О "нерусских" московитах

Apr 09, 2011 00:47

 Поучаствовал на днях в нескольких дискуссиях в журнале  trim_c . Товарищ позиционирует себя как "учёный", в общем человек адекватный, но поражённый вирусом свидомизма. На моё замечание о том, что Украина представляет собой неудачный государственный проект, единственным смыслом существования которого является доказать, что она не Россия, отреагировал стандартно: начал на меня вываливать всю украинскую мифологию.

Самым забавным мифом свидомых украинцев является миф о том, что до Екатерины Великой предки нынешних русских называли себя московитами, и только после того, как императрица озаботилась этим вопросом, стали русскими.

Она же издала специальный указ, коим ЗАПРЕТИЛА употребленрие слова "московит", повелев использовать термины "русский" и "великоросс" - это я к тому, когда это московиты отказались от слова русский - раз подобные указы появлялись, то видимо разумнее ставить вопрос о том, когда и по каким причинам предки нынешних русских отказались от самоназвания "москов" или "московит"

Не было украинцев, предки украинцев называли себя русские. Предки русских назывались московиты - но не стоит это обсуждать

После того, как я привёл свидетельства иностранцев, цитаты из разных сочинений и законодательных актов XV-XVII вв., товарищ сильно занервничал и в конце концов изобразил обиду на слово "свидомит" и меня забанил.

Вот эти цитаты:

Хожение Афанасия Никитина, тверского купца (1468-1474):
А в том в Чюнерѣ ханъ у меня взял жеребца, а увѣдал, что яз  не бесерменянин - русинъ.

Житие Стефана Пермского (начало XV в.):
Сий преподобный отецъ нашъ Стефан бѣ убо родом русинъ, от  языка словеньска, от страны полунощныя, глаголемыя Двиньскиа, от града, нарицаемаго Устьюга…
 …Но кудесникъ, часто приходя, - овогда убо втаю, овогда же яве - развращаше новокрещеныя люди, глаголя: "… Мене слушайте, а не  слушайте Стефана, иже новопришедшаго от Москвы… Лѣпо вы есть мене слушати паче: аз бо есмъ вашъ давной учитель, и подобаше вамъ мене послушати, старца суща и  вам аки отца, паче, нежели оного русина (то есть Стефана), паче же москвитина  (москвича), и млада суща пред мною врьстою телесною и малолѣтна, уна суща возрастом, лѣты же предо мною яко сына и яко внука мнѣ.

Сказание о Мамаевом побоище (XVI в.):
Мнозии же уязвении наши, и тѣ помагаху, сѣкуще поганых без  милости: единъ русинъ сто поганых гонить.

Летописная повесть о Куликовской битве (XVI в.):
И паде труп на трупѣ, паде тѣло татарское на телеси христианскомъ; индеже видѣти бяше русинъ за татарином ганяшеся, а татаринъ русина стигаше.

Повесть о Тимофее Владимирском (XVII в.):
Тогда же по случаю бѣжа плѣнникъ ис Казани, некий отрок, русинъ, и, западше, лежаще, утаяся в дубровѣ, по страну путя того, ждущий,  докуду минетъ весь полкъ татарский, чтобы востати от места того и паки бы  побѣжать, не блюдяся, к Руси.
И егда отрокъ слыша поюща стихь, и, воставъ от лежания  своего, и мнѣвъ поюща его стихь быти русина, не бояся, радостен изыде оттуду, и потече из дубровы на путь свой, и явися тому, окаянному варвару, прежде бывшему попу. Он же, видя отрока ярыма своима очима звѣриныма, и похватив мечь нагъ, и  хотѣ отроку главу отсѣщи. Пленник же паде на землю з горкими слезами, милости прося у него, чтобы не убиенъ былъ от него. И сказа ему о себѣ, яко «Плѣнникъ есмь, русинъ, бѣжа ис Казани на Русь, и слышах тебя, по-руски поюща великий  стихь Богоматере, еже любезнейши есть той стихь всѣх стиховъ Богородичных, и у  нас его на Руси честно поють, славяще Пресвятую Богородицу, молитвенницу и заступницу нашу, и чаяхъ тебя русина быти и явихся, господине, лицу твоему, не  бояся!»

