Сокольнический вагоноремонтно-строительный завод, ул. Матросская Тишина, 15

Nov 22, 2019 12:24




Сокольнический завод "СВАРЗ" (Сокольнический вагоноремонтно-строительный завод)   - ведущее российское предприятие по производству и ремонту подвижного состава городского транспорта и его узлов и агрегатов. Развитие городских железных дорог в начале XX века потребовало развертывания соответствующей базы для капитального ремонта вагонов и их агрегатов. С этой целью в 1905 году открылись Сокольнические ремонтно-трамвайные мастерские, которые позднее были преобразованы в завод "СВАРЗ" - основную ремонтную базу Московского пассажирского транспорта в системе ГУП "Мосгортранс".




Сокольнический вагоноремонтный завод (СВАРЗ) в Сокольниках - угол улиц Матросская Тишина и Бабаевская.

Завод был основан в 1905 году как «Сокольнические ремонтно-трамвайные мастерские». Создание их стало следствием бурного развития на рубеже XIX-XX веков московского трамвая, увеличения протяжённости его маршрутной сети и количества подвижного состава.
Уже в первые годы существования Сокольнические ремонтно-трамвайные мастерские превращаются в одно из крупнейших промышленных предприятий Москвы. К 1917 году численность рабочих предприятия составляла около 5 тыс. человек.



После победы Великой Октябрьской социалистической революции мастерские были национализированы; позднее на их основе был создан Сокольнический вагоноремонтно-строительный завод (СВАРЗ).





Несколько видов предприятия по ул. Матросская Тишина



















За время своего существования предприятие изготавливало широчайшую номенклатуру продукции: от артиллерийских снарядов во время обеих, Первой мировой и Великой Отечественной войн, до фуникулёров в сочинских санаториях и уникальных дорожных постов ГАИ, установленных на всех въездах в Москву в преддверии летних Олимпийских игр 1980 года.

В 1930 году завод освоил выпуск прицепных трамвайных вагонов. С января 1934 года на заводе «СВАРЗ» была начата сборка троллейбусов.  В первые дни Великой Отечественной войны завод получил задание срочно обеспечить выпуск камер реактивных снарядов, и это задание было выполнено: завод уже через несколько дней развернул выпуск новой продукции. Делали здесь и 76-миллиметровые снаряды для пушек, и миниатюрные детали для затворов пистолета-пулемёта Шпагина.

Несколько видов предприятия по ул. Бабаевская













В разные годы на СВАРЗе были изготовлены для городского хозяйства Москвы рельсоуборочные машины, рельсотранспортёры, кабелеукладчики, передвижные высоковольтные подстанции, автовышки для технического обслуживания и ремонта контактной сети трамвая и троллейбуса. Для вновь строящихся многоэтажных зданий изготовлено около 1,5 тысяч лебёдок T-1000 для лифтов типа ЭМИЗ и других, а также кабин лифтов. Со второй половины 1960-х годов основной сварзовской продукцией, наряду с ремонтом ходовых и силовых агрегатов трамвая, стал капитальный ремонт автобусов: сначала машин ЛиАЗ-677, а впоследствии - автобусов семейства «Икарус» и их агрегатов и автобусов ЛиАЗ-5256 и ЛиАЗ-6212. В настоящее время завод СВАРЗ делает капитальный ремонт только единицам автобусов.

Для нужд муниципальных и ведомственных стоянок на заводе разработана и запатентована механическая противоугонная система «МОПС». СВАРЗ выполняет капитальный ремонт трамвайных тележек Усть-Катавского вагоностроительного завода и трамваев Tatra T3.
В 2013 году к заводу были организационно присоединены Московский троллейбусный завод и Трамвайно-ремонтный завод, ставшие его филиалами.

Летом 2019 года Мэр Москвы Сергей Собянин и генеральный директор "КамАЗа" Сергей Когогин подписали соглашение о создании в Москве производства электробусов и электрокомпонентов к ним. Инженерно-производственный и инновационный центры создадут на территории Сокольнического вагоноремонтно-строительного завода (СВАРЗ). Проектная мощность предприятия составит не менее 500 электробусов в год.

Москва, Матросская Тишина ул., промышленность

Previous post Next post
Up