Архитектор Лидваль и его великолепные дома

Nov 11, 2020 08:10


Архитектор, который создал новый облик Питера: Лидваль и его великолепные дома
.



.
Фёдор Лидваль для Петербурга - все равно что Лев Кекушев или Фёдор Шехтель для столицы. Если Шехтель (то же можно сказать и о Кекушеве) - отец московского модерна, то Лидваль - отец модерна петербургского или, если так можно выразиться, отец северного модерна в городе на Неве. Именно здания Лидваля формировали новый облик Петербурга в начале прошлого столетия, когда улицы города стали активно застраиваться доходными домами и другими масштабными и смелыми, по тем временам, зданиями.

У Фёдора Лидваля шведские корни (этой национальности были и отец его, и мать), так что северный модерн и скандинавские мотивы были ему близки, возможно, на подсознательном уровне. Родители Фёдора жили в Петербурге.
.

Будущий велкий архитектор окончил в Петербурге художественную академию им. Штиглица и Высшее художественное училище, в котором, кстати, ему преподавал сам Леонтий Бенуа. Лидваль всегда считал себя его последователем. Бенуа сильно повлиял на его творчество.
.



Доходный дом шведской церкви св. Екатерины, перестроенный по проекту Ф. Лидваля.

.
Карьера Лидваля как архитектора в Петербурге шла в гору - у него было немало заказов. Однако революция вынудила его покинуть страну. Он перебрался в Швецию, где продолжал заниматься любимым делом, правда, уже не в таких масштабах, как раньше. Скончался Фёдор Лидваль в столице Швеции, дожив до 75 лет.
.



В Стокгольме архитектор из Петербурга продолжил строить жилые дома.
.
Доходный дом Нобеля
.
Здание, расположенное на Лесном проспекте, до революции было спроектировано и построено для рабочих завода Эммануила Нобеля - племянника «того самого» Альфреда Нобеля.
.


Здание несимметрично.
.
У здания интересная аркада, соединяющая левую и правую части, которые несимметричны. Также несимметрично по отношению к центру постройки расположена башенка, впрочем, отсутствие симметрии как раз характерно для модерна.
.


Доходный дом Эммануила Нобеля, фрагмент фасада.
.
В квартирах этого дома до сих пор сохранились камины и старинные двери.

Здание Азовско-Донского банка
.
Этот дом на Большой Морской относится к модерну лишь отчасти (в нем есть немало черт неоклассицизма), но это не делает его менее интересным.

подробнее здесь https://vladimirtan.livejournal.com/d4884.html
.


Доходный дом Эйлерса.
.
Здание нарядное, помпезное. У него восхитительные ионические колонны и пилястры. Стены изобилуют мини-скульптурами, а между окнами четвертого этажа расположены необычные медальоны. В районе первого этажа можно увидеть барельефы «Азия» и «Африка» (их сделал для проекта петербургский скульптор Василий Кузнецов).
.
Интерьеры здания были отделаны мрамором разного цвета, специально доставленным из-за границы.
.

Гостиница «Астория»
.
Гостиница «Астория» на Большой Морской - очень известный проект, к которому приложил руку Фёдор Лидваль, хотя с архитектурной точки зрения она, возможно не так интересена, как его некоторые другие здания. Работал он над проектом вместе с Николаем Козловым и Константином Эйлерсом.

подробнее здесь https://vladimirtan.livejournal.com/440474.html



«Астория» в наши дни
.
Лаконичная и в то же время величественная «Астория» - завершающее здание всей архитектурной композиции Исаакиевской площади.

Доходный дом Толстого
.
Одно из довольно известных зданий Петербурга, доходный дом Толстого (его еще называют Толстовским домом), тоже построен по проекту Лидваля. Интересно, что этот масштабный дом считается прообразом современных жилых комплексов.
.



Толстовский дом.
.
Архитектор сделал внутри комплекса не унылый двор-колодец, какие можно нередко встретить в Петербурге, а благоустроенное пространство для отдыха и прогулок.
.
Кстати, возле дома и внутри него снимали немало известнейших фильмов, например, «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона», «Приключения принца Флоризеля», «Зимняя вишня».
.
Доходный дом Эйлерса
.
Этот доходный дом на улице Рентгена был построен в начале прошлого века - еще до того, как улица получила имя великого физика. Заказчиком был Герман Эйлерс, тесть Лидваля. А проектировал дом Фёдор Лидваль вместе с братом своей жены - Константином Эйлерсом.



Доходный дом Эйлерса.
.
У бывшего доходного дома Эйлерса невероятно красивый передний фасад, заслуживающий, пожалуй, отдельного рассказа.
.
Доходный дом Мельцера
.
Одной стороной этот доходный дом выходит на Большую Конюшенную, а другой - на Волынский переулок, а его башенка заметна издалека тем, кто гуляет по Невскому проспекту.
.


Доходный дом Мельцера
.
Считается, что доходный дом Мельцера - одно из самых красивых зданий, спроектированных великим мастером. Тут можно увидеть и кирпичную кладку, и штукатурку, и гранит, и другие камни, и все это вместе смотрится не безвкусно, а талантливо, красиво и грандиозно.
.
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/200920/47620/

Петербург, архитекторы

Previous post Next post
Up