Казанская история (60-х гг. XVII в.):
Рустей же силе велице суще и всегда казанцев прогоняху,  биюще: на единаго бо казанца сто русинов, а на два двѣсте.
… Како бо можаху битися казанцы с такими рускими силами  многими, яко быти на единаго казанца русинов 50!
… Воин же той русинъ остави то все в мечети грабити и тече к  дружине своей и повѣда имъ о цари, с ними же и поскочи на царя, а иныя на жены  устремишася.
… И воина же русина, приведшаго царя, и други его, сребром и златом ис казны своея понемалу одаривъ и свѣтлая портища подавъ имъ, и паки отпусти их на сѣчю казанцевъ. И радостно потече з друзи своими, вземше корысть добычи  своея от самодержцевы казны.

Подпись к Житию Антония Сийского, написанного царевичем  Иваном, сыном Ивана Грозного:
Списано бысть сие многогрешным Иоанном русином, родом от племени варяжска, колена Августова кесаря Римскаго, в лето 7087 (1579), в  царство благочестиваго государя благословению Антония, преосвященнаго митрополита всеа России, и при благоверных царевичех Иване и Феодоре Ивановичех.  
либо: Преписано бысть сие…многогрешным Иваном во второе на  первом писатели, колена Августова, от племени варяжскаго, родом русина, близь восточныя страны, меж предел словеньскых, и варяжских, и агаряньскых, иже  нарицается Русь по реке Русе.

Герберштейн, Записки о Московии (1549):
Но каково бы ни было происхождение имени «Руссия», народ этот, говорящий на славянском языке, исповедующий веру Христову по греческому обряду, называющий себя на родном своем языке Russi, а по-латыни именуемый  Rhuteni, столь умножился, что либо изгнал живущие среди него иные племена, либо заставил их жить на его лад, так что все они называются теперь одним и тем же  именем «русские» (Rutheni).  Тоннис Фенне, Русский разговорник (1607):
… Здѣ яз божиею помочию почину писат кую рѣце как надобъ  немьчину с русиномь порускы говорит от домовьню дѣле и всяких дѣлех говоря. Б(ог)ъ даи мнѣ здараво ѣхат на рускую землю да рускому языку на учитса. Да похватит да здараво опят отѣхат на свою нѣметскую землю коли г(оспо)ду б(ог)у  любо. … Яз почину здѣ писат как надобь немчину с русином торговат,  товар купит или менят товар против товару, коли г(оспо)ду б(ог)у любо.
… Здѣ яз божиею помочию почину писать рускую пословицою какъ  русины всвоим речи влодятъ.
… нѣмцин, русин, мусквитин, лeтвин, татарин, новагродец,  псковитин, латиш, тюрчяник, жидовин, свѣски
… нѣмчин, русин, жидовин
… руская земля

Записки капитана Маржерета (1607):
Поэтому ошибочно называть их московитами, а не русскими, как  делаем не только мы, живущие в отдалении, но и более близкие их соседи. Сами  они, когда их спрашивают, какой они нации, отвечают: Russac (русак), то есть  русские, а если их спрашивают, откуда, они отвечают: is Moscova - из Москвы,  Вологды, Рязани или других городов. Но нужно также знать, что есть две России, именно: та, что носит титул империи, которую поляки называют Белая Русь, и  другая - Черная Русь, которой владеет Польское королевство и которая примыкает  к Подолии.

Соборное Уложение 1649 г.:

ГЛАВА I О БОГОХУЛНИКАХ И О ЦЕРКОВНЫХ  МЯТЕЖНИКАХ
а в ней 9 статей

1. Будет кто иноверцы, какия ни буди веры, или и русской  человек, возложит хулу на Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, или на рождьшую Его Пречистую Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию, или на  честный крест, или на Святых Его угодников, и про то сыскивати всякими сыски  накрепко. Да будет сыщется про то допряма, и того богохулника обличив, казнити,  зжечь.

ГЛАВА XIV О КРЕСТНОМ ЦЕЛОВАНИИ
а в ней 10 статей

1. Которым Московскаго государства всяких чинов русским  людем доведетца по судным делам изо всех приказов крест целовать, и им или за  них людем их крест целовать в розных исках трожды. А возрастом бы те люди были,  кому целовати крест, в дватцать лет, а меньши дватцати лет не целовать и ко кресту таких не припускать. А у кого таких людей не будет, и им за себя целовать крест самим.
3. А будет на русских людех учнут искать литва, или немцы,  или татаровя, или иные всякие иноземцы, а в том их иску доведетца крест  целовать русским людем, а иноземцом крест ставить, и русских людей в и(ы)ноземцовых искех ко кресту приводить в приказех, где которой иноземец учнет искати, а крест для того держати в приказе написав на иконе. Так же будет и русской  человек учнет искати на иноземце, а к вере доведетца приводити иноземца, и  иноземцов к вере приводити по их вере в приказех же.

