Дом Пашкова.Архитектор Баженов
.
Сонная дремота охватила Москву 17 - 18 веков,но преобразования Петра наложили отпечаток и на ее архитектурный облик. И это несмотря на то, что всеми помыслами Петр I в это время был в новой столице. Материалы, людские резервы - все устремляется в Петербург.
Московские зодчие строили в Москве в модном тогда стиле, однако, с заметным уклоном в сторону русского, какого-то специфического, провинциального, зодчества.
В допетровский период в Москве создавалось множество самобытных стилей и течений в архитектуре. Основным стилем был все-таки [qtip:классицизм| Художественный стиль, в переводе с латинского «образцовый», взявший за идеал традиции античности и Эпохи Возрождения. Классицизм возвышает героическое, высокую гражданственность, чувство долга, осуждает пороки.], однако, опять свой, русский.
Получило некоторое распространение течение «псевдоготика» (ложная готика), когда в архитектурные сооружения добавляются элементы готики. Кроме того, строили здания и стиле ампир. Было построено большое количество разнообразных сооружений со своими индивидуальными особенностями.
Со времени Петра I Россия полностью включилась в круг общеевропейской культуры. Но Москва оказалась очень устойчивой к новым веяниям. И не только потому. что москвичи еще продолжали постройки в «старом стиле», но и потому, что в новых стилях барокко и классицизм зодчие не старались подражать Западу, а трактовали их в Москве по-своему, по-русски. Одновременно с этим, однако, строились в Москве уже и здания в стиле западно-европейского барокко.
Старая Москва
Большую популярность в Москве завоевал архитектор Растрелли, построивший там много прекрасных сооружений в стиле русского барокко. К сожалению, некоторые из построенных им зданий позднее были разобраны. Так, в 1753 году Растрелли построилКремлевский Зимний дворец, который при строительстве нынешнего, кремлевского дворца был разрушен. Позже Растрелли стал строить только в Петербурге.
Иван Федорович Мичурин - архитектор, составивший первый, точный план Москвы. В отличие от Петербурга, который сразу строился как столица - по определенному архитектурному плану, Москва застраивалась стихийно, постепенно превращаясь в большой город. Мичурин проделал огромную работу, предусмотрев благоустройство улиц, достройку незавершенных зданий и приведение в порядок старых. Главной заслугой Мичурина является основание московской архитектурной школы. Его ученики - Евлашев, Обухов и, особенно, Ухтомский, стали очень талантливыми зодчими.
Красные ворота. Архитектор Ухтомский
Дмитрий Васильевич Ухтомский. После Мичурина занимал положение первого архитектора Москвы. Строил в стиле барокко. Самые известные его сооружения - Красные ворота( которые, к сожалению, не сохранились) и достроенная им многоярусная колокольня Троице-Сергиевой лавры.
Колокольня Троице-Сергиевой лавры. Барокко.
Дом Пашкова. Архитектор В.Баженов. Классицизм.
Василий Иванович Баженов. Хотя основные его замыслы не были осуществлены, а многие постройки до сих пор неизвестны, влияние этого зодчего на развитие архитектуры 18-го века огромно. Баженов окончил Петербургскую Академию художеств и был послан пенсионером за границу в Италию. Там он быстро приобрел известность: был избран профессором Римской, членом Флорентийской и Болонской академий.
Однако, по возвращении на родину архитектора начали преследовать неудачи, которые были связаны с завистью академических верхов. Затем Екатерина II дважды прерывала осуществление его главнейших проектов. Самое замечательное детище Баженова - проект Кремлевского дворца в Москве. По идейно-образному размаху, по новизне и смелости задач этот проект не знает себе равных. Даже в модели архитектура исполнена великолепия. Грандиозные по протяженности фасады,то идущие по прямой, то прихотливо огибающие кремлевский холм, великолепные колоннады, таинственные переходы, вызывающие в памяти архитектурные фантазии 18-го века - все это поражает воображение. Проект Баженова был утвержден. В торжественной обстановке отпраздновали закладку дворца, начали подготовительные работы. Однако, вслед за тем дело замедлилось и вскоре было прекращено. Причина была в том, что поднялась Крестьянская война под предводительством Пугачева и Екатерине стало не до блистательного замысла Баженова
Дом Пашкова
Ворота Хлебного дома в Царицыне. Псевдоготика. Архитектор В.Баженов.
