![](https://ic.pics.livejournal.com/vladimirtan/77915656/8301269/8301269_1000.jpg)
Одна из самых богатых усадеб Замоскворечья расположена на Большой Ордынке, рядом с церковью Иверской иконы Божией Матери.
Этот дворец с фронтонным портиком из шести пилястр, выделяющимся на глади стены, является одним из самых значимых архитектурных памятников Большой Ордынки. Этим особняком некогда владел дворянский род Киреевских, а затем купцы Морозовы.
В конце XVIII века гвардии секунд-майор Василий Иванович Киреевский приобрел маленький участок земли на Большой Ордынке возле Иверской церкви.
![](https://ic.pics.livejournal.com/vladimirtan/77915656/8300624/8300624_original.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/vladimirtan/77915656/8304906/8304906_800.jpg)
Церковь Иверской иконы Божией Матери на Всполье. Другие названия: Церковь Георгия Победоносца, что на Всполье. Дата постройки: 1791-1802 гг. Архитектор, скульптор, реставратор: Еготов И.В.
В 1803 году Киреевский познакомился в Москве с поэтом В.А. Жуковским, с которым у него завязались теплые дружеские отношения. У Жуковского была племянница Авдотья Петровна Юшкова - первая красавица и верный друг. «Дуняша всех лучше умеет любить, всех лучше понимает», - писал о ней Василий Андреевич и посвящал племяннице замечательные стихи. В 1805 году шестнадцатилетняя Авдотья Юшкова стала женой Киреевского.
Во время войны 1812 года Киреевские приехали в Орловскую губернию, где у них было небольшое имение. Василий Иванович с присущим ему человеколюбием отдал два своих дома под госпиталь и приют для семей, пострадавших от французов. В больнице он разместил около ста раненых и обеспечил им полный уход. Киреевский был доктором-самоучкой, поэтому сам ухаживал за больными и даже лечил их. Осенью 1812 года он, находясь возле больного, заразился тифом и умер.
Еще при жизни Василия Ивановича Киреевские купили в начале XIX века второй участок на Большой Ордынке, а в 1817 году на увеличенной территории началось строительство большого усадебного дома.
В 1817 году Авдотья Петровна вышла замуж за Алексея Андреевича Елагина - дворянина, писателя, участника войны 1812 года. Семья переезжает в особняк у Красных ворот (ныне Хоромный тупик, № 4). Вскоре их дом становится одним из самых модных литературных салонов Москвы
(Дом А. П. Елагиной)
![](https://ic.pics.livejournal.com/vladimirtan/77915656/8282811/8282811_1000.jpg)
Хоромный, 4. Дом Елагиной. Ныне - ОАО «Корпорация „ВНИИЭМ“».
Хоромный, 4 - дом, стоявший вдалеке от улиц и переулков, в глубине большого сада в конце 1820-х гг. купил штабс-капитан Алексей Андреевич Елагин (1790-1846).
Однако известен он, как дом А.П. Елагиной (1789-1877). Авдотья Петровна Елагина - племянница В.А. Жуковского - в памяти потомства осталась, как хозяйка литературного салона, популярного в 1830-1840-х гг. В начале 1830-х в салоне появились П.Я. Чаадаев и А.С. Хомяков. В 1838 г. - Н.В. Гоголь. С начала 1840-х салон стали посещать А.И. Герцен, И.С. и К.С. Аксаковы, Н.П. Огарев.
В доме Елагиной бывали А.С. Пушкин, П.А. Вяземский, Е.А. Баратынский, М.Ю. Лермонтов, Ф.И. Тютчев, А.И. Тургенев.
Салон отличался свободомыслием, почему и прозвали его "республикой у Красных ворот". Допускались любые взгляды, кроме крайностей, и любые высказывания, кроме грубостей. В середине 1840-х салон постепенно прекратил свое существование. Семью Елагиной постигли несчастья: вначале умерли почти все дети, потом - муж. Уходили старые друзья.
Авдотья Петровна Елагина (11 [22] января 1789 - 1 [13] июня 1877, Дерпт) - урождённая Юшкова, по первому браку Киреевская. Мать Ивана и Петра Киреевских. Хозяйка знаменитого общественно-литературного салона, переводчик.