ГЛАВА XVI О ПОМЕСТНЫХ ЗЕМЛЯХ
а в ней 69 статей

41. А которые земли изстари бывали русских людей поместные  земли, и много лет лежали в пусте, и в прошлых годех на тех порозжих землях  поселилися татаровя и мордва по дачам по государевым грамотам, а иные по  боярским грамотам, которые грамоты даваны в безъгосударное время, как стояли бояре под Москвою, а иные без дачь и живут на тех землях многия годы, и с тех  земель государеву службу служат, и у них тех земель не отнимать. А впередь русских людей поместных земель татаром, а татарских земель русским людем в   поместье не давати. 
42. А у которых татар и у мордвы русских же людей поместныя  земли, а платят они с них оброк, а впередь о тех землях будут челобитчики русския люди, и те земли у татар и у мордвы взяти, и отдать в поместье русским  людям.
43. А в городех у князей, и у мурз, и у татар, и у мордвы, и  у чюваши, и у черемисы, и у вотяков, и у башкирцов, бояром, и окольничим, и думным людем, и стольником, и стряпчим, и дворяном московским, и из городов дворяном, и детем боярским, и всяких чинов русским людем, поместных и всяких земель не покупати и не меняти и в заклад и здачею и в наем на многия годы не имати. А будет которые московские и из городов дворяне и дети боярские, и всяких чинов люди учнут в городех у князей, и у мурз, и у татар, и у мордвы, и у всяких ясачных людей земли имати з дачею, или покупати, или в заклад, или в наем на многия лета имати, или меняти, и у тех всяких чиной людей те татарския поместныя и ясачныя земли имати на государя, да им же за то от государя быти в  опале.

ГЛАВА XVIII О ПЕЧАТНЫХ ПОШЛИНАХ
а в ней 71 статья

55. А которые государевы проезжие грамоты даны будут ис  Посольского приказу иноземцом агличеном и галанцом и вольных городов, и иных  разных государств гостем и торъговым людем, и которые иноземцы учнут бити челом государю на русских людей в торговлях о управе и по кабалам в займех и по  записям, и с англинских и з галанских гостей, которым государева жаловальная грамота дана, печатных пошлин не имать, а с и(ы)ных со всех иноземцов печатныя  пошлины имати, так же как и с руских людей емлют.

ГЛАВА XIX О ПОСАДСКИХ ЛЮДЕХ
а в ней 40 статей

40. А у кого всяких чинов у руских людей дворы на Москве в  Китае и в Белом и в Земляном городе в загородских слободах, и тех дворов и  дворовых мест у руских людей немцам и немкам вдовам не покупати, и в заклад не  имати. А которые немцы и их жены и дети у руских людей дворы, или места дворовые учнут покупати, или по закладным учнут бити челом на руских людей, и купчие и закладные учнут приносити к записке в Земской приказ, и тех купчих и закладных не записывати А будет кто руские люди учнут немцам, или немкам дворы и дворовыя места продавати, и им за то от государя быти в опале. А на которых  немецких дворех поставлены немецкие керки, и те керки сломати, и впередь в Китае и в Белом и в Земляном городе на немецких дворех керкам не быти. А быти  им за городом за Земляном, от церквей Божиих в далных местех.

