Большая Ордынка ул., 41. Усадьба Киреевского-Морозова

Mar 02, 2021 07:11




Одна из самых богатых усадеб Замоскворечья  расположена на Большой Ордынке, рядом с церковью Иверской иконы Божией Матери.

Этот дворец с фронтонным портиком из шести пилястр, выделяющимся на глади стены, является одним из самых значимых архитектурных памятников Большой Ордынки. Этим особняком  некогда владел дворянский род Киреевских, а затем купцы Морозовы.


В конце XVIII века гвардии секунд-майор Василий Иванович Киреевский приобрел маленький участок земли на Большой Ордынке возле Иверской церкви.





Церковь  Иверской иконы Божией Матери на Всполье. Другие названия: Церковь Георгия Победоносца, что на Всполье. Дата постройки: 1791-1802 гг.  Архитектор, скульптор, реставратор: Еготов И.В.

В 1803 году Киреевский познакомился в Москве с поэтом В.А. Жуковским, с которым у него завязались теплые дружеские отношения. У Жуковского была племянница Авдотья Петровна Юшкова - первая красавица и верный друг. «Дуняша всех лучше умеет любить, всех лучше понимает», - писал о ней Василий Андреевич и посвящал племяннице замечательные стихи. В 1805 году шестнадцатилетняя Авдотья Юшкова стала женой Киреевского.

Во время войны 1812 года Киреевские приехали в Орловскую губернию, где у них было небольшое имение. Василий Иванович с присущим ему человеколюбием отдал два своих дома под госпиталь и приют для семей, пострадавших от французов. В больнице он разместил около ста раненых и обеспечил им полный уход. Киреевский был доктором-самоучкой, поэтому сам ухаживал за больными и даже лечил их. Осенью 1812 года он, находясь возле больного, заразился тифом и умер.

Еще при жизни Василия Ивановича Киреевские купили в начале XIX века второй участок на Большой Ордынке, а в 1817 году на увеличенной территории началось строительство большого усадебного дома.

В 1817 году Авдотья Петровна вышла замуж за Алексея Андреевича Елагина - дворянина, писателя, участника войны 1812 года. Семья переезжает в особняк у Красных ворот (ныне Хоромный тупик, № 4). Вскоре их дом становится одним из самых модных литературных салонов Москвы (Дом А. П. Елагиной)



Хоромный, 4. Дом Елагиной. Ныне - ОАО «Корпорация „ВНИИЭМ“».
Хоромный, 4 - дом, стоявший вдалеке от улиц и переулков, в глубине большого сада в конце 1820-х гг. купил штабс-капитан Алексей Андреевич Елагин (1790-1846).
Однако известен он, как дом А.П. Елагиной (1789-1877). Авдотья Петровна Елагина - племянница В.А. Жуковского - в памяти потомства осталась, как хозяйка литературного салона, популярного в 1830-1840-х гг. В начале 1830-х в салоне появились П.Я. Чаадаев и А.С. Хомяков. В 1838 г. - Н.В. Гоголь. С начала 1840-х салон стали посещать А.И. Герцен, И.С. и К.С. Аксаковы, Н.П. Огарев.
В доме Елагиной бывали А.С. Пушкин, П.А. Вяземский, Е.А. Баратынский, М.Ю. Лермонтов, Ф.И. Тютчев, А.И. Тургенев.
Салон отличался свободомыслием, почему и прозвали его "республикой у Красных ворот". Допускались любые взгляды, кроме крайностей, и любые высказывания, кроме грубостей. В середине 1840-х салон постепенно прекратил свое существование. Семью Елагиной постигли несчастья: вначале умерли почти все дети, потом - муж. Уходили старые друзья.

Авдотья Петровна Елагина (11 [22] января 1789 - 1 [13] июня 1877, Дерпт) - урождённая Юшкова, по первому браку Киреевская. Мать Ивана и Петра Киреевских. Хозяйка знаменитого общественно-литературного салона, переводчик.


