Кому в Перми нужны болельщики

Feb 07, 2015 14:53

В Перми несколько профессиональных спортивных клубов. И подходы к болельщикам (потенциальной и реальной целевой аудитории) в этих клубах очень сильно разнятся. Сегодня хотел бы поделиться своим видением на эту тему, сравнив ФК "Амкар" и БК "Парма".



Если рассматривать ПСК (профессиональные спортивные клубы) как самостоятельную хозяйствующую единицу, то стратегической коммерческой целью их должно стать зарабатывание финансовых средств (проще говоря денег). Это вполне объяснимо и понятно, поскольку участие в российских первенствах требует больших финансовыхх вливаний. Так как большинство клубов сегодня не зарабатывают, а живут на финансовые вливания со стороны (бюджетные средства, частные инвестиции), то риск распада таких ПСК (в случаях сокращения бюджетных дотаций или отказа инвесторов/спонсоров) становится крайне велик. Но даже сейчас, осознавая, что пока есть финансовые вливания можно стремиться к зарабатыванию денег собственными силами, практически ни одно ПСК (за редким исключением) не стремиться увеличить число клиентов болельщиков, ни пытается повысить капитализацию клуба. И если капитализация может еще и вырасти (за счет прогресса и повышения трансферной стоимости отдельных игроков), то работа с болельщиками стоит отдельной темой.
Вот пример того, как в одном случае борятся за болельщиков, а в другом - о посещаемости матчей сильно не переживают.
Футбол в Перми представлен местным клубом "Амкар", который играет в РФПЛ (в высшей футбольной лиге России). Баскетбол же после распада известного клуба "Урал-грейт" вообще отсутствовал некоторое время, пока не появился новый клуб "Парма", сумевший за несколько лет дойти не только до уровня суперлиги (вторая после ВТБ лига по значимости), но и собирать в условиях ограниченности вливания финансов в продвижение аудиторию сравнимую с аудиторией, которая собирается порой на футбольном стадионе "Звезда". Как это получается?
1. Сервис. Театр начинается с вешалки, а спортивное мероприятие с парковки. Возле СК им. Сухарева (СКимС), где базируется БК "Парма", есть удобная парковка, которой хватает даже в дни аншлагов. Возле стадиона "Зведа", где играет ФК "Амкар", перед матчем существует одна большая проблема - где оставить машину. Парковок организованных там нет и руководство клуба и стадиона эту проблему не решает ни коим образом, хотя возможности и площади под это имеются.
К сервису можно также отнести систему питания. В СКимС помимо буфетов, справляющихся со своими функциями в момент ажиотажа, стоят и автоматы, в которых можно приобрести питьё и снеки, что существенно помогает в моменты пика. На "Звезде" на весь стадион стоят 5-6 точек с пирожками сомнительного качества. При этом точки питания не справляются за время перерыва с пиковыми нагрузками.
Точки для продажи атрибутики у футбольного клуба перед матчем просто отсутствуют. Ее (атрибутику) можно приобрести в кассах стадиона, но учитывая очереди перед матчами сделать это бывает не очень удобно. В СКимС есть специальные торговые точки в холле с атрибутикой, где без труда и даже больших очередей можно приобрести атрибутику "Пармы".


2. Ценообразование. Билеты на баскетбол (в тепле и уюте) стоят от 100 до 250 рублей, а для фанатов (состоящих в клубе) и вовсе бесплатно. На футболе билеты стоят от 100 до 300 рублей. Однако половина футбольных матчей в сезоне проходит при неблагоприятных футбольных условиях (дождь, холод, солнце в глаза на восточной трибуне и т.д.) и сидячие места порою загажены чем-то (ну например, птичка "накакала") либо неприглядного вида.
3. Работа с местными журналистами, создающими информационный фон клубу. На "Звезде" количество мест, предназначенных для прессы крайне ограничено. Те, кто смогли попасть в ложе прессы, теснятся как сельди в бочке, те же, кто "не влез в бочку", сидит вместе с рядовыми болельщиками, не имея технической возможности оперативно писать о происходящем на поле. Пресс-служба "Амкара" в момент матча очень напряжена и занята какими-то вопросами, что контакта с местными журналистами почти не никакого не имеет.  В СКимС журналисты не только очень близко находятся рядом с площадкой, но и находятся в тесном контакте с пресс-атташе клуба. Более того, после каждой четверти пресс-атташе лично приносит оперативную статистику по ходу матча, создавая все условия для плодотворной работы журналистов. Кроме того, незадолго до матчей пресс-атташе "Пармы" рассылает журналистам приглашение-напоминание о матче, чего не делает коллега из "Амкара". Я думаю, что теперь вы можете себе представить какой информационный фон каждый из клубов получит на выходе.
4. Работа с семейной аудиторией (как ниболее перспективной с коммерческой точки зрения). На футбол обычному болельщику очень сложно прийти с ребенком. Дело в том, что на футбольных трибунах вполне нормальным считается курение, мат. Кроме того погодные условия обычно не сильно располагают приобщению детей к футбольному празднику. На баскетболе же дети не только не испытают все вышеописанные прелести, но и смогут перед матчем раскраситься в клубные цвета, но и поиграть с аниматорами, не отвлекая родителей, если баскетбол их пока не впечатлил.



Конечно же существует множество параметров, по которым можно сравнивать подход этих двух разных ПСК. Однако уже по ним видно, что в одном случае клуб борется за болельщиков, находится в развитии, пытается находить собственные варианты зарабатывания, а в другом случае клуб живёт по накатанной (на бюджетные дотации), не пытаясь оптимизировать свои собственные ресурсы, чтобы повысить интерес аудитории и соответственно заработать. Один только тот факт что БК "Парма", созданная недавно и имеющая ограничения по вместимости зала, и ФК "Амкар", давно известный клуб РФПЛ с достаточно большим стадионом, собирают соизмеримые по количеству аудитории говорит о многом.
Даже на своём примере могу рассказать, что всегда интересовался футболом и был холоден к баскетболу, но в Перми хочется идти именно на баскетбол и совсем не тянет на футбол (тем более что даже зрелищности игры там на сегодня тоже не видно). И вот так каждый потенциальный болельщик в итоге голосует рублем.
Конечно жаль, что на сегодня среди всех отечественных ПСК больше таких клубов как "Амкар", чем таких как "Парма".

футбол, Пермь, Маркетинг

Previous post Next post
Up