По Красногвардейскому укрепрайону. Рубеж, где отчаянно сражались за Ленинград. Ч.1.

May 09, 2018 11:00


7 мая 2018 года мы совершили однодневный поход по Красногвардейскому Укрепрайону, пройдя его часть, что идет вдоль реки Ижоры.
Красногвардейский Укрепрайон - место очень важное в истории Ленинграда. Здесь шли жестокие оборонительные бои в течение трех недель, с 21 августа 1941 года по 16 сентября. Из-за упорного сопротивления советских солдат и ополченцев на Красногвардейском рубеже Гитлер был вынужден отказаться от штурма города, выбрав вместо этого блокаду. Это позволило спасти сотни тысяч жизней, а также уберечь город от полного разрушения.

Далее - фотоотчет о нашем походе, с небольшими историческими сведениями о тех местах, где мы бывали.





1.Жбот в Лукашах

Маршрут наш начался от деревни Лукаши, что расположена на берегах реки Ижоры. Сюда можно доехать автобусом номер 545 от метро Московская, но этот вариант я отверг, так как ехать около часа, а автобус маленький, да еще день жаркий и душный, в общем,  это лишь отняло бы силы. Поэтому мы доехали до Павловска (20 минут на электричке от Купчино), а оттуда 529 автобусом до Лукашей (22 минуты). По стоимости вышло: 41 руб электричка + 22 руб автобус.



Первым нашим объектом был ЖБОТ (железо-бетонная огневая точка) в глубине деревни Лукаши, возле местного завода. Он зарос кустами, рядом кучи земли, стройматериалов, недалеко мусор, в общем - исторический памятник находится в не очень хорошем состоянии. Но пока еще доступен для нормального осмотра. На фото видно, что с двух сторон он прикрыт землей (обвалован) - это делалось для того, чтоб уменьшить риск попадания в него снаряда.



Железобетонные огневые точки отличались от долговременных огневых точек - ДОТов - тем, что их хватало ненадолго, часто на один бой. Они защищали от пуль и осколков снарядов, но не защищали от попадания целого снаряда, в то время как ДОТ их выдерживал. Поэтому ЖБОТ хорош был, чтоб выдержать обстрел пехоты, в крайнем случае - против легких танков. Внутри сидел пулеметчик, иногда двое, и через амбразуру вел огонь по наступающему врагу.



Выходим глянуть на реку Ижору. Переправу через нее охраняли бойцы укрепрайона, а также приданные им в помощь танки. Река мелкая, каменистая, но под огнем пулеметов и орудий - переправиться через нее было не так легко, поэтому она служила естественной преградой. К тому же, в 1941 году она была полноводнее. Сейчас она мельче засчет того, что много воды уходит в поля. Раньше все реки были больше и глубже, так как забор воды был намного меньше.



Ижора здесь чистая и живописная. Вполне приятная речка. Дальше она пройдет через город Коммунар, через деревню Федоровское с ее огромными навозными полями ,си к моменту подхода к городу Колпино - это уже грязная зловонная река. Но здесь она еще вполне симпатичная.



2.Жбот в поле за Лукашами

Возвращаемся на шоссе. проходим километр в сторону Павловска, откуда приехали. 6 мая, а поля покрыты зеленой сочной травой! В то время как на севере Ленобласти она едва-едва появилась. Но здесь другой климат, много солнца, и поэтому зелень тут появляется очень рано, и в больших количествах.



Следующий ЖБОТ расположен за холмом, с поля его почти не видно. Холм немного скрывает это место от солнца, поэтому здесь и зелень не такая еще густая. Через бетонное укрепление проросли кусты, природа берет свое...



Этот ЖБОТ немного другой конструкции, нежели предыдущий, но точно так же собран из отдельных деталей, словно конструктор. На место привозили готовые бетонные блоки, а из них уже собирали укрепление. В предыдущем ЖБОТе были более округлые детали, а тут более угловатые и прямые.



У ЖБОТа нет крыши, видимо она была повреждена в ходе боев.
Отдельные блоки ставились друг на друга, а для прочности - скреплялись металлическими стержнями.



Спереди у ЖБОТа бетон вдвое толще, чем сзади. Передняя стенка иногда еще могла выдержать попадание снаряда. Задние стенки закрывали лишь от осколков снарядов, которые падали сзади, разрываясь там.
Достоинством железо-бетонных огневых точек такого типа было то, что их собрать и установить можно было довольно быстро, тогда как строительство ДОТа занимало больше времени. Но основную часть укрепрайона составляли не бетонные конструкции, а ДЗОТы - деревянно-земляные огневые точки, собранные из бревен, и прикрытые сверху землей. Они делались еще проще. Кроме того, было много орудийных позиций, вообще никак не прикрытых, а просто заглубленных в землю. Надо вспомнить, что строительство Красногвардейского УР началось летом, когда немцы уже подходили к границам Ленинградской области, и шло тогда, когда их сдерживал героически Лужский рубеж. Поэтому основательную оборону тут построить не могли.



Делаем привал. Идти до следующего объекта долго, надо набраться сил.



3.ДОТ на опушке леса в Корпикюля

Проходим по шоссе на запад, потом по грунтовой дорожке, что идет по полям, на север, выходим к лугам на северо-востоке от деревни Корпикюля, с трех сторон окруженных лесом. Здесь трава еще сочнее и зеленее.



