Самое первое упоминание о церкви Иоанна Воина относится к 1625 году. Тогда она располагалась на берегу Москвы-реки, ближе к Крымскому мосту носила название Церковь Иоанна Воинственника «что у Крымского двора на берегу».
Иоанн Воин или как ранее говорили, Воинственник, был покровителем воинов-стрельцов, живших в то время в этом месте с 1550-х годов по повелению Царя Иоанна Грозного. Церковь находилась «под горою» и часто разливы реки подтапливали её.
03
Вообще, вся эта местность сильно затапливалась вплоть до строительства Водоотводного канала в 1786 году.
04
05
06
Стараниями стрельцов началось строительство новой каменной церкви. В 1671 году храм был отстроен, но просуществовал недолго. После стрелецкого восстания, оставшиеся в живых стрельцы, с семьями были выселены из Москвы,
07
храм подвергся запустению, а в 1708 году оказался затопленным во время наводнения
08
В 1709 году, со слов очевидца событий, «вода была великая на Москве, под каменной мост, под окошки подходила, и с берегов дворы сносила и с хоромами и с людьми, и многих людей потопила, также и церкви многие и у Иоанна Войнственника за Москвою-рекою церковь Божию потопило».
09
Также, существует народная легенда, согласно которой Петр I, проезжая по Якиманке, увидел, что церковь стоит в воде и к ней подъезжают прихожане на лодках
10
Узнав, что это храм Иоанна Войнственника, царь воскликнул: «Это наш патрон! Скажите священнику, что я бы желал видеть храм каменный и на возвышении у самой Большой улицы, дам вкладу и пришлю план».
11
Через два месяца он сам приехал с планом и,
12
увидев, что начали уже завозить материал для строительства, похвалил священника. А в книге для вписания вкладов якобы написал: «Вклад даю триста рублей. Петр». Имя батюшки, принявшего во имя Божие вклад Петра Великого, - отец Алексий Федоров (1731 г.).
13
К освящению храма в 1717 году Петр Великий прислал золотые сосуды, картину и пудовую гирю на массивной цепи. Ее подвесили при входе для напоминания людям о соблюдении порядка во время службы. На картине, имевшей более двух аршин в длину и ширину (около 142 см), вверху имелась надпись: "Аптека, врачующая грехи"
14
Однако, есть все основания полагать, что строительство Храма планировалось и ранее на новом месте: так для постройки новой церкви земля была куплена еще в 1702 году из стрелецких оброчных земель. Но, видимо, именно желание и финансы Петра Великого подтолкнуло начало строительства Храма Иоанна Воина.
15
Автором плана и ее зодчим был один из любимых архитекторов Петра I Иван Петрович Зарудный (1727 г.). Уже 11 (23) июня 1711 года в юго-восточном углу был освящен придел св. мучеников и исповедников Гурия, Самона и Авива (память 15/28 ноября) и в Храме началось богослужение. Св. мученики и исповедники Гурия, Самона и Авива - покровители брака, семьи и супружеской верности
16
17
18
Большое освящение Храма 12 июня 1717 года совершил Патриарший Местоблюститель Митрополит Рязанский и Муромский Стефан (Яворский). С этого дня, который считается начало жизни нового Храма, по глубокому замечанию о.Назария, игумена Валаамского, «неотступно пребывает в храме Божием Ангел-блюститель Престола Господня».
19
Сохранился документ 1721 года, согласно которому священник Алексей Федоров купил за 5 рублей у вдовы сторожа Мундирной канцелярии Агафьи Потаповны Чертихиной ее строения (вероятно, дом и хозяйственные постройки), расположенные около церкви на Большой Калужской (так называлась в те годы Якиманка). Землю же, на которой все это находилось, она "уступила к церкви Иоанна Войнственника для строения на ней богадельни". 20
Таким образом, наряду с Петром Великим основателем новой церкви Иоанна Воина следует признать священника Алексея Федорова.
21
В 1812 году при нашествии Наполеона Храм св. мученика Иоанна Воина был осквернен французами. «Привлеченные золотом, серебром, жемчугами и драгоценными камнями, французы не смогли отворить западные двери церковные, отломали южные, потом отворили северные, запертые, подобно южным, изнутри, и в храм Божий ввели своих коней.
22
Ища сокровищ, они взламывали пол, рубили стены, а сокровища им не давались. Заметили под самым алтарем подвал, но вместо того, чтобы спуститься в него ходом с северной стороны храма или окнами (нижними), они проламывали нижний свод среди алтаря, не подозревая, что южная часть подвала, вблизи которой находились драгоценности, отделена каменною стеною».
23
Бушевавший на Якиманке пожар остановился, дойдя до церковной ограды. Храм и вся правая сторона улицы до Калужских ворот (где ныне Калужская площадь) остались вне пожара.
24
После неприятеля престолы были освящены заново. Несколько же дней, когда Храм был разграблен, так и остались единственными днями за всю 300-летнюю историю Храма, когда в нем не совершались богослужения. Благодаря щедрым пожертвованиям и драгоценным вкладам, Храм постепенно восстановил свою утварь и внутренне убранство уже к 1840 году.
25
26
27
28
29
После революции храм не закрывался, но в 1922 г. в нем были конфискованы церковная утварь и другие ценности. Храм стал и хранителем многих великих христианских святынь, перенесенных в Храм в 20-30-е годы из закрываемых московских церквей.
30
Это и икона праведных Иоакима и Анны, давшего имя улице Якиманке, и икона св. Василия Блаженного из храма его имени на Красной площади, и мощи и икона св. великомученицы Варвары из храма ее имени, что на Варварке.
31
32
В годы богоборчества Храму по воле Божией выпало стать одним из немногих очагов истинного православия в Москве. В 1922 году за верность Патриарху Тихону
33
и своему долгу был мученически убит настоятель Храма и Благочинный Замоскворечья о. Христофор (Надеждин).
34
35
В 90-е годы он был прославлен как сщмч. Христофор. Сегодня прихожане Храма молятся ему о даровании твердости в вере.
36
Розарий заложен 6 мая 2005 г.прихожанами храма св.мч. Иоанна Воина- ветеранами Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г. в честь 69-летия Великой победы.
37
38
Ныне существующий прекрасный резной золоченый иконостас был сооружен в 1708 году для церкви Трех святителей у Красных ворот и перенесен оттуда в храм св. мученика Иоанна Воина в 1928 году, когда церковь Трех святителей была снесена.
39
О подвиге Иоанна Воина. Во времена гонений на христиан Иоанн Воин служил в войске римского императора Юлиана Отступника (361-363гг.) и был вынужден участвовать в гонениях. Тем не менее, он содействовал христианам, предупреждая об очередной облаве или способствуя побегам, посещал заточенных в темницах единоверцев.
40
Святой Иоанн был милосерден не только к христианам, но и ко всем бедствующим и нуждающимся в участии: посещал больных, утешал скорбящих. Узнав о поддержке, которую Иоанн Воин оказывает христианам, император приказал заключить его в темницу, где мученик пробыл в ожидании казни. Но в 363 г. император погиб в сражении с персами при Маранге, и Иоанн Воин был освобожден из-под стражи. Точная дата смерти святого неизвестна, однако скончался он в глубокой старости. По преданию, он указал место своего погребения, явившись благочестивой женщине, после чего мощи святого были перенесены в церковь апостола Иоанна Богослова в Константинополе. Мощи Иоанна Воина считаются чудотворными. У святого просят заступничества и утешения обиженные и скорбящие.