Вдали появляются деревянные постройки поселка. Это Ховд Сум. Надо включить камеру ГоПро, установленную на кронштейне на переднем крыле. Протягиваю вперед руку... Пытаюсь нащупать камеру... Но её нет! Совсем нет! Остался лишь обломок кронштейна. Что же делать?..
На карте памяти в камере много несохраненных в компьютер видеофайлов. Да и саму камеру жаль! Принимаю решение - буду возвращаться, искать! Когда же она отвалилась? Сколько возвращаться по такому монгольскому отсутствию дорог? Вот тебе и осуществление моих планов на максимальный дневной пробег... Грустно. Вспоминаю, что делал фото мотоцикла у озера, до которого 47 км. Просматриваю кадры - камера на них еще на крыле. Более поздних фотографий не было. Делать нечего, буду возвращаться в поисках камеры до того красивого водоема. Вспоминаю, что навстречу проехали 2-3 мотоциклиста и столько же автомобилей. С надеждой, что камеру никто чужой не обнаружил, разворачиваюсь.
Сложности в поиске придавал факт многополосности здешних дорог. По какой из них я ехал? С таким сумбурным набором мыслей старался выбирать именно ту колею и ехал именно с такой скоростью, чтобы не пропустить в песке, камнях или траве маленький серебристый корпус и при этом не слишком много времени потратить на поиски. Тщетно всматриваясь в неровности дороги, предметы на обочинах, добрался до холма, с которого уже виднеется озеро. До него не более 5 км. Неужели камера ушла с концами? Расстраиваюсь еще больше... [Нажмите, чтобы прочитать далее...] И, о чудо! Вижу камеру, открыто лежащую в песке. Как только ее не заметили водители встречного транспорта?!
Позитивное настроение вновь возвращается. Прячу ГоПрошечку в карман под замок и уже по знакомому маршруту снова отматываю те же, почти 40, километров до Ховд. На поиск и возврат потратил не менее трех часов. Но не расстраиваюсь из-за этого. Главное - камера снова со мной. Возможно, всевышний этими обстоятельствами хотел меня от чего-то уберечь, либо добавить переживаний в мои приключения, либо чему-то научить.
Фотографирую Ховд Сум. Народ словно весь вымер - ни души на улице. Ищу выезды.
С одной стороны - болотистые заливные луга, с другой - горы. Пробираюсь между ними напрямки по целине.
Небольшой подъем с глубоким песком и камнями. Минут через 20 выбираюсь на вершину, откуда вижу искомую грунтовку. Продолжаю движение. Следующая станция - Омногов Сум.
Но только я начал привыкать к режиму ускоренного передвижения по монгольскому бездорожью, как столкнулся с очередным препятствием. Несколько неглубоких ручьев преградили мне путь. Преодолел их без особых трудностей.
После пытался ориентироваться по многочисленным следам от колес авто, которые метров через 500 привели меня на производственную площадку, где, судя по всему, изготавливали железобетонные комплектующие для будущего моста. "И зачем здесь мост с такими большими пролетами? Ручьи ведь совсем мелкие!" - подумал я.
Через минуту увидел, зачем! Это была неширокая, но очень быстрая горная речка. Вода - ледяная, глубина - менее метра. Но русло реки сплошь было усыпано малыми и большими валунами, неудачно столкнувшись с которыми можно легко завалить мот набок - утопить и его, и вещи, и самому промокнуть. Открывать купальный сезон в горных речках Монголии очень не хотелось )). Да и никто меня не предупреждал о необходимости прохождения такого препятствия на этом маршруте.
Проехал чуть вверх по берегу реки, увидел перекат - к нему вели следы какой-то техники. Значит, и мне туда! По мелкой воде выехал на небольшую косу. Далее предстояло преодолеть основное русло быстрой воды. Ширина - не более 15 метров. На том берегу картина такая: дальше всех стоит грузовик, чуть ближе - паркетный белый внедорожник (тем контрастнее смотрится под ним большая черная лужа моторного масла - результат неудачного форсирования такого, на первый взгляд, несложного водного препятствия), еще ближе к воде - серый микроавтобус, около которого стоят несколько человек, еще двое мужчин сидят на берегу, разувшись и окунув ноги в воду, - все отрешённо и грустно смотрят в быструю речку. Было понятно - не решаются на форсирование!..
Мне же сидеть некогда. Время неумолимо приближалось к вечеру. А ехать еще очень далеко... Решился! Отправляю на "разведку", по воздуху, свои мотоботы на тот берег: для дополнительной массы добавил по увесистому камню внутрь каждого ботинка, затем сделал сильный взмах и запустил их по очереди. Люди на том берегу оживились - им явно было интересно, что будет дальше.
