Дом Жолтовского на Смоленской площади
Архитектор Иван Жолтовский осуществил мечту советского человека. Его жилой дом на Смоленской площади современники воспринимали как дворец. Парадное здание в центре Москвы с изящной башенкой на крыше и входом в метро стало в 1950-е годы элитным жильем для высокопоставленных чиновников, преимущественно чекистов. Правда, недоброжелатели обвиняли автора проекта в склонности к чрезмерному украшательству...
Работа над проектом дома на Смоленской была начата еще в 1939 году, а закончил его архитектор, которому в то время было уже за восемьдесят, после войны - в самом начале 1950-х.
«Он считал, что архитектура должна радовать глаз человека, это самое главное искусство, которое организовывает не просто жизнь города, но и жизнь конкретного человека. Картину можно не выставить в музее - она может лежать в запасниках, а крупное здание всегда на виду», - говорит Анастасия Фирсова, старший научный сотрудник Музея архитектуры им. Щусева.
Дом № 13/21 на Смоленке получил у москвичей название «дом с башенкой» и известен в первую очередь тем, что здесь находится вход в метро «Смоленская» Филевской линии. Здание выполнено в парадном стиле сталинской архитектуры. Кстати, не всем известен тот факт, что изначально на запроектированную башенку деньги так и не были выделены и построил ее мастер на свои средства.
В торцевой части здания расположен вестибюль метро, открытый в 1957 году.
Когда жильцы въезжали в дом, в коридорах лежали красные ковры. Для натирки паркета ежемесячно приглашались полотеры. Новой и интересной была планировка квартир, предложенная Жолтовским. Все пространство жилых помещений по его идее в любой момент могло становиться единым и взаимоперетекающим: кухни, столовые и холлы разделялись не стенами, а раздвижными стеклянными перегородками. Архитектор настаивал на том, чтобы в каждой квартире жила одна семья.
Композиция дома асимметрична, на другой стороне торца здания расположена изящная башенка.
Что же это были за счастливчики, которым удалось переехать в новый дом?
Среди жильцов был Леонид Квасников - советский резидент в США, один из руководителей операции по добыванию секретов атомной бомбы, уже в 1996 году посмертно получивший за заслуги перед родиной звание Героя России. Когда-то сам Сталин задумывался, наградить или расстрелять отважного разведчика, но после успешного испытания атомной бомбы в Семипалатинске решил сохранить Квасникову жизнь.
В элитном доме жила женщина-легенда - Мария Исакова, первая советская чемпионка мира в беге на коньках, трехкратная чемпионка мира по конькобежному спорту.
После победы в Финляндии в 1948 году на родину конькобежка возвращалась с триумфом. Статуэтка чемпионки мира Марии Исаковой, отлитая по оригиналу скульптора Янсон-Манизер, стояла в клубах, учреждениях, просто в квартирах. Жилье в престижном доме абсолютной чемпионке СССР, как и многим другим спортсменам, помогло получить спортивное общество «Динамо». Для «Золушки из Вятки», как окрестили ее журналисты, первая в жизни отдельная квартира показалась сказкой.
Фасад украшают неравномерно распределеные декоративные вставки.
«До этого я жила на стадионе „Динамо“, прямо на самом стадионе. Но, когда сюда пришла и открыла свою дверь, вы знаете, я просто упала на колени, - вспоминала чемпионка. - Поначалу трудно было поверить, что эта квартира моя, но с тех пор на долгие годы здание на Смоленской площади стало родным гнездом».
В центре фасада, обращённого на Садовое кольцо, расположена арка.
Дом представляет собой по сути коробку, декорированную в ренессансном стиле. Дом венчает карниз, который одновременно не выглядит тяжёлым и в то же время хорошо завершает обширный фасад.
Арка с коваными вратами и изящным фонарем. Фонарь подлинный, а вот ворота новые, выполненные по чертежам Жолтовского, взамен утраченных.
Во дворе дома.
источник