Духовный центр старообрядческой церкви Рогожское. Путь к свободе
Sep 14, 2017 10:50
Всего 40 фото
Рогожская слобода - исторический район Москвы, возникший в конце ХVI века, традиционное место поселения старообрядческих купеческих семей, ставшее духовным центром московского старообрядчества. Это центр Русской Православной Старообрядческой церкви, духовный центр одной из ветвей старообрядчества - поповства белокриницкого согласия.
Рогожская старообрядческая слобода расцвела на этом месте в Москве еще при императрице Екатерине Второй. Территория поселка - участок площадью около 9 га, где сохранились уникальные произведения русского зодчества. Большую часть московского старообрядчества во все времена составляли купцы и фабриканты, которые не жалели денег на украшение домов и храмов, тратили крупные суммы на покупку старинных икон и книг. На территории Рогожской слободы сегодня расположены несколько храмов, духовный центр РПСЦ, детская и взрослая воскресные школы, Рогожская казачья станица, церковная трапезная, библиотека общины, даже кинотеатр в Духовном училище.
Огнем и плетью... Именно так в России три с половиной века назад расправлялись с раскольниками. В мае 1666 года был проклят и отправлен в ссылку главный противник никоновских реформ протопоп Аввакум. Именно это событие многие историки считают началом раскола русской церкви. За свою свободу старообрядцам пришлось бороться не одно столетие
Храм-колокольня во имя Воскресения Христова
Поистине жемчужиной архитектурного ансамбля Рогожской слободы является храм-колокольня во имя Воскресения Христова. Колокольня Рогожской слободы является несомненным шедевром культового зодчества. Храм был сооружен в 1908 - 1913 годах по проекту архитектора Федора Горностаева (1867-1915), имеющего старообрядческие корни. Внутри расписан в новгородском стиле XVI века. По установившейся московской традиции, колокольня была возведена на один метр ниже кремлевской колокольни Ивана Великого - ее высота 80 метров. В колокольне были предусмотрены помещения для ризницы, архива и книгохранилища, которые размещались здесь с 1912 до 1924 года, до их конфискации большевиками. Тогда книги и рукописи отсюда были перевезены в Библиотеку имени Ленина, а колокола отправлены на переплавку. Заново храм освятили только к 1949 году, а с 1988 года возобновили колокольный звон. В 1990 году из МХАТа вернули старообрядческий колокол весом более четырех тонн, который тогда же подняли на звоницу.
03
Колокольня запоминается изящной резьбой
04
05
06
Арка звонницы украшена рельефными изображениями пеликана. Раньше считалось, что пеликан кормит птенцов своей кровью, поэтому он служил символом родительской любви.
07
08
Раскол церкви происходил в непростые для страны времена. Все еще давали о себе знать последствия смуты. Нужно было укрепить власть. Царь Алексей Михайлович решил сделать это при помощи церкви. И в этом нашел соратника - патриарха Никона. «Это был сильный человек, богатырского сложения, и он боролся за то, как он видел, за лучшее будущее церкви. Видел он это лучшее будущее в церкви, которая обладала бы силой, в том числе экономической» Суть никоновской реформы - перемена церковных обрядов. Креститься теперь полагалось тремя перстами вместо двух, службы стали короче. Нужно было сделать, как в Греции и в большинстве православных стран. Сблизившись с ними, Россия должна была укрепить свое положение.
09 Рогожское кладбище. 1912-1920
Рогожское старообрядческое кладбище и некрополь, где до революции хоронили только староверов
В декабре 1770 года в Москве началась эпидемия моровой язвы (чумы), занесенная в город солдатами, возвращавшимися с русско-турецкой войны. По распоряжению императрицы Екатерины II от марта 1771 года, все кладбища в черте Москвы были закрыты, в том числе два старообрядческих. Взамен них старообрядцам выделили землю для захоронения умерших от чумы в трех верстах от Рогожской заставы. Прибывший в Москву для борьбы с чумой граф Григорий Орлов разрешил старообрядцам хоронить всех умерших от чумы в поле у Владимирского тракта (шоссе Энтузиастов). После эпидемии Екатерина II, в благодарность старообрядцам-купцам, много сделавшим для борьбы с чумой, разрешила построить у кладбища два каменных храма - летний и зимний. 10
Рядом с кладбищем были устроены карантин, иноческие кельи, женские монастыри, лечебница, больницы и небольшая Никольская часовня для отпевания. Постепенно вокруг кладбища образовался старообрядческий поселок, который к концу XVIII века занимал площадь более 22 десятин (24,5 га) с населением более 1600 человек. После революции множество могил и памятников уничтожили в 1930-е годы: надгробия были распилены, пошли на облицовку набережных реки Москвы и станций столичного метро.Одновременно с этим на кладбище стали хоронить не только старообрядцев, но и всех без различия. Бытует мнение, что в 1930-1940-е годы на Рогожском кладбище тайно хоронили жертв политических репрессий.В 1970 году с внутренней стороны стены кладбища был устроен колумбарий. Несмотря на все это, Рогожское кладбище не утратило старообрядческой особенности.
