Альбом, посвященный постройке Уральской Горнозаводской жд в 1878-1879гг. изданный известной на всю Россию фотографической фирмой "Шерер, Набгольц и Ко" после сооружения линии, не сохранил для потомков имени фотографа. Цветная фотография к тому времени не была еще изобретена, и дух истории для нас воплотился в раскрашенных от рук фотолитографиях. Где-то художник небрежно наложил краски, а где-то дал волю своей фантазии, предоставив возможность зрителю во всей цветовой гамме увидеть живописные уральские пейзажи в сочетании с вновь проложенной железной дорогой.
Станция Архиповка
.
Уральская Горнозаводская железная дорога (УГЖД), первая на Урале, соединила между собой города Пермь и Екатеринбург.
Карта-схема Уральской Горнозаводской железной дороги
Построенная частным акционерным обществом дорога не преследовала цели соединить кратчайшим путём губернский и уездный город. Главной её задачей было обслуживание металлургических заводов Урала.
.
Фотолитографии, представленные в "Альбоме" размещены в географическом порядке. Сначала альбом предлагает совершить путешествие по главной линии УГЖД - от левого берега реки Камы в Перми до Екатеринбурга, а затем по Луньевской ветви от станции Чусовская до пристани Березники. По основной линии поезда начали курсировать с 1 октября 1878 года, а для завершения Луньевской ветви строителям потребовался ещё один год. Для правильного, как раньше говорили в те времена, или регулярного движения дорога была открыта 23 сентября 1879г.
.
В альбом включены снимки жд станций и депо, мостов и насыпей, водонапорных и водоподъёмных башен, паровозов и вагонов, словом,всех тех путевых сооружений и механизмов, которые необходимы для нормального функционирования такого сложного механизма как железная дорога.
.
Ещё более оказалось удивительным так это возможность увидеть первозданную дореволюционную Россию времён царской Империи.
.
Завод Невьянскъ
.
Общий вид Ст. Чусовской
Мост через реку Чусовскую
.
Казармы и переезд близ Верхъ-Нейвинскъ
Насыпь на 212 версте
Символичны названия станций Европейская и Азиатская, построенных по обе стороны условной географической границы между двумя частями света, предложенной ещё В.Н. Татищевым.
Станция Европейская
Станция Азиатская
.
Вот как описывает Е. Янишевский в своей книге "Уральская Горнозаводская железная дорога и Верхотурский край" одну из станций этой линии:
.
"...На станции Кушва, где железнодорожный поезд стоит 20 минут, пассажиры спешат напиться вкусного кофе с отличными сливками и хлебом, который особенно хорошо печёт толстая немка, содержательница буфета, а многие, кроме того запасаются на дорогу ещё и сладкими пирожками, тоже очень вкусными. Надо сказать, что Кушва - кажется единственная станция Уральской дороги, на которой можно выпить стакан кофе или чаю и съесть пирожок, не рискуя получить изжогу на целый день; вообще же буфеты, как и всё прочее на Уральской дороге,обставлены по наружному виду довольно хорошо: везде порядочная посуда и столовое бельё, ряды разнообразных бутылок на столах, неизменные latania в горшках, обёрнутых в бумагу, громадный пузатый самовар, словом, всё как следует на наших железных дорогах. Но что-нибудь поесть в этих буфетах, напиться чаю, который подаётся в виде каких-то сладеньких помоев, - дело рискованное".
Локомотивное депо Екатеринбург
Пассажирские здания на УГЖД как и на других линиях строились по типовым проектам, что существенно удешевляло в итоге строительство. Обилие леса позволяло использовать его в качестве основного материала при сооружении станционных построек.
Станция Невъянскъ
Как это ни странно, но при строительстве дороги 70% рельсов были изготовлены за границей. Они беспошлинно привозились в Россию. И только 30% рельсов, которые славились отличным качеством и прочностью, поставлялись Демидовскими заводами.
У строителя был свой интерес, и он выбрал для постройки не тот рельс, который лучше, а тот, который дешевле. В этом был российский парадокс: на дороге, Проходящей через Уральские горные заводы, Использовались иностранные рельсы...
Каменная выемка на 22 версте
В 1885 году по УГЖД проехал американский журналист, публицист и путешественник Джордж Кеннан. Конечной его целью была Сибирь, в которой он изучал особенности русской ссылки.
Станция Тагил
Вот как он описывает станцию Нижний Тагил в своей книге "Сибирь и ссылка. Путевые заметки" (1885-1886):
.
" Станция Нижний Тагил, уже на азиатской стороне Уральских гор, где мы остановились на полчаса на обед, могла бы составить честь даже лучшей железной дороге Соединенных Штатов. Солидное здание станции, длиной в сто футов или даже более, с дебаркадером в двадцать футов шириной вдоль всего фасада, было со вкусом окрашено в светло-коричневые тона и покрыто листовым железом красного цвета. Стояло оно посередине обширного искусно разбитого парка или сада,на ровной бархатистой земле которого выделялись клумбы с распускающимися цветами под густой листвой грандиозных белоствольных берёз".
Мост через реку Усьву
За более чем 130-летнюю историю УГЖД, которая сегодня является частью Свердловской железной дороги, прошла много этапов своего развития. Многое конечно уже изменилось: линия стала электрофицированной, паровозы уступили место локомотивам нового поколения - электровозам. Увеличилась скорость движения поездов,ускорился темп жизни. Уже сегодня решается вопрос о движении между Екатеринбургом и Нижним Тагилом.
Станция Тарасково
Но благодаря бережно сохраненному "Альбому" можно совершить завораживающее путешествие в прошлое, в XIX век по Уральской Горнозаводской железной дороге и почувствовать тот самый ушедший навсегда в небытие дух первозданной царской России.
Станция Усьва
Мост через реку Койсву
Станция Губаха
Станция Березники - конечная точка нашего путешествия во времени...
Пристань Березники
источник
Заповедная магистраль