Интересные факты о Большеохтинском мосте.

Mar 30, 2018 17:50



Мосты всегда были главной визитной карточкой Петербурга: Дворцовый, Поцелуев, Синий, Египетский, Банковский, Аничков, Александра Невского, Благовещенский - всех и не перечислить, а ведь у каждого есть своя изюминка и своя история. Большой Обуховский мост считается самым длинным в Северной столице, Сенной - самым узким, а вот, например, Большеохтинский, пусть и не бьет городские рекорды, зато завораживает сложностью и красотой своей структуры. Этому уникальному сооружению выпала честь соединить исторический центр города со старинным районом Охта - Петербург открыточный и Петербург непарадный. Наверное, отчасти и поэтому в истории этого моста есть не только удивительные факты, но даже легенды.




Переправе быть.
До появления моста в Охту можно было попасть преимущественно с помощью самоходных паромов - правда, переправа стоило совсем недешево, и далеко не каждый мог себе это позволить. В связи с этим, в народе даже появилась шутливая песенка: «Из-под Смольного на Охту очень дорог перевоз. Уж как я свою милую на ручонках перенес».



Необходимость строительства переправы начали обсуждать еще в 20-е годы XIX века, но в силу нехватки средств решение проблемы было отложено на потом. Вновь о строительстве моста, а заодно и об административном присоединении Охты к Петербургу, заговорили только в 60-е годы. Возник спор о местоположении будущей переправы - каждый промышленник изъявлял желание, чтобы мост строился рядом с его предприятием. Хозяева же паромов и лодочник и вовсе были категорически против его появления - им совсем не хотелось терять работу.



Таким образом, только в июне 1884 года Городской Совет решил вопрос о строительстве моста от Смольного собора до верфи Крейтона: «Признать Охтинский пригород подлежащим к присоединению к городу Санкт-Петербургу». Непосредственные строительные работы начались 26 июня 1909 года, накануне 200-летия Полтавской битвы. Этой датой легко объяснить название будущего моста - Мост Петра Великого - император вышел победителем из этого знаменитого сражения. Торжественное же открытие переправы состоялось 26 октября 1911 года.



«Не затягивать постройку моста!».
Говоря о строительства моста, важно упомянуть одно трагическое событие, которое значительно ускорило процесс появления переправы. Так, 7 апреля 1907 года произошла катастрофа: на месте впадения Охты в Неву из-за столкновения с небольшой льдиной затонул пароход «Архангельск» - погибло по меньшей мере 39 человек. Эта трагедия получила большой общественный резонанс, и уже в мае этого же года император Николай II отдал приказ: «Не затягивать постройку моста!».



Смена названия.
После революции, по понятным причинам, мост было решено переименовать в «Большеохтенский». В 50-е годы XX века правила орфографии несколько изменились, и его стали называть, как и сейчас - «Большеохтинским». В 90-е годы была проведена масштабная реконструкция моста - было решено заменить подъемные механизмы и разводной пролет. В 1997 году состоялось повторное открытие. В новый же век Большеохтинский мост «шагнул» в по-настоящему обновленном облике - в 2000 году на нем было установлено не менее 1300 светильников, благодаря которым в темное время суток он приобретал совершенно сказочный вид.



Осторожно, лоси!
В былые времена на близлежащей к мосту территории часто происходили весьма курьезные случаи: так, например, по Неве в район Малой Охты часто заплывали… лоси. Выбираться на сушу бедолаги предпочитали по пологому спуску рядом с Большеохотинским мостом - порой местным жителям приходилось оказывать им в этом посильную помощь. Сейчас подобные заплывы уже не случаются: популяция лосей уменьшилась, набережные стали выше, а шум современного мегаполиса явно не способствует размеренному отдыху на воде.



«Элементарно, Ватсон».
К слову, популярный советский фильм «Приключения Шерлока Холмса и Доктора Ватсона. Сокровища Агры» частично снимали в районе Малой Охты - Большеохтинскому мосту досталась почетная роль Тауэрского моста в Лондоне, Нева же изображала Темзу. Разумеется, главные сцены снимались во время белых ночей - это делалось для того, чтобы в кадр не попали люди и автомобили. Местный житель пошел навстречу съемочной группе и сдал им в прокат свой катер, к которому «киношники» приделали металлическую трубу - в ней жгли солому и солярку, тем самым, имитируя дым парового двигателя.



Мал золотник да дорог.
С Большеохтинским мостом связана одна интересная городская легенда. Говорят, одна из миллиона его заклепок - золотая. Строители поставили её на счастье, предварительно покрыв металлической пленкой, так сказать, в целях безопасности. Этот миф за все время существования моста не удалось ни подтвердить, ни, к слову, опровергнуть, поэтому выбирайте сами - верить в него или нет.



Соперничая с Парижем.
Как бы это странно ни звучало, но Большеохтинский мост имеет немало общего с Эйфелевой башней. Так, оба этих сооружения построены из металлических конструкций, мелкие фрагменты которых соединяются заклепками. Современники ругали мост не меньше, чем парижане в свое время - башню. Переправа казалась им чересчур громоздкой и даже уродливой - сейчас же Большеохтинский мост является одним из самых красивых в Петербурге, а Эйфелева башня стала главным символом столицы Франции.

Текст подготовили: "Lenlenta".
Авторы фото: Григорий Игнатьев, Сергей Богомяко, Gary56, Via_rozetka.

источник

Петербург, мосты

Previous post Next post
Up