - вода, вытекая из вертикального обнажения, течет по нему вниз, и только вниз. Это выглядит очень эффектно. Я подошел и попил из родника - вода была очень вкусная.

Вновь ищем дорогу и пытаемся идти по ней быстро. Когда дорога выходила на какие-то поля вдоль воды - я всегда знаю, что сейчас я ее потеряю, и да, так и было несколько раз - благо, я знал куда мне идти ( река - мой главный ориентир) и мог позволить найти дорогу метров через 100. Но по дороге идти было легче ( главное - быстрее ) - не знаю как часто она используется

Реакция на отсутствие сна и непрерывное движение

Теперь самое интересное - примерно с этого момента и до конца похода. А так же в конце 1 суток моего пути - я хочу описать свое состояние. Пусть это не покажется бредом - я вполне отдавал себе отчет во всем.

У разных моих знакомых усталость проявляется по разному.Мой помощник, Сергей - начал видеть глюки ( потом еще говорил что не было такого!). Про этот поход я еще напишу. Мой оператор - Влад Родионов - становится более серьезным, когда устает.

А вот Я...хм, я даже не знаю что здесь больший фактор - усталость или отсутствие сна  - вобщем, я наблюдал у себя ..шизу..В одной из форм

1 и самое главное - мне не хотелось закончить все и бросить. Не хотелось лечь спать. Не было мыслей - А зачем это все?  Я делал все что должен делать обычно.

Началось это все постепенно,  при этом я вполне осознавал это состояние - именно поэтому я могу у себя такое диагностировать!

Мне казалось что я веду дискуссию с самим собой, или считаю некоторые предметы, что были со мной -вполне самостоятельными участниками.Что отрезки, на которые я делил путь - я прохожу тоже с кем-то. При этом я ясно, абсолютно ясно мыслил, абсолютно точно и четко осознавал это состояние , во время движения . Это удивительно! Всегда с жутким скептисам относился к информации подобного рода. Ну вот, все до поры как прочувствуешь на себе. Назовем эту «Шизофрению» второй стадией усталости - после моего «Походного режима»

Около 1.30 ночи. Наконец, доходим до деревни Мурвейно.

Муравейно

Крупная и старая деревня, заслуживающая отдельной заметки. Упомяну только, что в ней расположена шикарная усадьба Барсовой. В Муравейно я был, в 23.07.17 . Мы тогда были с походным клубом, добирались от шоссе, с другой стороны реки ,через паром.



так выглядит переправа через лугу на Пароме.Фото - Михаила Богданова. 2017 год.

Прямо при нас мужик поймал еще, помнится мне, рыбу. Было много земляники, очень крупной.

Усадьба живописная,но сейчас была ночь и осматривать ее не было времени - тем более что внутри все было уже изучено - соотвествующие фото в моем архиве в Вконтакте.



А сейчас, была ночь и было прохладно.

Я прилег на развилке и отдышался. Такое место посещать ночью - жалко. Но я здесь уже бывал. Нужно идти. Успевал . Но успевал, идеально, впритык.Было около 2 ночи. Финиш, напоминаю, в 8.37. Последний отрезок пути и последние 23,5 км  - выглядит вполне реально.

Быстрым темпом дохожу до Бежанцов

Бежаны

Бывшая погранзастава  Великого Новгорода и Швеции (1617-1725г.г.), найден клад монет Филиппа Аравийского.( по другой версии  древнеримская монета Филиппа Аравитянина (III в. н.э.), уж как от клада осталась 1 монета - загадка)

Название деревни «Бежаны» произошло от одного из диалектов древнерусского языка на котором «бежа» - заболоченная местность. Деревня лежит на «правом нагорном берегу, владеющая богатыми залежами отличнаго белого песку».

От Муравейно до Бежанцев шла сносная тропа через лес. В Бежанцах я уже начал понимать, света стало больше.

Я же, оправдывая название деревни- практически бежал - шел так быстро как мог. Основная дорога заканчивалась ,вместе с деревней и тропа вела через лес ( на гугл картах даже отрезок между деревнями Бежаны и Натальино обозначен как разрыв , но дорога там все-таки есть). Следующие 4,5 км я шел через лес, преодолевал подмокшие участки, дорога была неплохо завалена бревнами. Вообще , дорога через лес в этом месте напоминала мне полосу препятствий , закончившуюся глухим , конечно же, буреломом, но более менее сносный путь я нашел. Этой дорогой не пользовались уже очень давно, это чувствовалось. Пересекаю Дубовый ручей, еще немного..

И вот я в Натальино

Натальино

Знакомство с населенным пунктом началось не очень дружелюбно - тут и там в лесу начали выскакивать таблички, что это какая-то там территория и ведется видеонаблюдение . Большего абсурда я и представить не мог себе. Но я на тот момент вполне равнодушно эту мысль воспринял.

Когда я только туда зашел - я оказался на какой-то пасеке. Очень мило.

Я прилег на пару минут. Бегло осматриваем этот населенный пункт и продолжаем путь.