![](https://ic.pics.livejournal.com/vladimirtan/77915656/8282998/8282998_800.jpg)
Н. Неврев. Портрет А. П. Елагиной, 1870-е, Третьяковская галерея
![](https://ic.pics.livejournal.com/vladimirtan/77915656/8281734/8281734_1000.jpg)
Большая Ордынка. Особняк Карповых-Морозовых 1909
pastvu В 1830-х годах в доме жил старший сын Василия Ивановича Киреевского Иван Васильевич - известный писатель, литературный критик, религиозный философ и один из виднейших представителей славянофильства. Он писал философские и критические статьи - умную, сочную философическую прозу. В ранних своих трудах Киреевский говорит о необходимости заимствовать просвещение с Запада. В 1829 году он уезжает в Берлин слушать лекции Гегеля и Шеллинга.
В 1834 году Киреевский женится на Наталье Петровне Арбеневой, и молодые супруги переезжают в родовое имение Долбино, а в московском доме Киреевских на Ордынке долгое время никто не жил. Наталья Петровна была духовной дочерью иеромонаха Новоспасского монастыря отца Филарета, который возрождал в России институт старчества. Она отличалась глубокой религиозностью и знанием Священного Писания и Предания. Благодаря влиянию жены меняется мировоззрение Киреевского: он находит истоки самобытной русской философии в учениях православной церкви, занимается духовным и умственным самоуглублением и становится теоретиком славянофильства. В 1845 году его назначили главным редактором журнала «Москвитянин» - важнейшего печатного органа славянофилов. В 1856 году Иван Васильевич поехал в Петербург навестить сына-лицеиста, заразился холерой и умер. После смерти мужа Наталья Петровна Киреевская поделила имение Долбино между детьми. Через несколько лет ей пришлось продать принадлежавший семье дом у Красных Ворот, а в 1875 году и усадьбу на Большой Ордынке.
Вдова Киреевского продает особняк семье Тимофея Саввича Морозова, мецената и покровителя художников, представителя известнейшей купеческой фамилии.
![](https://ic.pics.livejournal.com/vladimirtan/77915656/8301389/8301389_1000.jpg)
Дом был куплен для старшей дочери Морозова Анны Тимофеевны и её мужа Геннадия Федоровича Карпова, профессора Московского университета, крупного историка, ученика С.М. Соловьева и друга В.О. Ключевского.
.
Анна Тимофеевна и Геннадий Федорович Карповы часто принимали у себя в доме на Большой Ордынке виднейших деятелей культуры того времени - Ф.И. Шаляпина, К.С. Станиславского, И.И. Левитана, А.П. Чехова, П.И. Чайковского и др.
Тимофей Саввич Морозов (1823-1889) - русский промышленник, мануфактур-советник, купец 1-й гильдии из купеческого рода Морозовых. Глава товарищества Никольской мануфактуры.
![](https://ic.pics.livejournal.com/vladimirtan/77915656/8302549/8302549_original.jpg)
Карповы приобрели во Владимирской губернии на берегу реки Пекши имение Сушнево, в котором в летние месяцы гостили у своих родственников все Морозовы. В.О. Ключевский каждый год приезжал сюда писать исторические труды и отдыхать на природе с женой Анисьей Михайловной. Неподалеку от Сушнева работал над картиной «Владимирка» художник Левитан. У Карповых была семейная традиция - сажать березку при рождении очередного ребенка. Живи Анна Тимофеевна в советское время, она бы получила орден «Мать-героиня». Она подарила мужу пятнадцать детей: шесть сыновей и девять дочерей. А Геннадий Федорович освоил садоводство: в имении появилась березовая аллея.
Под руководством архитектора А. Н. Кнабе в 1885 году было решено увеличить площадь дома за счет пристройки к дому и дополнительного флигеля, руководил архитектор
Адольф Николаевич Кнабе.
.
В 1909 году дом на улице Большая Ордынка, 41 вновь перестраивают. Автором проекта стал
Михаил Федорович Бугровский, который помимо строительства дополнительных помещений занимался перестройкой антресолей.
.
Декорирование и реконструкция внутреннего объема проводилась в это же время архитекторами
Федором Осиповичем Шехтелем и
Иваном Сергеевичем Кузнецовым. Над камином по просьбе Маргариты Давидовны Карповой разместили изготовленное на заказ деревянное панно "Пиршество" Сергея Коненкова.
