![](https://ic.pics.livejournal.com/vladimirtan/77915656/8309009/8309009_1000.jpg)
Здание бывшего автобусного гаража на улице Образцова. Построено в 1927 году по проекту зодчих Константина Мельникова и Владимира Шухова для английских автобусов фирмы «Лейланд».Бахметьевский гараж д является одним из известных памятников русского авангарда. Уникальное здание построено в виде гигантского параллелограмма .
Здание уникально своим планом, в его основании лежит параллелограмм (54 на 167 метров), а не привычный прямоугольник. Такая форма была продиктована большим радиусом поворота автобусов (партию автобусов английской фирмы «Лейланд» Моссовет закупил в 1925 году для городских перевозок).
![](https://ic.pics.livejournal.com/vladimirtan/77915656/8232262/8232262_600.jpg)
Здание гаража размещено на участке по косой линии к существующей улице.
Яндекс-карта ![](https://ic.pics.livejournal.com/vladimirtan/77915656/8231757/8231757_1000.jpg)
Здание гаража, вид со стороны ул. Образцова
![](https://ic.pics.livejournal.com/vladimirtan/77915656/8231580/8231580_1000.jpg)
Верхняя часть главного фасада
В основу планировки была положена оригинальная «система прямоточного движения», разработанная Константином Мельниковым для решения проблемы разъезда автомашин внутри гаража, исключая необходимость маневрирования и движения задним ходом. Автобусы располагались пилообразными рядами, параллельно боковым стенам. Количество въездных ворот соответствовало числу рядов.
![](https://ic.pics.livejournal.com/vladimirtan/77915656/8219817/8219817_1000.jpg)
По системе Мельникова, или прямоточного движения для въезда-выезда использовались противоположные стороны здания, а автобус во время парковки двигался только вперед, не используя задний ход.
![](https://ic.pics.livejournal.com/vladimirtan/77915656/8220093/8220093_1000.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/vladimirtan/77915656/8220349/8220349_1000.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/vladimirtan/77915656/8218968/8218968_1000.jpg)
1929-1931 Бахметьевский гараж
В 1927 г. началось строительство специализированного автобусного парка-гаража на 125 машин «Лейланд» на Бахметьевской улице (прежнее название улицы Образцова), который был окончательно сдан эксплуатацию в 1929 г.
Сам гараж был сделан одноэтажным, с семью воротами с каждого торца.
![](https://ic.pics.livejournal.com/vladimirtan/77915656/8232660/8232660_1000.jpg)
Проект фасада со сторроны въездов здания Бахметьевского гаража для автобусного парка Московского коммунального озяйства.1927. Главархив Москвы.
Источник Главный торцевой фасад гаража оштукатурен и прорезан крупными въездными проемами и прямоугольными окнами с мелкой растекловкой, на плоскостях фронтона были размещены крупные рельефные надписи.
![](https://ic.pics.livejournal.com/vladimirtan/77915656/8309320/8309320_1000.jpg)
Восточный фасад гаража.
![](https://ic.pics.livejournal.com/vladimirtan/77915656/8218222/8218222_1000.jpg)
Западный фасад гаража. Здесь был выезд.
Западный фасад - кирпичные с ритмично расположенными прямоугольными и круглыми оконными проемами и выездными воротами. Стены его кирпичные, в них есть вертикальные окна, идущие от пола до потолка, и большие круглые оконные проёмы, расположенные над воротами выездов с западного фасада.
![](https://ic.pics.livejournal.com/vladimirtan/77915656/8229794/8229794_1000.jpg)
Западный фасад
Огромное, захватывающее дух пространство площадью 8 500 квадратных метров, удалось создать благодаря использованию большепролётных клёпаных стальных ферм, опирающихся на два ряда колонн. Шуховские фермы позволили построить здание без внутренних перегородок в виде крытого манежа.
.
![](https://ic.pics.livejournal.com/vladimirtan/77915656/8199619/8199619_1000.jpg)
Бахметьевский гараж 1927
pastvu ![](https://ic.pics.livejournal.com/vladimirtan/77915656/8230147/8230147_1000.jpg)
Боковые выезды
![](https://ic.pics.livejournal.com/vladimirtan/77915656/8230448/8230448_1000.jpg)
Административный корпус гаража
![](https://ic.pics.livejournal.com/vladimirtan/77915656/8230862/8230862_1000.jpg)
Северный фасад здвния гаража
![](https://ic.pics.livejournal.com/vladimirtan/77915656/8231163/8231163_1000.jpg)
Южный фасад здания гаража
![](https://ic.pics.livejournal.com/vladimirtan/77915656/8231302/8231302_1000.jpg)
В период с 1927 по 1999 год гараж активно использовался, но в 1999-м в связи с тем, что здание гаража окончательно перестало справляться со своим назначением и нуждалось в срочном капитальном ремонте, гараж был выведен в другое место. До 2001 года здание пустовало, придя в совершенную негодность, а в 2001-м земельный участок, на котором расположен Бахметьевский гараж, постановлением правительства Москвы был передан в безвозмездное пользование Марьинорощинской еврейской общине для организации учебно-воспитательного и спортивно-досугового комплекса и создания Российского еврейского музея толерантности.
![](https://ic.pics.livejournal.com/vladimirtan/77915656/8218548/8218548_1000.jpg)
Бахметьевский автобусный парк. 1927
Реставрация территории и зданий происходила на средства общины, а также крупные пожертвования известных политиков, знаменитостей. Сейчас в отреставрированном здании находится Еврейский музей и центр толерантности.