На самом деле, это одно из самых странных мест, где я побывал. Не знаю почему.

[Натальино]Название произошло от имени собственного - Наталья.
Правый берег р. Луги на протяжении свыше 25 км от ст. Преображенская превратился в почти сплошную ленту дачных местностей. Их обслуживало развитое водное сообщение с обустроенными пристанями различных пароходных компаний.
В «Памятной книжке» за 1905 г. имеется информация: «в 3 верстах от дер. Кемка, перейдя речку Кемку, на высоком берегу, расположен ряд собственных усадеб дачного поселка Натальино с великолепным окрестным видом на далекое расстояние


Удивительно точная аналогия с Карельские Перешейком - только там дачный бум начался чуть раньше, со строительством железной дороги. А здесь виной - пароходы.

Совсем недавно я писал заметку про Комарово ( то самое).. И знаете что?  я замечаю подвешенный кусок рельса у дерева!



по-идиотски сфоткал - рельс висит именно так, что в него реально можно чем-то ударить и будет звон

[Сейчас поясню]Для тех кто не читал мою заметку или не знает этот факт - Комарово, самый элитный поселок Карельского Перешейка, раньше назывался Келломяки - Колокольная гора, считается, что там был колокол из куска рельса, в который били, созывая рабочих на обед - так название то и появилось. 

Некая аналогичная цепочка в голове просто построилась.

Что здесь еще было? Один из фактов Гражданской войны:

[Вот]В Гражданскую войну, в районе Красных Гор развернулись бои с белогвардейцами. В ночь с 25 на 26 мая 1919 года от Преображенской пристани вниз по течению реки Луги под командованием Н.Г. Толмачева отправился караван судов - пароходы «Забава», «Работник» и баржа, вооруженные пулеметами. На их борту находился десантный отряд, насчитывавший две с половиной сотни красноармейцев. Пройдя чуть более пятнадцати верст, вскоре после деревни Натальино отряд высадился на левый берег и направился в сторону Красных Гор. Там, на берегу озера, на рассвете и произошел бой.

Натальино выглядит каким-то заброшенным - людей нет вообще, как и лая собак.Но все дома - в довольно опрятном виде.. Столбы электроосвещения попались - зачем они вообще здесь - это последнее что я ожидал увидеть. Даже дорог нет. Абсурд! Как будто попал в Нарнию.



Домики выглядели прилично - но не было ощущения, что это дачи или частные дома - как-будто какой-то пансионат бывший. Если верить описаниям - сейчас это база отдыха. К ней вообще нет основных дорог - главная, за Бежанцами, пересекает реку и идет в обход леса вообще далеко от воды - по той дороге я не пошел - все-таки одна из целей моего пути - идти максимально к реке.

Моя дорога внезапно упирается в забор. Частная территория - валите нафиг! То, что она прямо посреди дороги, никого не волнует. А обойти - никак. С одной стороны, у воды - все забуреломлено, там хрен пролезешь. С другой - забор тянется прямо в гору, не поленились же оттяпать кусок леса - пришлось карабкаться.Я почти уверен что это незаконный забор - просто оторвали себе кусок земли . Ладно, здоровенный участок этих козлов я облез , вернулся на дорожку.

И совершил досадный просчет.

На картах, был вариант - либо идти до следующей деревни по неплохой дороге, но она делала большущий крюк в лесу. Либо идти напрямик вдоль берега. Дорога у берега казалась мне неплохой, да еще и вид был отличный.

Ну, я даже не раздумывал особо. Метров через 250 дорога закончилась, начался бурелом, болота типа «заливные луга» с кочками растительности , по которым можно прыгать, в Лугу начали впадать ручьи, безжалостно виляя. Мне следовало догадаться сразу - почва здесь очень илистая, рельеф у берега постоянно изменяется, на дорогу расчитывать было изначально глупо.

Я собирался перепрыгнуть один из таких ручейков. Ничего особенного, я их уже пересек десятки. С противоположного берега я видел песочек - думаю, хорошо удобно приземлюсь. Разгоняюсь, прыгаю.. и понимаю что это нифига не песочек а какая-то вязкая масса - ноги ушли почти по колено, и продолжали уходить - я лег на берег и аккуратно слаб выползать - ну , что же, почти полноценный зыбучий песок. Теперь есть хорошая новость - ноги замочены и можно идти просто по болоту. Что я ,с успехом, и делаю. В болоте ноги и штаны хоть немного отмылись.

Я подходил к реке Кемка.

р.Кемка

Достаточно большой приток. Должен был быть мост на карте.Его, разумеется, не было. Я увидел огромный ствол , через реку. Вот он, мой мост.Крайне осторожно, перехожу по нему реку - не смотря на скользкий ствол, мне опять повезло не упасть. на том берегу ситуация не сильно улучшилась, Кемка, прежде чем впасть в Лугу, делает большую петлю. И я оказался в своеобразном лабиринте - нужно было понимать где нужно переходить на другой берег, где не стоит. Вдали, я уже увидел поселение Кемка - о нем ничего сказать не могу, к дороге я набрел уже позже него и видел только издалека.

