Городская усадьба А. Д. Негуневой - Е. А. Ивановой - П. Н. Иванова - историческое здание в Москве, где некоторое время проживал писатель Лев Толстой. Находится на Арбате по адресу: переулок Сивцев Вражек, дом 34
Этот приметный каменный дом, по-видимому, не слишком изменился с того времени. Построен он был в 1833 г. на месте сада некогда большой усадьбы.
Сивцев Вражек, 34 1980 - 1985
5 декабря 1850 г. Толстой приехал из Тулы в Москву. Остановился он в хорошо знакомых ему окрестностях Арбата - в доме титулярной советницы Е.А. Ивановой (№ 34), в переулке Сивцев Вражек
Толстой нанял квартиру из четырех небольших комнат за 40 рублей серебром в месяц.
Был здесь и кабинет с внушительным письменным столом, за которым Лев Николаевич не преминул продолжить свой дневник.
Из него мы узнаем, что Толстой осознал произошедшую в нем перемену: он «перебесился и постарел». А посему автор дневника ставит перед собою три следующие цели:
«1) попасть в круг игроков и при деньгах играть;
2) попасть в высокий свет и при известных условиях жениться;
3) найти место, выгодное для службы».
Сивцев Вражек 1970 - 1980Здание с куполом- поликлиника Совмина.
В «высокий» свет Толстой попал немедленно, тем более что многие представители светского общества приходились ему дальними родственниками. Это и московский военный генерал-губернатор Закревский, жена которого, Аграфена Федоровна, была двоюродной теткой Льва Николаевича; и троюродный дядя - князь Сергей Дмитриевич Горчаков, управляющий конторой государственных имуществ и запасным дворцом; и генерал от инфантерии, князь Андрей Иванович Горчаков, троюродный брат его бабушки, у которого отец Толстого в 1812 г. служил адъютантом, и прочие «официальные лица».
Не забывает Лев Николаевич и о творческих планах: в Москве он намерен создать первое серьезное произведение. Что и говорить, цель была поставлена благородная. Только вот как достичь ее, если все свободное время уходит на другое - решение уже заявленных, не менее важных первостепенных задач: выгодно жениться, выиграть в карты (и побольше), выгодно устроиться на службу?
А повесть… Почти каждый день Лев Николаевич садится за стол в своем кабинете в Сивцевом Вражке и заставляет себя приняться-таки, наконец, за сочинение.
Пытка творчеством продолжается почти три недели, пока 29 декабря в дневнике не появляется безжалостный по отношению к себе приговор: «Живу совершенно скотски, хотя и не совсем беспутно. Занятия свои почти все оставил и духом очень упал». На этом первый литературный опыт будущего писателя в 1850 г. закончился.
Лишь 18 января следующего, 1851 г. Толстой берет себя в руки и обещает себе начать писать новое произведение.А между тем Толстой по-прежнему отдавался светским забавам. Он пропадает на обедах и вечеринках, влюбляется, увлекается, с успехом изображает майского жука на костюмированном балу на масленой неделе.
Л.Н. Толстой. 1849 г.
Прочитав роман Дмитрия Бегичева «Семейство Холмских. Некоторые черты нравов и образа жизни, семейной и одинокой, русских дворян», он решается вести отчет своим слабостям. Жестокий самоанализ, длившийся в течение марта 1851 г., прожитого в Сивцевом Вражке, преследовал одну цель - «всестороннее образование и развитие всех способностей».
И если свой прежний период жизни в Москве 1848-1849 годов он оценивает негативно, то, описывая эти месяцы, Толстой разрешает себе повысить самооценку: «Последнее время, проведенное мною в Москве, интересно тем направлением и презрением к обществу и беспрестанной борьбой внутренней». Запись эта сделана уже после отъезда из Москвы (произошедшего 2 мая), по пути на Кавказ. Можно только поразиться подобной самокритичности и безжалостности к себе, проявленной будущим классиком в период жизни в Москве в Сивцевом Вражке.
Лев и Николай Толстые перед отъездом на Кавказ. 1851 г.
И не потому ли о переулке этом Толстой вспомнил в эпилоге романа «Война и мир», когда Николай Ростов, «…несмотря на нежелание оставаться в Москве в кругу людей, знавших его прежде, несмотря на свое отвращение к статской службе… взял в Москве место по статской части и, сняв любимый им мундир, поселился с матерью и Соней на маленькой квартире на Сивцевом Вражке»?
Отрывки из текст взяты отюда
Московские адреса Льва Толстого. К 200-летию Отечественной войны 1812 года
Васькин Александр Анатольевич