Архитектурные достопримечательности Большой Полянки.

Oct 17, 2019 20:48




Улица Большая Полянка - бывшая Космодамианская - одна из главных улиц Замоскворечья. По-видимому, трасса улицы сложилась  в качестве начального отрезка дороги на Серпухов после переправы через р. Москву (от Большого Каменного моста через улицу Серафимовича - трасса улицы Всесвятской). Учитывая, что северное Замоскворечье (современный Остров) отличалось сильной заболоченностью, вызвавшей необходимость устройства Водоотводного канала в 1783 - 1786 гг., застройка трассы начиналась собственно с Большой Полянки.

Водоотводной канал



Современная улица Большая Полянка в Москве берет свое начало у Водоотводного канала и заканчивается у Серпуховской площади. Располагается в центральном округе столицы, в историческом районе Якиманка, и является одной из радиальных улиц внутри Садового кольца. В непосредственной близости от улицы находится Малый Каменный мост.

Вид от Малого Каменного моста на Большую Полянку.



От набережной Москва-реки расходятся основные улицы Замоскворечья - Б. Якиманка, Б. Полянка, Пятницкая, Новокузнецкая и Б. Ордынка, а между ними - живописная сеть переулков. Замоскворечье лежит между излучиной Москва-реки и дугой Садового кольца, поэтому почти все улицы и переулки, в том числе и Большая Полянка, выходят к реке.

Вид с Большого Каменного моста на  Большую Полянку.


.
Название одной из самых больших улиц Замоскворечья - Полянка, данное в конце XVIII в., напоминает о бывших здесь в древности полях. В начале XVII в. улица доходила лишь до современного выхода на нее Старомонетного переулка, а дальше шло "всполье" - начало полей, между которыми проходила Серпуховская дорога. Последняя шла на месте древней дороги из Новгорода в Рязань.

В начале своего существования улица Большая Полянка носила название Космодамианской в честь располагавшейся в Кадашевской слободе церкви Козьмы и Дамиана.



Вид на Большую Полянку от Кадашевской набережной 1908. На заднем плане - колокольня церкви Косьмы и Дамиана в Кадашах
                                            .

На территории современной улицы жили кадаши или дворцовые бондари. Позже, в XVII веке, местность превратилась в большую ткацкую слободу. При Петре Великом здесь располагался Монетный двор.



Здания Кадашёвского монетного двора в 1800-х. с

Кадашёвский монетный двор (Хамовный, Замоскворецкий, Военно-морской, Адмиралтейский) - монетный двор в Москве, работавший с 1701 по 1737 год. Кадашёвский монетный двор был открыт во время денежной реформы Петра I в Кадашёвской слободе в здании Государева Хамовного двора постройки 1658-1661.  В 1737 году Кадашёвский монетный двор был расформирован. Он дал название сохранившемуся до нашего времени Старомонетному переулку

В XIX веке улица большая Полянка по большей части была заселена разбогатевшими купцами, которые застроили ее прекрасными усадьбами с пышными садами. Располагались здесь также дома мелких чиновников, духовенства, мелких дворян.


Панорама Замоскворечья из Кремля. Д. Индейцев, акварель, около 1850. с

Архитектурные достопримечательности  Большой Полянки.

Б. Полянка ул., 2/12. Дом купцов Рыковых.



.
Здание в стиле классицизм фасадом обращено к набережной. Его отличительной чертой является округление обоих углов (и того, который находится на углу улицы и набережной, и противоположного, обращенного к усадебному двору) для соблюдения симметрии общей композиции. В центре фасада под фронтоном - шестиколонный портик каннелированных пилястр. Простой декор здания дошел до нас почти в неизменном виде с перв. пол. XIX в.



Здание построено в 1773 году, но в его объём включено более древнее строение. До революции в этом доме находилось Реальное училище им.Н.М.Урвачева. В наше время сохранился только внешний вид этого старинного особняка - внутренние помещения, как и в большинстве зданий центра Москвы, переделаны на современный лад и сдаются под офисы.



При возведении Малого Каменного моста понадобилось приподнять уровень земли на прилегающих к нему территориях, а потому особняк на Большой Полянке, 2 не был ранее настолько приземистым, как сейчас, а смотрелся несколько выше.

Б. Полянка ул., 1. Жилой дом.
1939 архит. А. Г. Мордвинов



Семиэтажный дом с угловой башенкой по улице Большая Полянка, 1/3 возведен в 1939 году архитектором Аркадием Григорьевичем Мордвиновым. Привлекает внимание проходящих своим фасадом в стиле сталинского ампира и изящной мансардой  - угловая часть дома, выходящая в сторону Малого Каменного моста, фиксирована граненым эркером, который увенчан высокой башенкой с арочными проемами.







.
Здание расположено на углу с Кадашевской набережной города Москвы. Из окон местных элитных квартир открывается прекрасная панорама на центральную часть столицы: Кремль, Большой и Малый Каменный мосты, кинотеатр «Ударник», «Дом на набережной» и Храм Христа Спасителя.
История дома подробнее здесь  "Дом Прозоровского. Слон с башенкой на Большой Полянке"  https://vladimirtan.livejournal.com/899214.html

Б. Полянка ул., 3. Крупноблочный жилой дом.
1939-1940 г.г.  Архитекторы проекта А. К. Буров и Б. Н. Блохин.


