Признанный московский небоскреб нач. XX в., здание, во многом предвосхитившее приемы жилого строительства 30-40-х годов. Коридорная система на этажах позволяла разместить большое число разнообразных - одно-двух-трехкомнатных квартир с кухнями-нишами.
До постройки знаменитого дома в Большом Гнездниковском переулке по этому адресу располагалась дворянская усадьба, включавшая как каменные, так и деревянные строения. В 1873-м его очередные владельцы, Кайсаровы, приспособили постройки под комнаты для сдачи внаём, а в мае 1912 года, когда участком владела уже помещица Быстрова, она продала его под застройку архитектору-немцу, обосновавшемуся в России - Эрнсту-Рихарду Нирнзее.
Страстная\Пушкинская\площадь и Тверской бульвар 1920- х гг. Вид на "тучерез"
Городская управа выдала разрешение на постройку девятиэтажного здания с центральным водяным отоплением, архитектор оперативно разработал и предоставил властям проект.
16 мая 1912 г. инженер-строитель Эрнст-Рихард Карлович Нирнзее подал прошение в московскую городскую управу о получении разрешения на строительство девятиэтажного здания с центральным водяным отоплением в Большом Гнездниковском пер. Он представил проект доходного дома (где квартиры нанимаются жильцами на определенный срок), в котором могли бы поселиться небогатые люди. Он использовал коридорную систему планировки с несколькими типами малогабаритных (от 28 до 47 м²) квартир. Уже летом 1913-го дом высотой более 40 метров был почти готов. Сам архитектор в дальнейшем поселился здесь же.
Пушкинская площадь, 1934.
Первая мировая война разрушила планы Нирнзее, связанные с будущим его архитектурного детища. Нирнзее был немцем по происхождению, война с Германией не могла не отразиться на настроениях в обществе. В 1915 г. Нирнзее продал дом банкиру Дмитрию Рубинштейну, известному своими махинациями и связью с распутинской камарильей.
В сентябре 1915 г. в подвале дома открылся знаменитый театр миниатюр «Летучая мышь».
Здание числилось за Рубинштейном вплоть до 1918 г., до начала национализации недвижимости (покупка дома обошлась Рубинштейну в баснословную сумму - 2 млн 100 тыс. руб. А ведь всего 3 года назад дом стоил вдвое больше!)
До революции дом предназначался в первую очередь для жилья, цены были вполне умеренными, недаром в народе десятиэтажный гигант именовался не только «тучерезом», но и «домом холостяков» (потому что одинокие люди вполне могли себе позволить снять квартиру по средствам), и «домом дешевых квартир». Население дома составляло от 300 до 700 чел.
Реконструкция улицы Горького 1939
На крыше разместилось в 1916 г. кафе «Крыша», при котором работал «Театр миниатюр с музыкой», но вскоре увеселительные эти заведения были закрыты по причине нарушений правил пожарной безопасности.
После революции дом национализировали, назвали Четвертым домом Моссовета и переделали в дом-коммуну с собственным правлением, которое занималось всеми коммунальными вопросами и просветительскими мероприятиями.
На крыше появились новый сквер и игровая площадка, спортивный комплекс, велотрек. В 1920-е гг. открылась смотровая площадка, восстановили ресторан, назвав его «Кафе-столовая „Крыша”». В открытом и закрытом залах крутили кино, в 9 вечера начиналось выступление оркестра. Правда, вход на смотровую площадку был платным - стоил 20 коп. С 5 ч вечера лифты начинали принимать гостей, желающих полюбоваться потрясающей московской панорамой.
Среди жильцов 4-го Дома Моссовета, как он стал называться в советское время, надо упомянуть и многих деятелей новой власти - начальника военно-воздушных сил Красной армии П.И. Баранова, командующего морскими силами Э.С. Панцержанского, наркома почт и телеграфа В.Н. Подбельского, коменданта Дома Союзов, будущего директора автомобильного завода И.А. Лихачева и, наконец, генерального прокурора на инсценированных процессах 1930-х гг., палача А.Я. Вышинского.
Когда началась страшная пора репрессий, треть жильцов была репрессирована, а уцелевшие жили в постоянном страхе. Тем более что соседом их стал кровавый прокурор Вышинский - он поселился на 7 этаже, и в порядке вещей было для него «заглянуть» к матери расшалившегося мальчишки и пообещать отправить ее сына в лагерь.
В 1941 г. началась Великая Отечественная Война. На крыше, где не играл больше оркестр, не шло кино и не танцевали пары, помещался теперь наблюдательный пункт - центр противовоздушной обороны. За смелость и мужество жители дома (конечно, можно сказать, что и сам дом) были награждены переходящим Красным знаменем.
Майоликовое панно "Лебеди и русалки", худ. А.Я. Головин. 1912 год, Абрамцевские керамические мастерские.
Э. К. Нирнзее
Эрнест Ришард Карлович Нирнзее (вероятно Варшава, Польша 1860 г.- Москва, Россия, 1918 г.) - архитектор и домовладелец, построивший первые «небоскребы» выше 8 этажей в Москве.
Инженер-строитель по образованию, он пробовал себя в разных стилях (эклектика, модерн, неоклассицизм и т.д.). Архитектор пользовался популярностью у заказчиков - в общей сложности он выстроил около сорока зданий доходных домов в центре Москвы.
Однако дом в Большом Гнездниковском оказался заметнее всех остальных его работ. Нирнзее решил построить такое здание, которое по высоте превосходило бы все остальные дома Москвы и в то же время имело бы компактные и очень функциональные квартиры для жильцов-холостяков и молодых семей. Дом даже считается прототипом советских домов-коммун.