Трамвай на конной тяге

Apr 14, 2018 09:57




6 апреля 1899 года в Москве пущен первый электрический трамвай. Курсировал он с интервалом в 14 минут. Билет по всей линии стоил 6 копеек...



Песня старого извозчика м/ф Старая пластинка

В какой отрасли быстрее всего движется прогресс? Наверное это транспорт. Глядя на наши дороги с вечными пробками, дворы, забитые автомобилями, трудно представить, что еще полторы сотни лет назад человечество передвигалось исключительно (ну почти исключительно) используя бедных лошадок. Менялась только кабина, т.е. карета, т.е. дрожки или множество других конфигураций сидячих мест. Да и число сидячих мест постепенно увеличивалось. Пассажиропоток-то рос.

Вот и появилось такое странное на первый взгляд изобретение, как конка. А точнее: трамвай в хвосте лошади; трамвай в две или одну лошадиные силы, трамвай на овсяном топливе - как только конку не называли.
Главное новшество конки - прокладка на городских улицах рельсовых путей.

Массовое использование уличных железных дорог на конной тяге стало возможным после того, как французский инженер Альфонс Луба в 1852 году изобрел рельс с боковым жёлобом, который можно было утапливать в мостовую - точно такие же рельсы до сих пор прокладывают для обычного городского трамвая. По рельсам пара лошадей спокойно везёт вагон на полсотни людей.



Конка образца 1874 года на «Дне рождения Московского трамвая» 16 апреля 2016 года

В России конка впервые появилась в Санкт-Петербурге в 1854 году. Именно в это время инженер Василий Полежаев соорудил путь из деревянных брусьев, обитых железом, недалеко от Смоленской слободы. А спустя несколько лет экипажи на рельсах стали в столице обыденным явлением.



Фото: Санкт-Петербург, памятник "Конке"







Конка представляла собой открытый или чаще закрытый экипаж, иногда двухэтажный с открытым верхом (империал). Вагон по рельсовым путям тянула пара лошадей, управляемая кучером. В местах где линии конки пересекали крутые подъёмы, экипажи поджидали форейторы (обычно мальчики-подростки), которые подпрягали ещё 1-2 пары лошадей и помогали преодолеть трудное место, затем на ровном участке выпрягали дополнительных лошадей.



Парижский трамвай в конце XIX века



Старые фото Таллин (Ревель)



Конка в Самаре



Конка в Самаре






Дореволюционная Москва, 1900 год



Московская конка

Конка появилась после возникновения железных дорог.Используя лошадей хотели устранить казавшиеся тогда значительными опасности парового движения
и, вместе с тем, воспользоваться удобствами перевозки массовых грузов по рельсовым путям. Таким образом, на первой открытой в России Царскосельской железной дороге пассажиры первое время перевозились в конных вагонах.

Но в этой форме конка сохранилась недолго, так как вскоре пришлось убедиться, что для перевозки на дальние расстояния конная тяга медленней, да и состав поезда сильно ограничен. Поэтому паровоз вытеснил лошадей на железных дорогах быстро и повсеместно.






конка в Риге

Конка с империалом - словосочетание наверное всем известно из классической литературы.






московская конка






Казань, Конка № 125 Петербургская улица




Важное слово "Империал" - это двойная скамья на крыше вагона трамвая, конки или автобуса, на которой пассажиры сидели спинами друг к другу, а лицами - к двум противоположным сторонам улицы. По бортикам крыши шли легкие перильца, к которым зачастую прикреплялись жестяные вывески с рекламными объявлениями.




Поднимались на империал по узкой винтовой лестнице. Одно время женщины на империал не допускались, так как считалось, что при подъеме на крышу вагона будут видны нижние юбки - что неприлично.



Московская конка-империал



конка в Одессе



Авария

Конка в России продержалась до 90-х годов XIX столетия, когда ее вытеснил с улиц (опять же - с трудом) электрический трамвай.



Конка уже без коней - настоящий трамвай

Старые трамваи в Музее "Мосгортранса"















Последние из магикан

Действующие конки, как ни странно сохранились еще в старинных ( и не только ) городах. Например в Праге. Конечно это скорее атракционы, но тем не менее вполне реальный транспорт.






конка в Праге



Конка Дугласа

Конка Дугласа - одна из немногих действующих на настоящее время трамвайных линий на конной тяге, расположена в городе Дугласе, столице острова Мэн. Была спроектирована шеффилдским инженером Томасом Лайтфутом (Thomas Lightfoot) и введена в строй в 1876г.




В настоящее время трамваем владеет Городской совет Дугласа, он же обеспечивает «Пенсионный дом лошадей», куда попадают престарелые лошади после увольнения с работы по выслуге лет.

[url]https://fishki.net/1980458-muzej-mosgortransa-tramvai.html?mode=tag:tramvai:recent[/url]
[url]http://www.carfactum.ru/2013/08/09/i-snova-konka-v-peterburge-v-tramvay-zapryagli-loshadey/[/url]
[url]http://www.kudatotam.ru/pages/5794-konka-duglasa---tramvay-na-konnoy-tyage-.html[/url]
[url]http://timer-odessa.net/statji/ot_pari_loshadey_k_lektrichestvu_odesskaya_konka_294.html?quot?is_mob=1[/url]

источник

Москва, транспорт

Previous post Next post
Up