Дом  является одним из первых блочных домов советской Москвы. Он был построен в 1939-1940 гг. Архитекторы проекта А. К. Буров и Б. Н. Блохин. Своим объемом дом закрыл Космодемьянский переулок, когда-то сливавшийся с Денежным, ныне Старомонетным переулком.



Дом на Большой Полянке входит в серию жилых домов этих архитекторов, построенных в Москве в конце 1930-х гг., в которой этими архитекторами фактически впервые в СССР была разработана система крупноблочного строительства.

Плоская стена здания покрыта обманкой - рисунком, имитирующая руст натуральным камнем.



Для обоих архитекторов Дом на Полянке стал определенным развитием опыта работы в «конструктивистские» 1920-е гг. Здание практически не имеет, едва ли не обязательной в Москве 1930-х гг., неоклассической декорации. Главным элементом оформления фасада становится фактура «бриллиантового руста».



.
В доме №3 на Большой Полянке с 1943 по 1968 гг. жил конструктор автоматического стрелкового оружия Ф. В. Токарев (зенитные установки для Советской Армии, создатель пистолета ТТ). За 40 лет творческой деятельности он разработал около полусотни оригинальных конструкций. Из них девять были приняты на вооружение.

Большая Полянка 11. Усадебный дом Нащокиных



В XVIII веке являлся главным домом усадьбы К. Г. Нащокиной. В этом доме родился в 1801 году и проживал до 1814 года Павел Воинович Нащокин, общественный деятель. Он близко дружил с А. С. Пушкиным. «Любит меня один Нащокин …» - так отзывался о нем великий поэт.
В 1812 году, по счастливой случайности, особняк не пострадал от огня, хотя пожар того времени «выкосил» практически все окрестные строения.



Здание недавно восстановлено, на боковом фасаде раскрыта отделка палат XVIII в. с наличниками в стиле, переходном от барокко к классицизму.

Большая Полянка, 23 - восстановленный двухэтажный усадебный дом.



Дом с мезонином, сильно выступающий за красную линию улицы. Объемно-пространственное строение характерно для купеческих замоскворецких особняков перв. трети XIX в., хотя его основание, возможно, относится к более раннему времени; декор переделан во второй пол. XIX в.




Палаты на Большой Полянке. Москва, улица Большая Полянка, 23. 1989 - 1994                                                                                          
Дом с мезонином на Большой Полянке в заповедном московском Замоскворечье скрывал под поздним фасадным декором XIX в. как минимум барочные палаты XVIII столетия. Некоторые специалисты предполагали, что в основе здания сохраняется и его часть XVII в. О древности свидетельствовала и сильная выдвинутость здания за красную линию улицы. Четное количество оконных осей и крупный угловой руст на первом этаже отмечались специалистами как признаки принадлежности здания к стилю барокко. После пожара 1812 г. дом был надстроен мезонином и отделан в классическом стиле и впоследствии неоднократно перестраивался. Палаты на Большой Полянке снесены в 1996 г. под предлогом "реконструкции" и заменены "новоделом", фасад которого стилизован под XIX в.; они достроены и надстроены со стороны двора.


Большая Полянка, 29/32 . Храм свт. Григория Неокесарийского,
1667-1679, архитекторы Карп Губа, Иван Кузнечик, братья Григорьевы.



Каменный храм возведен царем Алексеем Михайловичем по просьбе его духовника Андрея Савинова, бывшего раньше священником этой церкви. В ходе строительства замысел церкви неоднократно корректировался в сторону увеличения ее размеров и усложнения композиции. В 1765-1767 гг. к южному фасаду трапезной пристроили придел св. Григория Богослова, внутрь которого попала усыпальница А. Савинова, располагавшаяся у южной стены. В 1834 г. к северному фасаду трапезной примкнул придел Боголюбской Богоматери (архитекторы В. А. Балашов, Н. И. Козловский под наблюдением Ф. М. Шестакова). В сер. XIX в. поставили сторожку и ограду, в 1880-1890-х годах расписали интерьеры храма.



Главная отличительная особенность стройного храма, увенчанного мощным пятиглавием, - прекрасный изразцовый фриз с узором «павлинье око», исполненный лучшим «ценинных дел мастером» Степаном Ивановым Полубесом. Повторяемости орнамента фриза соответствует повторяемость наличников с килевидными навершиями и обрамлениями из балясин. Явная тяга к симметричности, повторяемости элементов- основе репрезентативности облика постройки, характерна для храмов, возведенных по царскому заказу.



Шатровая колокольня, также украшенная изразцами, всегда служила важным градостроительным ориентиром Замоскворечья. Проход под колокольней сделан позднее, при расширении Б. Полянки.



Торжественные трехпролетные ворота с фигурным фронтоном.