Н. Неврев. Портрет А. П. Елагиной, 1870-е, Третьяковская галерея




Большая Ордынка. Особняк Карповых-Морозовых  1909 pastvu

В 1830-х годах в доме жил старший сын Василия Ивановича Киреевского Иван Васильевич - известный писатель, литературный критик, религиозный философ и один из виднейших представителей славянофильства. Он писал философские и критические статьи - умную, сочную философическую прозу. В ранних своих трудах Киреевский говорит о необходимости заимствовать просвещение с Запада. В 1829 году он уезжает в Берлин слушать лекции Гегеля и Шеллинга.

В 1834 году Киреевский женится на Наталье Петровне Арбеневой, и молодые супруги переезжают в родовое имение Долбино, а в московском доме Киреевских на Ордынке долгое время никто не жил. Наталья Петровна была духовной дочерью иеромонаха Новоспасского монастыря отца Филарета, который возрождал в России институт старчества. Она отличалась глубокой религиозностью и знанием Священного Писания и Предания. Благодаря влиянию жены меняется мировоззрение Киреевского: он находит истоки самобытной русской философии в учениях православной церкви, занимается духовным и умственным самоуглублением и становится теоретиком славянофильства. В 1845 году его назначили главным редактором журнала «Москвитянин» - важнейшего печатного органа славянофилов.  В 1856 году Иван Васильевич поехал в Петербург навестить сына-лицеиста, заразился холерой и умер. После смерти мужа Наталья Петровна Киреевская поделила имение Долбино между детьми. Через несколько лет ей пришлось продать принадлежавший семье дом у Красных Ворот, а в 1875 году и усадьбу на Большой Ордынке.
Вдова Киреевского продает особняк  семье Тимофея Саввича Морозова, мецената и покровителя художников, представителя известнейшей купеческой фамилии.




Дом был куплен для старшей дочери Морозова Анны Тимофеевны и её мужа Геннадия Федоровича Карпова, профессора Московского университета, крупного историка, ученика С.М. Соловьева и друга В.О. Ключевского.
.
Анна Тимофеевна и Геннадий Федорович Карповы часто принимали у себя в доме на Большой Ордынке виднейших деятелей культуры того времени - Ф.И. Шаляпина, К.С. Станиславского, И.И. Левитана, А.П. Чехова, П.И. Чайковского и др.

Тимофей Саввич Морозов (1823-1889) - русский промышленник, мануфактур-советник, купец 1-й гильдии из купеческого рода Морозовых. Глава товарищества Никольской мануфактуры.



Карповы приобрели во Владимирской губернии на берегу реки Пекши имение Сушнево, в котором в летние месяцы гостили у своих родственников все Морозовы. В.О. Ключевский каждый год приезжал сюда писать исторические труды и отдыхать на природе с женой Анисьей Михайловной. Неподалеку от Сушнева работал над картиной «Владимирка» художник Левитан. У Карповых была семейная традиция - сажать березку при рождении очередного ребенка. Живи Анна Тимофеевна в советское время, она бы получила орден «Мать-героиня». Она подарила мужу пятнадцать детей: шесть сыновей и девять дочерей. А Геннадий Федорович освоил садоводство: в имении появилась березовая аллея.

Под руководством архитектора А. Н. Кнабе в 1885 году было решено увеличить площадь дома за счет пристройки к дому и дополнительного флигеля,  руководил архитектор Адольф Николаевич Кнабе.
.
В 1909 году дом на улице Большая Ордынка, 41 вновь перестраивают. Автором проекта стал Михаил Федорович Бугровский, который помимо строительства дополнительных помещений занимался перестройкой антресолей.
.
Декорирование и реконструкция внутреннего объема проводилась в это же время архитекторами Федором Осиповичем Шехтелем и Иваном Сергеевичем Кузнецовым. Над камином по просьбе Маргариты Давидовны Карповой разместили изготовленное на заказ деревянное панно "Пиршество" Сергея Коненкова.


