Государственный Эрмитаж по праву можно назвать главной туристической достопримечательностью Санкт-Петербурга. Ведь речь идет не просто о всемирно известной картинной галерее, а о целом уникальном архитектурно-музейном комплексе, в состав которого входит не только Зимний дворец, но также и Эрмитажный театр, Малый, Старый и Новый Эрмитажи. При этом жителям Северной столицы стало настолько привычно соседство со знаменитым музеем, что мало, кто теперь задумывается, почему у него такое необычное название и чем он заслужил свою мировую славу. В связи с этим, мы подготовили небольшой ликбез по истории Эрмитажа - 5 фактов, некоторые из которых возможно вас по-настоящему удивят.
Первый факт: Смысл названия.
Все мы знаем, что Эрмитаж не является тем местом, где можно прогуляться в полнейшем одиночестве, разглядывая в звонкой тишине полотна великих живописцев. Этот уникальный музей уже давно является туристической Меккой как для жителей других городов России, так и для иностранцев. Именно поэтому и удивительно, что называется он Эрмитаж, что с французского означает «место уединения» или «место отшельника».
Такое красивое название в Западной Европе XVIII века носили павильоны при дворцах. На первом этаже этих построек находилась прислуга, на втором - могла собраться небольшая компания гостей. Столы сервировались на нижнем этаже и только потом поднимались наверх с помощью специального механизма. Отсюда и название павильонов - гости оставались одни, без слуг.
Были подобные «эрмитажи» и при Большом Петергофском дворце в Петродворце и при Екатерининском дворце в Пушкине. Зимний дворец, настоящая гордость Петербурга, не был окружен садом, поэтому императрица Екатерина II дала задание построить новое здание с садом и павильоном «эрмитаж», в котором можно было принимать небольшое количество гостей и не смущаться присутствия слуг - в нем использовалась все та же технология с подъемными столами. Стены же павильона были украшены картинами из собрания Зимнего дворца. Когда было решено расширить художественную галерею с помощью строительства новых корпусов, название «Эрмитаж» распространилось на все помещения, где были размещены картины.
Второй факт: Мировой рекорд.
В 1988 году Эрмитаж вошел в Книгу рекордов Гиннеса как самая большая картинная галерея мира. Для того, чтобы просмотреть его каждую из 322 галерей, в которых находятся не менее трех миллионов предметов искусства, необходимо пройти двадцать четыре километра. А если задерживаться у каждого музейного экспоната хотя бы на одну минуту, то для детального изучения эрмитажа (при условии, если в нем находиться по восемь часов в день) понадобится одиннадцать лет.
Третий факт: В сюртуках вход запрещен.
В самом начале XIX века Эрмитаж начал приобретать привычные нам черты музея - правда, посетить его можно было только по специальному билету, который выдавался придворной конторой. Обычные люди не имели возможности насладиться выставленными в нем уникальными произведениями искусства. Правила были очень строгими: допускались исключительно «люди достойные и известные». Штатские должны были посещать его во фраках, а военные - в нарядных мундирах. Граждане, одетые в обыкновенные сюртуки, не могли зайти в самую престижную галерею столицы. К каждому же посетителю определяли дворцового камер-лакея, который следовал за ним буквально по пятам.
Постоянный билет в Эрмитаж можно было получить только с согласия императора. Такой привилегии смог добиться В.А. Жуковский для А.С. Пушкина в 1832 году: «Посылаю тебе билет эрмитажный, он на всю вечность. Его при входе отдавать не должно». Только в 1852 году состоялось открытие Нового Эрмитажа, который позиционировался не как продолжение императорского дворца, а как публичный музей. Правда, выдача билетов по-прежнему осталась за придворной конторой, так что далеко не каждый мог попасть в стены легендарной галереи. Окончательное превращение Эрмитажа в полноценный музей произошло только после революции благодаря появлению декретов об охране исторических памятников.
Четвертый факт: Сокровища Эрмитажа.
Самым старинным и популярным разделом Эрмитажа, разумеется, считается картинная галерея. В её уникальную коллекцию входят не менее 4000 произведений, принадлежащих 1600 художникам - она богата шедеврами как позднего средневековья, так и нашего времени.
Особая гордость картинной галереи Эрмитажа составляют работы представителей итальянской школы, таких мастеров эпохи Возрождения, как Рафаэль, Тициан, Микеланджело, Джорджоне и, конечно, Леонардо да Винчи. Так, например, именно здесь находятся две «мадонны» великого живописца: «Мадонна с цветком» («Мадонна Бенуа») 1478 года и «Мадонна Литта» 1490 года.
Испанская живопись в Эрмитаже представлена картинами Веласкеса, Риберы, Сурбарана и Мурильо. Знаменитая галерея не обделила вниманием также творчество крупнейших представителей фламандской школы - Рубенса и Ван Дейка. Собрание же голландских живописцев составляет не менее тысячи картин: в залах выставлены картины Рейсдала, Халса, Рембрандта (последний считается любимым художником Петра I) и многих других известных художников. Кроме этого, Эрмитаж может гордиться работами наиболее известных и прогрессивных художников XIX-XX веков: Моне, Писсаро, Ренуара, Дега, Родена, Ван Гога, Матисса, Пикассо, Сезанна, Гогена.
Пятый факт: «Филиалы» Эрмитажа.
После начала перестройки российские музеи начали активное сотрудничество с зарубежными коллегами: обмен опытом, совместные выставки, конференции, открытие культурных центров. Так, например, у Эрмитажа есть «филиалы» и за пределами Северной столицы: в Казани, Лондоне, Амстердаме, Лас-Вегасе. В Лондоне это центр изучения истории искусств, сотрудничающий с институтом Куртод. В Лас-Вегасе Эрмитаж вместе с музеем «Гугенхайм» занимается организацией совместных выставок. В Амстердаме самый известный музей России «дружит» с выставочным центром «Новая церковь». В Казани же существует так называемый «мини-Эрмитаж», в котором проводятся выставки, лекции и занятия различных детских кружков.
Текст подготовили: "Cityspb".
Авторы фото: Vitaliy. karpovich, Arslan Nevlyaev, Наталья Краснова, Андрей Михайлов, Svetosh13, Катя Каточек, Юра Ухорский, Егор Дружинин.
источник