Большая Полянка, 37/14. Храм Успения в Казачьей слободе.
1695, колокольня XVIII-XIX в.в. Храм каменный был устроен в 1695 г. стольником В.Полтевым.



Храм типа восьмерик на четверике, некогда декорированный изразцами с фигурами евангелистов работы Степана Иванова Полубеса, неоднократно обновлялся в XVIII-XIX вв. и почти утратил первоначальное убранство. В конце  XVIII в. к нему пристроили скромную трапезную, а также колокольню, выходящую на красную линию улицы. Ее декор ограничивается сильно вынесенными портиками и  пилястрами в верхнем ярусе. Фигурное покрытие венчалось невысоким шпилем. В XVII в. храм акцентировал выход на Полянку Казачьей слободы.



Большая Полянка, 45.  Особняк Новиковых
1907 г., архитектор С.М.Гончаров



Здание в «готическом» стиле - редкий образец особнякового московского строительства нач. XX в. Первоначально дом спроектирован в стиле модерн, затем на основе разработанного плана переработан в любимой автором готической стилистике. Не имеющее ярких архитектурных достоинств, оно привлекает внимание своими декоративными деталями - расцветшими «фиалами» в обрамлениях стрельчатых окон, «плетущимися» ограждениями балконов, легкой металлической решеткой палисадника. В силуэте здания забавны крошечные глухие угловые башенки - «скворечники» с остроконечными кровлями.







История этого дома описана в рассказе В.В.Вересаева «Проклятый дом». Этот особняк не принес счастья ни хозяину, ни архитектору, который после постройки повесился в этом доме. Хозяин, заказавший дом, потерял дочь и внука. А потом он уехал за границу.



Большая Полянка, дом 45. 1980 - 1981

Большая Полянка, 52. Городская усадьба XIX века.
1880-е г.г.



Дом обращен фасадом во двор.До революции здесь располагались лечебные учреждения, а в 1924 г. - санаторий, в котором лечился С.Есенин. В последние два года жизни поэт много пил, попадал в милицейские протоколы - психика его была на пределе, и только лечение могло помочь здоровью. Достоверно известно, что именно там, на Полянке, в больничной палате, написано стихотворение, знакомое ныне каждому почитателю поэта: «Вечер черные брови насупил» 1923 г.



Примечательно, что в январе 1924 года, когда улицу запрудил народ, Есенин вышел из больничной палаты, растворился в толпе и долго шел за гробом Ленина по Большой Полянке.

Большая Полянка, 54.  Доходный дом Я. Демента
1912 г., архитектор В.Е. Дубовский
Здание сочетает черты, присущие неоклассицизму и романской архитектуре.



Доходный дом московского купца 1-й гильдии Якова Марковича (Маркусовича) Демента построен в 1912 году по проекту В.Е. Дубовского. Демент купил эту землю в 1905 году у московской мещанки Алевтины Яковлевны Бровкиной за 54 тысячи рублей. На участке был только деревянный одноэтажный дом с мезонином и деревянный сарай.



Демент до покупки участка жил с отцом на Пятницкой в доме Свиридовой, где у них была своя фирма "М. Демент и сын", Дементы торговали товаром своего шорно-седельного завода.



Фасад вызывает ассоциации с поздним средневековьем. Перед нами своеобразный архитектурный вариант рыцарского романа.
Дубовским разыгрывается система архитектурного декора средневекового европейского собора - роза на фронтоне, поясок витых колонок-консолей под карнизом, обилие пластических зооморфных вставок.
Опирающиеся на мечи рыцари на фронтоне внушают уверенность в абсолютной надежности и безопасности жилища. Дом сторожили два угрюмых, будто уснувших рыцаря, опирающихся на мечи. Жаль, сохранился только один: другого в 1995 году демонтировали при починке ветхого каркаса, на котором статуя крепилась, но, видимо, разбили или потеряли.



Спящие воины. Большая Полянка, №54. Дом Демента 1970 - 1985
Дом коммерсанта Якова Марковича Демента. 1910 год. Архитектор Валентин Евгеньевич Дубовской (к 135-летию, со дня Рождения посвящается). Правый рыцарь похищен.
Демент после постройки дома уже не занимался торговлей,  Очевидно, он жил на доходы от сдачи квартир.

В наши дни здание арендуется под офисы различными фирмами.


Интереснейший рассказ уважаемой moscow_i_ya  о доме Демента здесь "Полянка. Дом Демента" https://moscow-i-ya.livejournal.com/236989.html

Большая Полянка, 58. Доходный дом М.Пайкерта
1905, архитектор Л.В.Стеженский.



Дом построен потомственным почетным гражданином купцом Н.С.Воробьевым в 1905 г. Над трехчастным окном он поместил герб со своими инициалами.







Большая Полянка, 58.  1977-1979

карта (ДОМА начала ХХ в (доходные) ЗАКРАШЕНЫ)


карта - схема XX в.в.


оружие, Малый Каменный мост, Воробьев, Прозоровский, Демент, Есенин, Нащокин, Свиридов, Большая Полянка ул., Токарев, храм, Вересаев, Рыков, Новиков, Монетный двор

Previous post Next post
Up