![](https://ic.pics.livejournal.com/vladimirtan/77915656/8233338/8233338_800.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/vladimirtan/77915656/8233050/8233050_1000.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/vladimirtan/77915656/8233627/8233627_800.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/vladimirtan/77915656/8233778/8233778_1000.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/vladimirtan/77915656/8232899/8232899_1000.jpg)
Новосущевский пер.
И немного об истории московского автобуса
18 апреля 1924 года был пущен первый автобусный маршрут.
«Предками» автобуса в Москве XIX века были линейки - конные повозки на 10-14 мест, пустили их в 1847 году. В 1890-е годы московские предприниматели пытались обновить этот вид транспорта, обращались в городскую Думу с предложением пустить по улицам Москвы омнибусы - автомобильный общественный транспорт, который в Европе к тому времени уже появился. В 1907 году была попытка пустить первый автобус.
![](https://ic.pics.livejournal.com/vladimirtan/77915656/8234166/8234166_800.jpg)
Автобус «Даймлер» в Марьиной Роще, 1907 год.
Но первая автобусная линия в Москве была по сути пригородной «маршруткой» - от Марьиной Рощи до Останкино, поскольку городские власти не хотели, чтобы создавалась конкуренция трамваю, принадлежащему городу. Эта ветка была открыта открыта 17 июля 1907 года и на ней в летний сезон курсировали два открытых автобуса, принадлежавших графу А. Д. Шереметеву 8-местный «Даймлер» и 12-местный шарабан NAG. Проезд от Москвы до Останкино стоил 15 копеек.
![](https://ic.pics.livejournal.com/vladimirtan/77915656/8234337/8234337_original.jpg)
Автобус «Даймлер» в Останкино, 1907 год.
В следующем 1908 году было пущено еще два «пригородных» маршрута - от Петровского Парка до Покровского-Глебова, и от Семёновской заставы до Измайловского зверинца.
![](https://ic.pics.livejournal.com/vladimirtan/77915656/8234601/8234601_original.jpg)
Анлийский праворульный «Лейланд» на Площади Свердлова, середина 1920-х годов - первый московский автобус.
Но в 1920-е годы город быстро рос, и потребности в перевозках населения увеличивались, трамвайная сеть была перегружена, и Министерство жилищно-коммунального хозяйства решило организовать регулярное автобусное сообщение. И вот, 18 апреля 1924 года было запущено нескольких импортных и самодельных автобусов, переделанных из грузовиков, по дачной линии Пресненская застава - Серебряный Бор.
Эксплуатация линии показала хорошие результаты, и летом этого же года МЖКХ запустило маршрут уже в черте города. Он связал Каланчевскую (ныне Комсомольскую) площадь с Белорусским вокзалом. Интересно, что расписания движения сначала не было, автобусы просто ходили из одной точки в другую без определённого графика. Курсировало сначала всего 8 автобусов английской фирмы «Лейланд». Они могли развить максимальную скорость 30 километров в час, и вмещалось в них 28 человек.
![](https://ic.pics.livejournal.com/vladimirtan/77915656/8234762/8234762_original.jpg)
«Лейланд» на Шереметьевской улице в Марьино роще, конец 1920-х годов.
Для эксплуатации автобусов был выделен персонал в 45 человек и гараж на углу Большой Дмитровки и Георгиевского переулка.
В 1925 - 1926 гг. большинство автобусов стояло под открытым небом, так как гараж не мог вместить все машины. В 1926 г. МЖКХ выделило под новый, более обширный гараж площадку на Большой Ордынке, дом 40, куда и был переведен весь подвижной состав. За год московские автобусы перевезли уже 32,6 млн. пассажиров (трамвай - 467,7 млн.). Продолжали поступать новые машины, преимущественно те же английские «Лейланды».
В 1927 г. Про проекту архитектора Константина Мельникова и инженера Владимира Шухова в стиле конструктивизм был построен специализированный автобусный парк-гаража на 125 машин «Лейланд» на Бахметьевской улице, который был сдан окончательно в эксплуатацию в 1929 году.
![](https://ic.pics.livejournal.com/vladimirtan/77915656/8235235/8235235_1000.jpg)
Агитационный автобус у Бахметьевского гаража, конец 1920-х - начало 1930-х годов (тут еще лучше видна «праворульность», при этом входная дверь для пассажиров на заказ сделана также с правой стороны)
На момент открытия гаража в Москве работало уже 13 автобусных маршрутов общей протяжённостью 113,8 км, и ездило по ним больше 130 «Лейландов».
В 1929 году в Московский отдел коммунального хозяйства стали поступать первые советские автобусы: их выпускали Ярославский автозавод (сначала Я-3, затем Я-6 на 36 мест на базе грузовика Я-5) и завод АМО в Москве (АМО-4 на 26 мест с 1931 г. и АМО-Ф-15 на 28 мест с 1932 года). Завод АМО в 1931 году был переименован в автозавод им. Сталина, или ЗИС, и эта аббревиатура дала название всем последующим маркам автобусов этого завода.
![](https://ic.pics.livejournal.com/vladimirtan/77915656/8235453/8235453_1000.jpg)
Автобус АМО-4 на площади Свердлова, 1933 год.
Во второй половине 1930-х годов автобус развивался всё больше и больше, им были охвачены не только окраины города без трамвая и троллейбуса, но и центральные магистрали, особенно те, где в 1936 -1937 гг. были сняты трамвайные пути, - автобус на следующий день после снятия заменял трамвай.
http://moscowwalks.ru/2013/04/18/moscow-bus-history/ ![](https://ic.pics.livejournal.com/vladimirtan/77915656/8235602/8235602_1000.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/vladimirtan/77915656/8236231/8236231_1000.jpg)
Новосущевский переулок
На переднем плане -корпус Гуманитарного института РУТ МИИТ, ул. Образцова, 9с2