Пилястры на фронтоне дома. (Пилястры являются одним из архитектурных элементов, предложенных архитекторами Древней Греции и активно использующимися до наших дней.)






Герб в тимпане фронтона дома Киреевских-Карповых на Ордынке
Тимпан (греч. tumpanon) - треугольное поле фронтона; углубленная часть стены (ниша) полуциркульного, треугольного или стрельчатого очертания над окном или дверью. В тимпане часто помещают скульптуру, живописные изображения, гербы и др.




Октябрьские события 1917 года предопределили дальнейшую судьбу семьи Морозовых. В одночасье богатейшие люди своей эпохи стали нищими. Особняк Киреевских - Карповых был национализирован. Огромная библиотека в пять тысяч книг, которую всю свою жизнь собирал ученый-историк Геннадий Федорович Карпов, была разграблена и частично уничтожена. Предметы, представлявшие хоть какую-нибудь ценность, были либо украдены, либо переданы в музеи.
.
Панно С.Т. Коненкова «Пиршество» оказалось в Третьяковской галерее.

Панно "Пиршество"



Тип: рельеф  Автор: С.Т. Коненков   Датировка: 1910 г.  Техника: деревоДеревянный фриз-панно, украшающий парадную комнату частного особняка. Мужская фигура вакха, три женские - вакханок и две детские объединены в стройном ритме мягких, пластичных движений, выражающихся в разнообразных наклонах и поворотах голов, в красивых жестах тонко проработанных рук

Не пощадили и декор, сбив со стен всю лепнину.
.
После революции в дом на Большой Ордынке, № 41 въехал народный суд Москворецкого района. В 1930-х годах был разрушен одноэтажный флигель А.Н. Кнабе, имевший необычные эклектические черты.

В 1993 году дом Киреевских - Карповых приобрела российско-американская компания «Интелмас» (Интеллектуальные материалы и системы), генеральным директором которой был В.В. Кантор - общественный деятель, предприниматель и меценат.

К реставрации исторического здания Кантор подошел со всей основательностью: для проведения работ были приглашены лучшие специалисты, в том числе и зарубежные. Кантор даже выкупил из частной коллекции портрет Тимофея Саввича Морозова кисти В.А. Серова, висевший здесь более ста лет назад, и добился разрешения сделать гипсовую копию «Пиршества». В результате были отреставрированы парадная лестница, паркетные полы, лепнина, камин, окна и двери. Можно сказать, что дому возвращены интерьеры Шехтеля и Кузнецова.

В бывшем усадебном дворе установлен памятник-монумент «Возрождение», авторство которой принадлежит скульптору Эрнсту Неизвестному.



Монумент Эрнста Неизвестного "Возрождение" представляет возрождение новой России, ее будущего, надежд на перемены, улучшение и процветание. Скульптура изображает фигуру Архангела Михаила (предводителя небесного воинства в борьбе со злом, того, кто научил людей земледелию) и древнюю стену (созданную из иерусалимского камня) с пробивающимся из нее ростком жизни.  Дата постройки: 2000 г.




Теперь в особняке располагаются офисы принадлежащих Кантору компаний «Интелмас» и «Акрон» и Институт корпоративной реформы.









Елагина, Гегель, Жуковский, Большая Ордынка ул., Кузнецов, славянофильство, Шаляпин, Карпов, Левитан, Кнабе, Чайковский, Тургенев, Огарев, Новоспасский монастырь, Морозов, Ключевский, Станиславский, храмы, Киреевский, журнал, Хомяков, Чаадаев, Гоголь, Соловьев, Чехов, Елагин, Баратынский, Вяземский, Шехтель, Бугровский, Тютчев, Лермонтов, Герцен, Пушкин, Аксаков, Неизвестный, Коненков, Филарет

Previous post Next post
Up