Дорога была отличная. Но я потерял очень много времени, и отрезок до Ящеры я уже бежал и шел очень очень быстро. 100 км были уже пройдены - я это понимал . Понимал и то, что могу уехать и на следующей- но хотелось успеть на электричку 8.37 и в кино. Смертельной усталости я не ощущал. Вокруг был прекрасный лес.  Лужский район уникален- лес там ОЧЕНЬ похож на лес Карельского Перешейка.

Да, к слову, ночью было достаточно зябко -я понимал это , когда останавливался. Луга перед Кемкой были покрыты белым инеем - я еще удивился. Все стало понятно, когда я захотел попить, и достал бутылку с водой , которая была закреплена снаружи рюкзака - там плавал лед. Температура опустилась ниже нуля, а я даже не заметил.

Теперь же вовсю светило солнце.

Ящера

Добегаю до Ящеры. Красивый , ухоженный поселок. Я увидел пару машин даже стоявших. Людей не было. Пересекаю аналогичную речку. Севернее, есть красивые Ящерские скалы , там я тоже бывал, в сентябре 17 года. Много воспоминаний на тот период.Хорошее было время.

Я уже бегу просто. И понимаю, что совсем немного не успеваю до Толмачево - может быть, минут 20 не хватит. Прискорбно и обидно. Никаких попуток на этой дороге в столь ранний час можно даже не ожидать встретить - да и вид у меня был такой, что я бы себя в машину точно не взял. И тут происходит то, что во многих книгах, фильмах, называется таким странным термином «Бог из машины» («Deus ex machina» в оригинале). Когда главный герой оказывается в неразрешимой ситуации, ему на помощь приходят сверхъестественные силы, удача, ну или что-то аналогичное - лично меня такие моменты всегда раздражали - это не естественно. Я привык верить в себя а не в удачу.

И тут , внезапно, из-за спины, я слышу шум приближающейся машины! Она как будто появилась из неоткуда -я реально не слышал ее шум. Я помахал руками -и машина остановилась что бы меня подкинуть! Компания внутри была разношерстная - за рулем женщина - жила в Ящере и ехала в Лугу на работу, рядом с ней впереди - какая-то старая женщина, сзади, рядом со мной - парень восточной национальности, плохо говоривший по-русски.

Я рассказал что видел следы медведя- все отреагировали на то, как на нечто само собой разумеющееся - мол, ааа, попросыпались уже. Суровые жители Луги. По дороге мы подобрали и еще 1 человека - наверное, он еще более удивился собравшейся в машине компании. Высадили всех нас на ж/д переезде, у станции Толмачево



Вид на Лугу, Толмачево. 8 с лишним утра. Последнее фото похода.

Итак , произошло самое настоящее чудо! И теперь у меня даже было 20 минут времени . Я купил билет, переодел сухие носки ( чтобы не намокли от мокрый кроссовок  воспользовался пакетами) . Как смог оттер кроссовки - у них расклеилась подошва, они были старые, рваные и это был их последний поход Очень достойный. Грязнейшие штаны я закатал - и сейчас , может быть, выглядел не таким грязным , чтобы меня пустили в метро. У станции я услышал поздравления с пасхой - я даже забыл о ней. Меня поздравил какой-то станционный рабочий, пока я переодевал обувь - я даже ему не ответил- плохо. Мои мысли были далеко. Жители жаловались на внезапные заморозки,и что теперь что они уже засеяли ,может замерзнуть.

Я 2 часа я поспал в электричке, успел в кино на премьеру ( о да, в таком странном виде я пошел в кино) , вобщем то на этом мой поход и можно считать завершенным.

Совмещение изучения мест, которые проходил, с необходимостью постоянно держать темп - задача не легкая. Просто по дороге было бы очень просто. Все что я хотел я в этот раз сделал. Этот поход можно засчитать к «личным испытаниям» , которые я себе периодически устраиваю - никогда раньше я не расписывал их так досконально.

Моя страница в ВК - беспокоим по любым вопросам в любое время дня и ночи! -  https://vk.com/id94656254

Мой инстаграмм - https://www.instagram.com/vladek75108/

Наша походная организация   -https://vk.com/club155244688 мы не только ходим по лесам! Раз в 2 недели - у нас встречи в городе, чаепитие + тематическая дискуссия, я приглашаю путешественников, мы слушаем разные рассказы, играем в игры. Развиваться нужно всесторонне! Я ищу молодых, здоровых, готовых ходить в походы, путешествовать и развиваться , исследовать, творить , парней и девушек! Приходите к нам!

Лучший походный клуб нашего города, с которым я часто путешествовал  ( когда были деньги)- https://vk.com/club17791063

река Ящера, Ящера, пешие путешествия, Натальино, 100 км за 2 дня, дачный бум, Кемка, Лужский район, река Луга, Толмачево, Пешие походы, болота, Лососинка, родник, река Кемка, Старицы, походы, Муравейно, "бог из машины", Бежаны, Луга, поход, Твердять

Previous post Next post
Up