Баженов создает свой вариант распространившегося на западе течения в архитектуре - псевдоготика. Псевдоготика - ложная готика. направление в архитектуре 18-19 веков, возрождавшее архитектурные формы готики. Баженов по-своему интерпретировал этот стиль, максимально приблизив его к классицизму. Примером такого стиля являются Ворота Хлебного дома в Царицыне.
Сенат. Архитектор М.Казаков. Классицизм.
Матвей Федорович Казаков. Один из основоположников классицизма в России. Учился у Ухтомского, благодаря чему стал наиболее ярким выразителем московской школы. Он построил в Москве так много зданий, что возник термин «казаковская Москва». Он построил в Московском Кремле здание Сената, огромный купол которого играет важную роль в ансамбле Красной площади. Затем он построил Колонный зал, позднее- дом Союзов. Строит множество богатых частных домов. Например, дом Барышникова. Казаковым построено старое здание Московского университета (сгорело в 1812 году, перестроено архитектором Жилярди).
М.Казаков. Дом Барышникова. Классицизм
М. Казаков. Колонный зал. Классицизм.
Колонный зал. Интерьер.
Московский университет. Архитектор Д.Жилярди . Классицизм.
Дмитрий Иванович Жилярди. Сын итальянского архитектора, приехавшего работать в Россию. Д.И.Жилярди считался лучшим мастером московского ампира. Восстановление погоревшего здания Московского университета было его первой работой. От Казакова остался только план постройки, все остальное было создано Жилярди в два года. Внутри здания особенно хорош купольный актовый зал, украшенный фресками. Снаружи барельеф в виде львиных масок, медальонов с факелами, венков и пр., - это все характерно для декоративных украшений московского ампира. Чугунные ворота и решетка в том же стиле дополняют величественную красоту старинного храма науки. В Москве находится много частных зданий, построенных Жилярди.
В.Стасов. Провиантские склады. Классицизм.
Василий Петрович Стасов. Им построено и перестроено много зданий в стиле ампира -казенных, городских и частных, как в Москве, так и в Петербурге и его окрестностях. Суровым величием веет от Провиантских складов, построенным Стасовым в Москве. В этом огромном сооружении зодчий создал первоклассный архитектурный памятник - наиболее яркое и своеобразное произведение времени московского ампира. Внешний эффект достигается здесь гладью стен и введением чугунных деталей - двери, стрелообразные решетки на окнах, массивные ограды и ворота, украшенные традиционной военной символикой.
А.Григорьев. Церковь Большого Вознесения у Никитских ворот.
Афанасий Григорьевич Григорьев. Своими познаниями в архитектурном искусстве обязан семье Жилярди, а позднее - Джакомо Кваренги. Однако, в своих работах проявлял себя последователем Казакова. Многие здания строил вместе с Жилярди. К крупным его постройкам относится дворец великого князя Михаила Павловича, не сохранившийся ныне. Он построил также прекрасную церковь Большого Вознесения у Никитских ворот в стиле ампира. Хотя архитектурное наследие Григорьева до сих пор еще не выяснено полностью, все-таки то, что известно , свидетельствует о его таланте.
О.Бове. Большой театр. Классицизм.
Осип Иванович Бове. Ему принадлежит ведущая роль в градостроительных мероприятиях Москвы, особенно в центральном районе города. По его проекту реконструируется Красная площадь. Бове большой мастер ампира. Принимал активное участие в востановлении Москвы после Отечественной войны 1812 года. Он перестроил много общественных построек. Но наиболее монументальная постройка Бове - здание Большого театра. Это здание было самым крупным театральным сооружением в России и оно должно было, по мысли зодчего, служить центром обширного архитектурного ансамбля на Театральной площади. В истории дореволюционной Москвы - это первая и единственная попытка создать архитектурный ансамбль в городе. Центральная часть здания театра украшают колонны, а портик увенчивает колесница Аполлона - все это придает зданию величественность, элегантность.
Большой театр. Интерьер.
Большой театр ночью.
http://cvetamira.ru/russkoe-barokko-i-klassicizm-v-arhitekture-moskvy-18-nachalo-19-go-veka