![](https://ic.pics.livejournal.com/vladimirtan/77915656/8304098/8304098_1000.jpg)
Пилястры на фронтоне дома. (Пилястры являются одним из архитектурных элементов, предложенных архитекторами Древней Греции и активно использующимися до наших дней.)
![](https://ic.pics.livejournal.com/vladimirtan/77915656/8303851/8303851_600.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/vladimirtan/77915656/8304130/8304130_1000.jpg)
Герб в тимпане фронтона дома Киреевских-Карповых на Ордынке
Тимпан (греч. tumpanon) - треугольное поле фронтона; углубленная часть стены (ниша) полуциркульного, треугольного или стрельчатого очертания над окном или дверью. В тимпане часто помещают скульптуру, живописные изображения, гербы и др.
![](https://ic.pics.livejournal.com/vladimirtan/77915656/8304398/8304398_1000.jpg)
Октябрьские события 1917 года предопределили дальнейшую судьбу семьи Морозовых. В одночасье богатейшие люди своей эпохи стали нищими. Особняк Киреевских - Карповых был национализирован. Огромная библиотека в пять тысяч книг, которую всю свою жизнь собирал ученый-историк Геннадий Федорович Карпов, была разграблена и частично уничтожена. Предметы, представлявшие хоть какую-нибудь ценность, были либо украдены, либо переданы в музеи.
.
Панно С.Т. Коненкова «Пиршество» оказалось в Третьяковской галерее.
Панно "Пиршество"
![](https://ic.pics.livejournal.com/vladimirtan/77915656/8304794/8304794_800.jpg)
Тип: рельеф Автор: С.Т. Коненков Датировка: 1910 г. Техника: деревоДеревянный фриз-панно, украшающий парадную комнату частного особняка. Мужская фигура вакха, три женские - вакханок и две детские объединены в стройном ритме мягких, пластичных движений, выражающихся в разнообразных наклонах и поворотах голов, в красивых жестах тонко проработанных рук
Не пощадили и декор, сбив со стен всю лепнину.
.
После революции в дом на Большой Ордынке, № 41 въехал народный суд Москворецкого района. В 1930-х годах был разрушен одноэтажный флигель А.Н. Кнабе, имевший необычные эклектические черты.
В 1993 году дом Киреевских - Карповых приобрела российско-американская компания «Интелмас» (Интеллектуальные материалы и системы), генеральным директором которой был В.В. Кантор - общественный деятель, предприниматель и меценат.
К реставрации исторического здания Кантор подошел со всей основательностью: для проведения работ были приглашены лучшие специалисты, в том числе и зарубежные. Кантор даже выкупил из частной коллекции портрет Тимофея Саввича Морозова кисти В.А. Серова, висевший здесь более ста лет назад, и добился разрешения сделать гипсовую копию «Пиршества». В результате были отреставрированы парадная лестница, паркетные полы, лепнина, камин, окна и двери. Можно сказать, что дому возвращены интерьеры Шехтеля и Кузнецова.
В бывшем усадебном дворе установлен
памятник-монумент «Возрождение», авторство которой принадлежит скульптору Эрнсту Неизвестному.
![](https://ic.pics.livejournal.com/vladimirtan/77915656/8302651/8302651_1000.jpg)
Монумент Эрнста Неизвестного "Возрождение" представляет возрождение новой России, ее будущего, надежд на перемены, улучшение и процветание. Скульптура изображает фигуру Архангела Михаила (предводителя небесного воинства в борьбе со злом, того, кто научил людей земледелию) и древнюю стену (созданную из иерусалимского камня) с пробивающимся из нее ростком жизни. Дата постройки: 2000 г.
![](https://ic.pics.livejournal.com/vladimirtan/77915656/8302936/8302936_800.jpg)
Теперь в особняке располагаются офисы принадлежащих Кантору компаний «Интелмас» и «Акрон» и Институт корпоративной реформы.
![](https://ic.pics.livejournal.com/vladimirtan/77915656/8303195/8303195_1000.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/vladimirtan/77915656/8303501/8303501_1000.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/vladimirtan/77915656/8305330/8305330_800.jpg)