Городская усадьба построена в 1824-1826 годах на бывшем пустыре. По предложению архитектора О.И.Бове правый высокий берег реки Неглинной укрепили. Прибрежные пустыри были разбиты на равные по площади участки. Частично с торгов, частично бесплатно, их предоставили под застройку. Единственная усадьба, созданная в 1820-е гг., и сохранившаяся без особых изменений до нашего времени - усадьба действительного статского советника Александра Михайловича Гедеонова.
А.М. Гедеонов (1791 - 1867), - административный деятель. Служил сначала в московском архиве министерства иностранных дел, затем в военной службе и в дворцовом ведомстве.
В 1833-м Александра Михайловича назначают на директорство Императорскими театрами города Санкт-Петербурга, которыми он руководил четверть века - до 1858 года. В 1842-м под его управление перешли и театры Москвы, в т.ч. Большой и Малый.
Приведенные несколько в порядок князем Гагариным хозяйственные дела дирекции Гедеонов далеко не улучшил, дефицит увеличил и расходование отпускаемых театрам средств не упорядочил.
Князь Сергей Сергеевич Гагарин (1795 - 1852) - обер-гофмейстер из рода Гагариных, заведующий императорскими театрами в 1829-1833 гг. Внук С. В. Гагарина, брат Н. С. Гагарина
Александр Михайлович Гедеонов (1791 - 1867, Париж)
Из смоленских дворян Гедеоновых. Сын пензенского губернатора Михаила Яковлевича Гедеонова (1756-1802) и его жены Татьяны Александровны, дочери сенатора А. Ф. Талызина и Марии Апраксиной. Через Талызиных был связан родством с первейшими сановниками империи.
Директор Императорских театров Александр Михайлович Гедеонов был человеком добрым, но чрезвычайно вспыльчивым. Вызывает он как-то к себе в кабинет одного провинившегося конторского чиновника, чтобы отчитать его за ошибки. Чиновник не спешит явиться под начальственные грозные очи, а Гедеонов, распаляя себя ожиданием, ходит взад-вперёд по кабинету. Наконец, он слышит в канцелярии несмелое покашливание. Александр Михайлович тут же выбегает из кабинета, видит в канцелярии человека и начинает на него кричать:"Явился, мерзавец! Что ты о себе возомнил?! Что это ты себе позволяешь?! Я тебя, подлеца, приучу к порядку! Я тебя в солдаты упеку!". У господина округляются глаза, но он вежливо спрашивает:"Позвольте узнать, ваше превосходительство, вы со всеми так обращаетесь, кто желает абонировать ложу на представления итальянской оперы?". Немая сцена...
"Несмотря на свой вспыльчивый характер и наружную суровость, он был любим всеми подчиненными. Красноречивым доказательством этого может послужить то, что когда минуло двадцатипятилетие его директорской деятельности, все артисты, по инициативе И. И. Сосницкого, на собственные средства отлитографировали его портрет с такою трогательною надписью: «Благодарное сословие артистов составило между собою и для себя».
В обращении с подчиненными он был суров и говорил всем без исключения как мужчинам, так и женщинам «ты». Конечно, никто на это не обижался, так как большинство служило под его начальством чуть ли не с детства.
Будучи нервным и раздражительным, он не умел сдерживаться и так иногда кричал на актеров и на своих чиновников, что те буквально шалели от его распеканий, часто совершенно неосновательных и беспричинных. Любимым его выражением во время выговоров была угрожающая фраза: - Я тебя в солдаты отдам!
Были случаи, что в пылу гнева Александр Михайлович говорил это даже женщинам.
Разумеется, ни разу в жизни он не подвергал никого из актеров или чиновников такому строгому наказанию, но все-таки над виновными творил самосуд безапелляционный. По его распоряжению даже «первых сюжетов» сажали под арест в так называемую «трубную», и не только за проступки, содеянные по службе, но и по частным взысканиям."Нильский Александр Александрович. Закулисная хроника
Некоторые современники называют Гедеонова глубоким знатоком театра, изучившим сцену всесторонне и добросовестно. Действительно, он чутко угадывал вкусы большинства публики, посещавшей театры, и умел ей угодить выбором пьес, но был далек от понимания истинного искусства. И если при нем поставлены были и "Ревизор", и оперы Глинки, то не он явился инициатором их постановки.
При переезде в 1833 г. в Петербург А.М.Гедеонов продал усадьбу на Манежной в казну, которая была приобретена для размещения Комендатуры 6-го Пехотного корпуса.
Часть усадьбы заняла квартира адъютанта Великого князя Михаила Павловича генерал-майора Н.Н.Аненкова, женатого на В.И.Бухариной. Оба супруга были достаточно близко знакомы с М.Ю.Лермонтовым, который в одном из писем бабушке Е.А.Арсеньевой упомянул, что посетил Аненковых в усадьбе на Манежной в апреле 1841 г.
Николай Николаевич Анненков (1799-1865) - русский военный и государственный деятель, поэт-дилетант. Генерал-адъютант (с 6 декабря 1844 года), член Государственного Совета (с 3 ноября 1848 года), сенатор (с 29 мая 1854 года), генерал от инфантерии (с 17 апреля 1858 года), генерал-губернатор Новороссии и Бессарабии (1854-1855), Государственный контролёр России (с 17 апреля 1855 по 6 декабря 1862), генерал-губернатор Юго-Западного края (1862-1865).
.
.
Последние годы своей жизни А. М. Гедеонов провел большей частью в Париже, куда он последовал за французской артисткой, и здесь же скончался в апреле 1867 г. Погребен на кладбище Pere Lachaise.
.
Жена: Наталья Павловна Шишкина (1790-1840)
Гедеонов имел трех сыновей, младший из них - Степан Александрович - был впоследствии известный деятель театра, директор Эрмитажа и Императорских театров..
Здание московского дворцового комендантского управления на Неглинной улице (ныне Манежная ул., №7). Фото 1913 г. П.П.Павлова
(усадьба Гедеонова)
Усадьба А.М.Гедеонова на Манежной улице - хороший образец «послепожарной» Москвы эпохи ампира с двухэтажным главным домом по трассе и служебным корпусом со стороны двора.
Фасад главного дома украшен фронтоном и балконом в сторону Александровского сада.
Важный элемент усадьбы - полуротонда на северо-восточном торце главного дома для зимнего сада. Несмотря на достаточно простые формы оформления усадьбы, можно предположить, что по положению А.М.Гедеонова этот комплекс мог строиться под руководством самого О.И.Бове.
.
Отрадно отметить, что с момента строительства усадьба Гедеонова практически не изменила своего архитектурного облика, за исключением демонтажа и нового строительства одной из построек.
.
Полуциркульная ротонд выходит на въездные ворота, устроенные между самим особняком и жилым флигелем.
.
.
Здание администрация музеев Московского Кремля 1971 - 1972
В 1991-м году постановлением Госкомимущества Советского Союза и Моссовета бывшую усадьбу Гедеонова перевели на баланс музея «Московский Кремль»..
В настоящее время усадьба А.М.Гедеонова передана Реставрационному центру Музеев Московского Кремля.