Пречистенский переулок, 8. Городской особняк Гутхейля

Apr 25, 2018 10:48




Городской особняк по адресу Пречистенский переулок, 8 был построен в период с 1902 по 1903 годы по заказу «Московского торгово-строительного акционерного общества». Проект здания, выполненного в стиле модерн, разработал архитектор Вильям Францевич Валькот.





Ранее на этом месте находился хозяйственный двор большой городской усадьбы князя И. А. Гагарина, сгоревшей во время пожара 1812 года и разделённый позднее на восемь владений. Участок, на котором расположен современный особняк, около 1816 года приобрёл бригадир Н. И. Муханов, владелец усадьбы напротив, который выстроил здесь свой хозяйственный двор с деревянными строениями.





В 1820 году владение перешло к его брату обер-шталмейстеру С. И. Муханову. В 1850-х годах на территории владения жил известный хирург Ф. И. Иноземцев. Позднее усадьба неоднократно меняла владельцев и к концу XIX века сильно обветшала.





Летом 1899 года усадьбу приобрело под застройку Московское торгово-строительное акционерное общество Я. А. Рекка и разделило её территорию на три участка - нынешние дома № 6, 8 и 10 по Пречистенскому переулку. Яков Рекк ставил перед собой цель украсить город «стильными домами, которые, имея технические удобства западноевропейских городских строений, в то же время не убивали бы национального колорита Москвы».



В том же году архитектор Вильям Валькот выполнил по заказу Общества проект постройки двух особняков (№ 10 и № 8). Здание, ставшее позднее известным как особняк М. Ф. Якунчиковой, начало строиться в 1899 году; реализация строительства особняка на территории современного владения № 8 затянулась.

В 1900 году Валькот выполнил новый проект особняка и служб во дворе, однако он остался неосуществлённым. Строительство здания было начато в 1902 и закончено в 1903 году.



Позднее по заказу Общества архитектор Н. Г. Лазарев выстроил третий дом в переулке - особняк Н. И. Миндовского (№ 6). Постройки намеренно создавались Торгово-строительным обществом отличными друг от друга, чтобы предложить покупателям более широкие возможности выбора в соответствии с их вкусами

Вскоре после постройки дом был продан К. А. Гутхейлю. Карл Александрович, возглавивший основанную его отцом музыкально-издательскую фирму «А. Б. Гутхейль» в 1882 году, превратил её в одно из крупнейших нотных издательств Российской Империи. Фирма имела свои магазины в доме банка и торгового дома «И. В. Юнкер и Ко» в Москве и на Невском проспекте в Санкт-Петербурге. Издательство Гутхейля опубликовало большинство произведений С. В. Рахманинова, сочинения М. А. Балакирева, А. С. Аренского, А. Т. Гречанинова и многих других композиторов.


В 1885 году Гутхейль приобрёл право на издание большой части сочинений (главным образом опер) М. И. Глинки, А. С. Даргомыжского, А. Н. Серова и А. Н. Верстовского.

К 1913 году особняк приобрёл Дионисий Сергеевич Карзинкин - представитель известной московской купеческой семьи, кандидат-директор Ярославской Большой мануфактуры.



После октябрьской революции особняк был национализирован. В здании размещались сначала дошкольный детский дом, а затем Центральный дом детского коммунистического движения и Центральный дом вожатых ЦК ВЛКСМ.



С 1958 года особняк занило посольство Марокко в России.

В 1960 году дворовая часть особняка была надстроена вторым этажом. Тогда же под жилое помещение была приспособлена открытая терраса со стороны восточного фасада.

АРХИТЕКТУРА И ОФОРМЛЕНИЕ

Здание симметрично по формам. Его центральная часть выполнена крупнее боковых крыльев, несколько вынесена вперед от них и развернута вдоль Пречистенского переулка.



С обеих сторон входа устроена невысокая кованая ограда с волнообразными завитками, выполненная в свойственной Валькоту манере (была воссоздана во время реставрации 2011 года).



Поверхность фасадов облицована глазурованным «кабанчиком» неяркого розово-сиреневого оттенка. Однотипные полуциркульные проемы окон, а также сам вход в особняк окантованы слегка подкрашенным панно, на который нанесен лепной декор.

Непосредственно над парадным входом смонтирован стеклянный навес, выполненный в стиле французского Ар-Нуво.



Использование симметричных объёмно-пространственных композиций не свойственно творчеству Валькота и, возможно, было продиктовано заказчиком.



Боковые части особняка, внутреннее пространство которых было достаточно больших размеров, изначально были предназначены под устройство зала и кабинета, соответственно. Позади них должны были устроить будуар, жилые комнаты, а также гостиную.







Центральный объём дома общими чертами напоминает ризалит построенного Ф. О. Шехтелем годом ранее особняка А. И. Дерожинской. Несмотря на это, образ и композиция особняка Гутхейля, по мнению доктора искусствоведения М. В. Нащокиной, уникальны для московского модерна - его облик не стал объектом для подражания для других архитекторов.



источник

Рекк, Гутхейль, Пречистенский переулок, особняк

Previous post Next post
Up