11
Прежние правила прокляли, а заодно и тех, кто не согласился с нововведениями. Раскольников начали преследовать: публичные порки, лишения имущества, массовые казни. При том что даже в ближайшем окружении царя многие не согласились с реформами. Самый ярый противник - протопоп Аввакум.
Выходец из деревни Григорово близ Нижнего Новгорода, Аввакум стал главным символом сопротивления никоновским реформам. Его пытались увещевать, несколько раз отправляли в ссылки, но даже там он чувствовал себя свободным и писал гневные послания царю. В конце концов, опального протопопа сожгли в остроге, и затем именно так массово казнили старообрядцев. В поисках свободы отверженные уходили в леса и расселялись в глухих местах - Поморье, Урал, Сибирь.
Церковь Николая Чудотворца Около Рогожского кладбища расположен храм во имя святителя Николы Чудотворца (Николы Мирликийского на Рогожском кладбище). Деревянная часовня во имя святителя Николая - одно из самых древних сооружений Рогожской слободы. Оно было построено в 1771 году, а уже через пять лет храм повторили в камне представители московского купеческого старообрядческого общества. В 1854 году его отобрали у старообрядцев и передали единоверцам. В 1863-1866 годпх храм вновь перестроили по проекту архитектора Василия Николаевича Карнеева (1831-1895). Храм приобрел современный вид в «русском стиле»: пять крупных глав с гранеными белыми барабанами и высокими сводами. В советское время церковь не закрывали, и в ней до сих пор действует воскресная школа и библиотека. В настоящее время церковь находится в ведении единоверческий Русской Православной Церкви Московской патриархии.
12
13
Отреставрированный храм можно разглядывать как расписную игрушку.
14
15
16
17
18
19
Впрочем, некоторые бежали не так далеко. К примеру, большая община обосновалась в Боровске, в 100 километрах от Москвы. Еще 100 лет назад там из всех горожан староверов было две трети. Одним из главных центров русского старообрядчества Боровск стал после раскола, когда сюда сослали боярыню Морозову. Здесь она приняла мученическую смерть, здесь ее и похоронили.
Кафедральный собор Покрова Богородицы (Покровский)
Первоначально, после разрешения Екатерины II, в Рогожской слободе был воздвигнут храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы или Покровский собор. Это главный кафедральный храм Рогожской общины. Храм был сооружен в 1790 году в классическом стиле по проекту архитектора Матвея Казакова как летний (неотапливаемый) храм. До строительства новообрядческого храма Христа Спасителя этот собор в Рогожской слободе превосходил по размерам все другие московские церкви, в том числе и Успенский собор в Кремле. 20
Но московским старообрядцам не дали докончить его строительство по намеченному плану. О постройке храма донес императрице петербургский митрополит Гавриил. Он утверждал, что старообрядцы своей постройкой унижают господствующую церковь. Началось расследование, и в результате храм был достроен в урезанном и окургуженном виде: вместо пяти глав оставлена только одна, центральная, обломали выступы для алтарей, понизили само здание. Храм с внешней стороны стал выглядеть простым домом.
Два столетия Покровский собор был самым большим православным храмом Москвы, вмещающим единовременно до семи тысяч верующих. Лишь строительство и воссоздание Храма Христа Спасителя дважды отодвигало его на второе место среди христианских храмов по площади. Однако надо признать, что по духовной ценности и намоленности это, безусловно, один из самых значимых храмов столицы и страны в целом.
Во время нашествия Наполеона французы побывали и на Рогожском кладбище. Но рогожане заблаговременно успели покинуть жилища и спрятать главные святыни храмов. По изгнании Наполеона из Москвы столицу заняли донские казаки, в то время в большинстве своем старообрядцы. Знаменитый герой Отечественной войны атаман Платов (из донских казаков) был тоже старообрядцем. Он подарил Рогожскому кладбищу свою походную церковь.