Очень непривычно видеть такое зеленое богатство в первые дни мая. На Карельском перешейке травка совсем маленькая в эти дни, а тут уже приличной высоты.



В центре луга - ДОТ. Идем к нему.



Надо отметить, что несмотря на сжатые сроки строительства, ДОТы построены очень добротно. Бетон толстый, мощный, сходу не пробьешь. Напомню, что все это было возможно лишь потому, что героически сражался Лужский рубеж, задержавший немцев на целых 45 дней. В итоге они вышли к Красногвардейскому укрепрайону лишь 21 августа, а могли быть на месяц раньше. Это бы стало катастрофой не только для Ленинграда, но и для всей страны, потому что следом за ним пала бы Москва, а потом и другие города. Лужский рубеж, а за ним и Красногвардейский - оказали сильнейшее сопротивление немцам, которое повлияло на ход всей войны.



Впечатляет толщина бетона сверху. Мощное укрепление. Но огневая мощь ДОТов здесь скромнее, чем у аналогичных на Лужском рубеже (куда вошли ДОТы Кингисеппского УР) или на Карельском УР. Амбразура для пулемета или небольшого орудия лишь одна, а там их бывало от 2 до 5.



У знатока фортификации Алексея Госса на его сайте "Северные Крепости" было написано, что всего на этом рубеже было построено 62 таких ДОТа. Остальные огневые точки были ЖБОТы и ДЗОТы, то-есть менее мощные и живучие. Но каждый такой ДОТ был мини-крепостью, и взять его немцам было трудно. Часто гарнизон сражался до конца, а когда кончались боеприпасы - взрывал себя гранатой, чтоб не попасть в плен.

Хотя, если честно, это ситуация не нормальная совершенно. В других армиях солдаты сдавались в плен, выживали - и это было правильно, после войны они возвращались к своим, и их встречали как героев. Это никак не делало хуже их стране. В Российской Империи попасть в плен тоже не было позором. Наоборот, вернувшись из плена, люди участвовали в восстановлении страны после войны, учили военному опыту новобранцев. А у нас - старались убить себя, чтоб этого избежать. Причины тому были две: первая - зверское отношение нацистов к пленным советским солдатам, особенно евреям и коммунистам, вторая - свинское отношение к тем, кто попал в плен со стороны уже нашей власти. Их объявляли предателями, а их семьи лишались пайка, что могло значить голодную смерть.



У этого ДОТа почти нет повреждений. Это связано с тем, что противник , упершись в Красногвардейский укрепрайон, и получив отпор, начал замыкать сначала блокадное кольцо вокруг Ленинграда, перерезая все дороги, что связывали его с остальной страной. Завершив это, немцы взялись снова за прорыв рубежа, но не смогли это сделать во всех местах, а собрали ударную мощь в районе Красного Села , где и прорвали оборону. После этого остатки уцелевших частей были выведены в сторону города Пушкина, чтоб оборонять Ленинград на следующем, последнем рубеже, что проходил через Пулковские высоты.



Внутри ДОТ затоплен весенними водами. Поэтому смотрим, но не заходим.



Фигура на крыше позволяет понять размер постройки



Здесь стоял пулемет, стрелявший по немцам.



На крыше - остатки вентиляции. Без нее после первого же выстрела ДОТ заполнялся дымом, и дышать было дальше трудно. Поэтому вентиляционные системы обязательны для всех ДОТов. (В ЖБОТе амбразуры шире, там проветривалось все естественным путем. Но и солдат в итоге был защищен хуже)



Привал перед дальнейшим путем. Набираемся сил. Когда чаще пьешь чай и кушаешь, то пройти можно любое расстояние, почти не устав.



4.ДОТ в середине Корпикюля

Следующий ДОТ будет в середине деревни Корпикюля, за зданием заброшенного магазина. Идем по деревне, удивляя местных жителей, которые работают на грядках в это время. Им непривычно видеть здесь туристов.

По пути попался колодец с холодной водой, которую все с удовольствием попили. Очень кстати, потому что день выдался солнечный и жаркий.



Фотографирую пруд с ряской. Лед недавно сошел - а он уже полностью зарос! Как же быстро сюда пришло лето!



А вот и ДОТ. Сзади видно кусочек здания белого цвета - это умерший магазин. Амбразура ДОТа прикрыты старой травой, но вблизи я снимать не стал, потому что они заложены кирпичем. Местные использовали ДОТ как хранилище для продуктов, поэтому и заделали окошко.



Этот ДОТ в стороне от всех дорог, поэтому никто здесь не поставил табличек, что это памятник истории. А надо бы, пока его не начал какой-нибудь свин использовать как помойку. Может сами этим потом и займемся...



Рядом с ДОТом старинные фундаменты финских домов. Этот выложен известняком, но были два, что выложены булыжником. Во время войны их могли использовать как окопы. Хотя тогда, возможно, дома вообще еще были целы. Когда их разрушили, мы не знаем.



Этот ДОТ не затоплен, можно зайти внутрь. Железную дверь не украли, что тоже радует.



Заложенная кирпичем и утеплителем амбразура



@

#фортификация, #Красногвардейскийукрепрайон, #Ленинградскаяобласть, #ВеликаяОтечественнаявойна

Previous post Next post
Up