Лаврушинский переулок упирается в красивейшую усадьбу Демидовых. Участок земли в Замоскворечье был приобретен Прокофием Демидовым, крупнейшим владельцем горнопромышленных предприятий России, в 1772 году. Сам он жил в своей усадьбе в Нескучном саду, а здесь, в Толмачевском переулке, обосновался его сын Аммос.
В 1777 г. Аммос Демидов строит на территории усадьбы дом в стиле раннего классицизма. Архитектор, трудившийся над этим проектом, точно не известен, но предполагают, что автором усадьбы Демидовых мог быть Матвей Казаков, по другим источникам - Василий Баженов.
Аммос Прокофьевич Демидов посвятил свою жизнь армии, дослужившись до полковника гвардии и получив чин титулярного советника. К подъему металлургической мощи страны, что закладывалась на чугунолитейных, железо- и медеплавильных демидовских заводах на Урале, руку не приложил. Впрочем, и отец Аммоса, Прокофий Акинфиевич Демидов (1710-1786), не унаследовал деловых качеств оборотистых предков, хотя и получил свою долю огромного семейного капитала. Ни об одном представителе демидовского рода не сложено столько легенд, сколько о Прокофии Акинфиевиче.
Прокофий Акинфиевич Демидов. Художник Д. Г. Левицкий
Чудачества никудышного заводчика (увлечение ботаникой, певчими птицами и пчелами) и мотовство, хотя в большинстве случаев - щедрая благотворительность, привели к личному вмешательству государыни Екатерины II, вынужденной позаботиться о состоянии его семерых отпрысков. Значительные капиталы детям Демидова все ж достались, в том числе и Аммосу, сыну.
Аммос, изнеженный и ленивый легко расставался с полученными в наследство деньгами, устраивал в новом доме роскошные балы, приемы и рауты. Интерьеры усадьбы поражали гостей своим великолепием. Огромный бальный зал и анфилада парадных комнат дома-дворца могли удивить любого. Впрочем, другого можно было и не ожидать от Демидовых, которые славились своим расточительством.
Особняк расположился таким образом, чтобы замыкать перспективу Лаврушинского переулка, совсем недавно пробитого до Толмачевского.
Это был превосходный дом-дворец в классическом стиле: прямоугольный в плане, несколько массивный, с рустованным цокольным этажом, украшенный наличниками, с небольшим аттиком с рельефными композициями и балконом-козырьком по центру над входом.
Большой Толмачёвский переулок, дом № 3. 1910 -1917
Бывший особняк А. П. Демидова.
Сам дом построен, вероятно, А. Н. Демидовой в конце 70-х - начале 80-х годов XVIII века. Его фасад и план приведены в издании «Альбомы партикулярных строений», собранные М. Ф. Казаковым.
В начале XIX в. дом принадлежал Е. И. Загряжской, тётке Натальи Николаевны Гончаровой.
После пожара 1812 года раннеклассический фасад приобрёл ампирные черты - к дому был пристроен торжественный коринфский портик на арках, крайние окна пышно обрамлены сдвоенными колоннами, поддерживающими арку с двумя барельефами. Задний фасад здания сохранил первоначальный аскетический вид.
В середине XIX в. усадьба переходит к Соллогубам, при которых в доме был организован известный в Москве литературный салон.
В 1882-1917 здесь располагалась 6-я московская гимназия. В ней учились артист Н. П. Хмелёв, кинорежиссёр В. И. Пудовкин, писатель И. С. Шмелёв, педагог С. Т. Шацкий.
Сейчас в доме находится Государственная научная педагогическая библиотека имени К. Д. Ушинского.
До начала XX века усадьба занимала гораздо большую площадь, чем в настоящее время. Парк усадьбы простирался за восточный корпус почти до Ордынки, а за главным корпусом - до Пыжевского переулка. На месте фруктовых деревьев, столетних лип, дубов и пруда, располагавшихся на территории усадьбы, в настоящее время находятся многоэтажное здание Росатома и высотный корпус Института редких металлов
В комплекс сооружений усадьбы вошли такие строения как главный трехэтажный дом, два двухэтажных каменных флигеля, образующие вместе с домом парадный двор, а также ажурная ограда с воротами и остатки старой территории сада.
Ограда ворот - образец литейного искусства 50-х годов ХVIII века. Ее отлил крепостной мастер Д.Т. Сизов на одном из Нижне-Тагильских Демидовских заводов. Фантазия авторов превратила тяжелую металлическую решетку в невесомые кружева.
Несмотря на многократные изменения, происходившие в усадьбе на протяжении двух столетий, основное свое архитектурное решение она не потеряла.
Главный трехэтажный каменный дом как был прежде доминантной всего комплекса, так и остался по сей день. Его архитектурная обработка после пожара 1812 г. сохранилась до сегодняшнего дня, если не считать утраченных балконов на северном фасаде и отдельных частей лепных украшений.
Балконы были разобраны в 40-х годах ХХ века. Их сооружение преследовало только декоративные цели - выхода на них не предусматривалось.
Дом Демидовых. 1970 - 1978
Одно из чудес усадьбы - ее чугунные ворота и ограда. Ограда ворот - образец литейного искусства 50-х годов ХVIII века. Ее отлил крепостной мастер Д.Т. Сизов на одном из Нижне-Тагильских Демидовских заводов. Фантазия авторов превратила тяжелую металлическую решетку в невесомые кружева.
Знаменитая чугунная ограда была установлена, по-видимому, около 1820-х гг. после продажи так называемого «Слободского дома» Демидовых (ныне - здание Московского государственного областного университета, улица Радио, 10). Узорчатая решётка была изготовлена в 1760-х гг. для их дома в Немецкой слободе. Отливал ее, как уже отмечалось, мастер А. Т. Сизов (по другой версии - его отец) по рисункам крепостного архитектора Ф. С. Аргунова, автора проекта «Слободского дома» (клеймо мастера сохранилось). Его и сегодня можно найти на ограде, если внимательно присмотреться.
Однако многие детали узора вскоре исчезли под толстым слоем краски. Путеводитель Сабашниковых 1917 года сообщал: «Замечательна великолепная ограда: столбы ее украшены чугунными литыми плитами, на которых изображены виноградные гроздья; промежутки между столбами заняты литой же, красивого рисунка решеткой. Прекрасны и ворота с ажурным верхом.
Створка ворот
Московская Шестая Гимназия. 1900 - 1903
Ворота бывшей усадьбы Демидовых в Большом Толмачевском переулке 1925 - 1935
Ворота усадьбы Демидовых в Толмачёвском. 1970 -1980
С 1942 года в здании стала располагаться Центральная библиотека по народному образованию при Наркомпросе.
А в 1946 году библиотеке было присвоено имя выдающего русского педагога Константина Ушинского.
Первый этаж, любуемся сводами первого этажа, которые помнят еще первых владельцев.
Подлинная родовая лестница
с1,
с2.
с3