Дом Нирнзее, Большой Гнездниковский пер., 10

Sep 09, 2020 07:51





Признанный московский небоскреб нач. XX в., здание, во многом предвосхитившее приемы жилого строительства 30-40-х годов. Коридорная система на этажах позволяла разместить большое число разнообразных - одно-двух-трехкомнатных квартир с кухнями-нишами.

До постройки знаменитого дома в Большом Гнездниковском переулке по этому адресу располагалась дворянская усадьба, включавшая как каменные, так и деревянные строения. В 1873-м его очередные владельцы, Кайсаровы, приспособили постройки под комнаты для сдачи внаём, а в мае 1912 года, когда участком владела уже помещица Быстрова, она продала его под застройку архитектору-немцу, обосновавшемуся в России - Эрнсту-Рихарду Нирнзее.



Страстная\Пушкинская\площадь и Тверской бульвар 1920- х гг. Вид на "тучерез"

Городская управа выдала разрешение на постройку девятиэтажного здания с центральным водяным отоплением, архитектор оперативно разработал и предоставил властям проект.




16 мая 1912 г. инженер-строитель Эрнст-Рихард Карлович Нирнзее подал прошение в московскую городскую управу о получении разрешения на строительство  девятиэтажного здания с центральным водяным отоплением  в Большом Гнездниковском пер. Он представил проект доходного дома (где квартиры нанимаются жильцами на определенный срок), в котором могли бы поселиться небогатые люди. Он использовал коридорную систему планировки с несколькими типами малогабаритных (от 28 до 47 м²) квартир.  Уже летом 1913-го дом высотой более 40 метров был почти готов. Сам архитектор в дальнейшем поселился здесь же.



Пушкинская площадь, 1934.

Первая мировая война разрушила планы Нирнзее, связанные с будущим его архитектурного детища. Нирнзее был немцем по происхождению, война с Германией не могла не отразиться на настроениях в обществе. В 1915 г. Нирнзее продал дом банкиру Дмитрию Рубинштейну, известному своими махинациями и связью с распутинской камарильей.

В сентябре 1915 г. в подвале дома открылся знаменитый театр миниатюр «Летучая мышь».







Здание числилось за Рубинштейном вплоть до 1918 г., до начала национализации недвижимости  (покупка дома обошлась Рубинштейну в баснословную сумму - 2 млн 100 тыс. руб. А ведь всего 3 года назад дом стоил вдвое больше!)




До революции дом предназначался в первую очередь для жилья, цены были вполне умеренными, недаром в народе десятиэтажный гигант именовался не только «тучерезом», но и «домом холостяков» (потому что одинокие люди вполне могли себе позволить снять квартиру по средствам), и «домом дешевых квартир». Население дома составляло от 300 до 700 чел.



Реконструкция улицы Горького  1939

На крыше  разместилось в 1916 г. кафе «Крыша», при котором работал «Театр миниатюр с музыкой», но вскоре увеселительные эти заведения были закрыты по причине нарушений правил пожарной безопасности.




После революции  дом национализировали, назвали Четвертым домом Моссовета и переделали в дом-коммуну с собственным правлением, которое занималось всеми коммунальными вопросами и просветительскими мероприятиями.




На крыше появились новый сквер и игровая площадка, спортивный комплекс, велотрек. В 1920-е гг. открылась смотровая площадка, восстановили ресторан, назвав его «Кафе-столовая „Крыша”». В открытом и закрытом залах крутили кино, в 9 вечера начиналось выступление оркестра. Правда, вход на смотровую площадку был платным - стоил 20 коп. С 5 ч вечера лифты начинали принимать гостей, желающих полюбоваться потрясающей московской панорамой.




Среди жильцов 4-го Дома Моссовета, как он стал называться в советское время, надо упомянуть и многих деятелей новой власти - начальника военно-воздушных сил Красной армии П.И. Баранова, командующего морскими силами Э.С. Панцержанского, наркома почт и телеграфа В.Н. Подбельского, коменданта Дома Союзов, будущего директора автомобильного завода И.А. Лихачева  и, наконец, генерального прокурора на инсценированных процессах 1930-х гг., палача А.Я. Вышинского.




Когда началась страшная пора репрессий, треть жильцов была репрессирована, а уцелевшие жили в постоянном страхе. Тем более что соседом их стал кровавый прокурор Вышинский - он поселился на 7 этаже, и в порядке вещей было для него «заглянуть» к матери расшалившегося мальчишки и пообещать отправить ее сына в лагерь.




В 1941 г. началась Великая Отечественная Война. На крыше, где не играл больше оркестр, не шло кино и не танцевали пары, помещался теперь  наблюдательный пункт - центр противовоздушной обороны. За смелость и мужество жители дома (конечно, можно сказать, что и сам дом) были награждены переходящим Красным знаменем.







Майоликовое панно "Лебеди и русалки", худ. А.Я. Головин. 1912 год, Абрамцевские керамические мастерские.










Э. К. Нирнзее

Эрнест Ришард Карлович Нирнзее (вероятно Варшава, Польша 1860 г.- Москва, Россия, 1918 г.) - архитектор и домовладелец, построивший первые «небоскребы» выше 8 этажей в Москве.




Инженер-строитель по образованию, он пробовал себя в разных стилях (эклектика, модерн, неоклассицизм и т.д.). Архитектор пользовался популярностью у заказчиков - в общей сложности он выстроил около сорока зданий доходных домов в центре Москвы.
Однако дом в Большом Гнездниковском оказался заметнее всех остальных его работ. Нирнзее решил построить такое здание, которое по высоте превосходило бы все остальные дома Москвы и в то же время имело бы компактные и очень функциональные квартиры для жильцов-холостяков и молодых семей.  Дом даже считается прототипом советских домов-коммун.

Рубинштейн, Москва, театр, Большой Гнездниковский пер., Нирнзее

Previous post Next post
Up