21
В 1922 году Покровский собор, как и все старообрядческие храмы, подвергся конфискации церковных ценностей - с территории храма и Рогожского кладбища вывезли более тонны серебряных изделий и жемчуга. Сегодня это главный кафедральный храм старообрядческой общины в России: здесь до сих пор стены и своды расписаны в древнерусском стиле, собор украшают крупные подсвечники, лампы и паникадила, а внутри сохранилось собрание старинных русских икон XIII - XVII веков.
22
Понимая, что староверие не искоренить, государство постепенно шло на уступки. Первые послабления введены уже в 1716 году при Петре Великом: наказания заменили двойным налогом. А в конце XVIII века Екатерина II разрешила раскольникам строить свои церкви в Москве, в Рогожской слободе, рядом с чумным кладбищем
В XIX веке двуперстников фактически уравняли в правах с нововерцами. Но официально это произошло только при Николае II. В 1905 году он издал высочайший «Указ о веротерпимости». Русская православная церковь признала старообрядцев лишь в 1929 году. Тогда Временный патриарший синод снял проклятие с дониконианских обрядов. Как и 3,5 века назад, сегодня старообрядцы ощущают свою особенность и противопоставляют себя большинству. А будет ли когда-нибудь преодолен раскол до конца или нет, для них уже не так важно.
Иордань. На северном мосту возведена Иордань в виде парковой беседки
23 Парковая беседка-иордань
24
Христорождественский собор Рядом с летним Покровским собором расположен зимний храм Рождества Христова. Храм был построен в 1804 году по проекту архитектора Ильи Жукова (1763-1837) как зимний (отапливаемый) храм. В нем обустроили два самостоятельных придела во имя святителя Николы и архангела Михаила, внутреннее убранство составляли росписи в древнем стиле и множество икон. Во время Отечественной войны 1812 года храм ограбили французы (на иконах до сих пор остались следы сабельных ударов). В 1922 году он подвергся новому - на этот раз большевистскому - разграблению, и в здании церкви была организована рабочая столовая с пивной, а на месте паперти соорудили туалетные комнаты. В 1970-е годы помещение занял «Союзаттракцион», который разместил в храме базу игральных автоматов. Старообрядцам здание вернули лишь в 1990 году, и до сих пор в нем продолжается внутренняя реставрация.
25
26
27
Поклонный крест. Матвею Ивановичу Платову (1751-1818), старообрядцу, атаману Донского казачьего войска, генералу от кавалерии, графу, герою Отечественной войны 1812 года
28 Поклонный крест
Водосвятная часовня. На восток за Иорданью над колодцем возведена шатровая водосвятная часовня.
29 Водосвятная часовня
Новые палаты (Дом Причта). Здание конторы, гостиницы и кладбища построено в 1863-1866 годах. Контора кладбища помещалась в одной из комнат первого этажа. В других помещениях размещались кабинет попечителей кладбища, кухня, склад церковно-хозяйственных принадлежностей. В верхнем этаже находились два огромных зала для устройства поминок, а также комната для приезжих.
30
В советское время здание сначала использовалось под школу, в конце 1920-х годов здесь разместили студенческое общежитие, затем жилой дом и снова общежите.После пожара его в руинах возвратили старообрядческой Митрополии в 1997 году. В настоящее время здание полностью восстановлено и готово к устройству в нем пребывания митрополита, различных служб Рогожской общины и Митрополии
31
Несколько общих видов
32
33
34
35
36 Святые врата
Пруды В восточной васти Рогожского расположены два пруда, соединенные между собой узким проливом. Три моста соединяют берега прудов. Ранее пруды наполнялись водой от обилия родников и были проточными. В советское вркмя пруды засыпали и полностью уничтожили. На их месте сначала была устроена свалка, а потом организовали стадион, тир, гаражи, ипподром, просуществовавшие до середины 2000-х годов
37
38
39
40
16 марта 2017 года в Кремле Президент встретился с Митрополитом Московским и всея Руси Русской православной старообрядческой церкви Корнилием.И вот уже 31 мая 2017 года Владимир Путин посетил Рогожский духовный центр Русской православной старообрядческой церкви. Монополия на веру утрачена окончательно ... Источники Материалы церкви Рогожское
trymoscow.ru Рогожский поселок- вотчина старообрядцев в центре Москвы mir24.tv Рогожская слобода: центр русского старообрядчества mir24.tv Путь к свободе