ГЛАВА XX СУД О ХОЛОПЕХ
а в ней 119 статей

69. А которые литовские полоняники женаты в боярских дворех  на руских крепостных и на старинных робах, или которые жонки или девки  литовские полонянъки в бояръских дворех выданы замуж за крепостных, или за  кабалпых холопей, а в приводе те литовские полоняники и полонянки перед бояры в роспросе сказалися, что они в Литву итти, и у тех своих бояр, где они  поженилися на русских, и полонянки, которые выданы замуж за русских, жить не хотят, и те литовские полоняники с женами с рускими жонками, и полонянки с  мужьями, с рускими людьми из боярских дворов и ото всяких чинов людей свобожены  и велено жить им на воле, где кто похочет. А которые литовские полоняники были у записки перед бояры, а похотели жить у тех же, у кого преже того жили, и те  отданы тем же людем, кто у кого живет. А впредь толко те полоняники и полонянки  учнут бити челом, чтоб им дати воля, и тех литовских полоняников по тем запискам велено отдавати тем же людем, у кого они жили. А ныне о таких литовских полоняникех и о полонянъках чинить указ против того же, как об них указано   напередь сего.
70. А иноземцем некрещеным на Москве и в городех держати у себя во дворех в работе иноземцев же всяких розных вер, а руским людем у иноземцев некрещенных, по крепостям и доброволно, в холопстве не быть, для  того, в прошлом во 136-м году ведомо учинилося, блаженныя памяти великому государю царю и великому князю Михаилу Феодоровичю всеа Русии, и отцу его   государеву, блаженныя памяти, великому государю святейшему Филарету Никитичю, патриарху Московскому и всеа Русии, что на Москве и в городех у иноверных у  некрещеных иноземцев служат православные християне, и тем православным християном от иноверцов чинитца теснота и осквернение, и многие бес покаяния,   без отцов духовных помирают, и в великой пост и в и(ы)ные посты мясо и всякой скором едят неволею. И блаженныя памяти великий государь царь и великий князь Михаил Феодоровичь всеа Русии, и отец его  государев блаженные жь памяти великий государь, святейший Филарет Никитичь  патриарх Московский и всеа Русии указали православных християн у иноземцев  некрещеных из дворов взять, и вперед тем православным христианом у иноверных, у  некрещеных у иноземцев, во дворех быти не велели, чтоб в том христианским душам осквернения не было и бес покаяния не помирали б. И ныне по тому же у иноземцев  некрещеных русским людем во дворех не быть никоторыми делы. А будет которые русские люди учнут у некрещеных иноземцев во дворех служити по крепостям, или доброволно, и тех сыскивая, чинити им жестокое наказанье, чтоб им и иным таким не повадно было так делати.

ГЛАВА XXII УКАЗ ЗА КАКИЕ ВИНЫ КОМУ ЧИНИТИ СМЕРТНАЯ КАЗНЬ, И  ЗА КАКИЕ ВИНЫ СМЕРТИЮ НЕ КАЗНИТИ, А ЧИНИТИ НАКАЗАНИЕ
а в ней 26 статей

24. А будет кого бусурман какими нибудь мерами насильством  или обманом русскаго человека к своей бусурманской вере принудит, и по своей  бусурманской вере обрежет, а сыщется про то допряма, и того бусурмана по сыску казнить, зжечь огнем безо всякого милосердия. А кого он русскаго человека  обусурманит, и того русскаго человека отослать к патриарху, или к иной власти,  и велети ему учинити указ по правилом Святых Апостол и Святых Отец.

ГЛАВА XXV УКАЗ О КОРЧМАХ
а в нем 21 статья

11. Да в прошлом во сто четыредесять втором году, по указу  блаженныя памяти великаго государя царя и великаго князя Михаила Феодоровича  всеа Русии на Москве и в городех о табаке заказ учинен крепкой под смертною казнью, чтобы нигде русские люди и иноземцы всякия табаку у себя не держали и  не пили, и табаком не торговали. А кто русские люди и иноземцы табак учнут  держати, или табаком учнут торговати и тех людей продавцов и купцов велено  имати и присылати в Новую четверть, и за то тем людем чинити наказание болшое  бес пощады, под смертною казнью, и дворы их и животы имая, продавати, а денги  имати в государеву казну. А ныне государь царь и великий князь Алексей Михайловичь всеа Русии указал и бояре приговорили, тем людем, у кого табак объявится, указ чинити против того же, как о том указано в прошлом во сто четыредесять втором  году.
12. А будет которые люди с табаком будут в приводе, а  скажут, что они тот табак купили у литовъских приезжих людей на продажу, и тех  людей пытати, прямо ли они тот табак у литовъских людей купили. Да будет те люди с пытки станут тоже говорити, что они тот табак купили у литовъских людей,  а в приводе они будут со многим табаком, и их в другие пытать, а з других пыток  учьнут говорить теже речи, и им за табак чинити указ, как о том писано выше  сего.
13. А которые люди будут в приводе с табаком же, а в роспросе скажут, что они тот табак купили у кого у русских людей, или у иноземъцов, которые иноземъцы государю служат, и тех людей, на кого они в продаже того табаку учнут говорити, сыскивая, роспрашивать, и с очей на очи их ставить, и будет дойдет до пытки, и тех по тому же пытати и указ чинити, до чего доведется.

мифология, свидомизм, Россия, Украина

Previous post Next post
Up