Боты удачно приземлились в запланированном месте. Я же, босиком, подвернув штаны, отправился искать самую безопасную траекторию для пересечения речки. Как говорится,"не зная броду, не лезь в воду!" Выбрал самое широкое место: здесь глубина была явно меньше, а течение - чуть спокойнее. Заодно перетащил рюкзак и сумку, чтобы облегчить мот. Вернулся за своей "Хондой". Затем без особого труда преодолел препятствие, лишь один раз забуксовав на скользких подводных камнях. Сам шел пешком, держался за руль, плавно подгазовывая и подрабатывая сцеплением.
Мой успех, наверное, положительно повлиял на решимость водителя и пассажиров бусика. И пока я обувался и навьючивал поклажу, они тоже ринулись в пучину. Все пассажиры отчаянно помогали небольшому авто преодолеть подводные валуны, толкая сзади, но колеса проворачивались, буксовали, всё глубже закапываясь в каменистое дно... В конце концов им удалось дотолкать своего "верблюдика" до противоположного берега.
На этом представление не закончилось. Буквально через пару минут после преодоления бусиком речки, на том же берегу нарисовался минскоподобный китайский мот. На нем - двое щуплых наездников. Мы все невольно заинтересовались - и что они будут делать?! А те, даже не слезая с мота и не разуваясь, влетели в воду. Когда заднее колесо начинало буксовать, пассажир подпрыгивал на своем сиденье, стараясь максимально раскачать заднюю подвеску. Слабый мотор их мотоцикла радостно повизгивал - при этом они достаточно быстро двигались вперед. Еще десяток секунд, и они уже на суше! Довольные собой, заставив улыбнуться всех зрителей вокруг, "джигиты" быстро умчались вдаль по грунтовке.
И чем дольше я находился на монгольской земле, тем больше удивлялся тому, как местные виртуозно ездят на этих китайских дырчиках, в любую погоду, по любому покрытию (камни, песок, грязь, глина) и в любом состоянии легкого опьянения... При чем комплекция, пол или возраст монгольского наездника не особо влияют на уровень мастерства владения малокубатурным мотоциклом. Этим монголы напомнили мне лихих казахских степных мотоциклистов, быстро катающих по пыли и песку Аральской пустоши на своих стареньких "планетах-иж"...
После переправы дорога была каменистая, с трамплинами. Мот сильно подбрасывало и трясло. В какой-то момент я стал замечать необычное поведение мотоцикла. Его болтало из стороны в сторону, а заднее колесо на приземлениях стало сильно тереть о пластиковое крыло и усилители подрамника. Остановился. Обратил внимание на увеличившийся зазор между сиденьем и бензобаком. Дальнейший осмотр выявил причину - лопнули две трубки подрамника, и, как следствие, корма чуть отошла назад, а мот просел, уменьшив клиренс. Не прошла даром для японотехники тряска в Казахстане и на Памирском тракте! Вероятно, именно поэтому тогда, на российско-монгольской границе, мот упал вправо, уничтожив при этом ветровое стекло, правое зеркало и АйПад в держателе около приборки... Что делать?! До населенного пункта еще далеко. Придется ехать аккуратнее, чтобы дотянуть. Я расстроен!..
Ехал вперед, стараясь думать только о позитивном, представлял себя преодолевающим на мото бездорожье и полуразрушенные деревянные мосты БАМа, опасные перевалы и прижимы Колымы с её пыльными дорогами, катающим по огромному и прекрасному острову Сахалин. Доеду ли? Как это будет? Какие выпадут испытания? Как защититься от медведей? Иногда вспоминал дом, своих близких, друзей, службу в армии. Много разных мыслей было. Попутно осматривал пейзажи загадочной Монголии, картинки которой очень часто сильно дрожали из-за неровностей грунтового многополосного местного автобана. Очень редко встречались измотанные временем указатели, с помощью которых было ничуть не легче выбирать одну, правильную колею, из десятка наезженных в разных направлениях.
Немного успокаивало наличие на них названия именно того населенного пункта, куда хотел добраться, и информации об оставшемся расстоянии до той или иной точки...
В Омногов я въехал почти одновременно с касанием заходящего вечернего солнца линии гор. Нашел в поселке место, похожее на центр. Широкая грунтовая площадка, вдоль левой границы которой стояли несколько ветхих магазинчиков. Захожу в продуктовый. Молодая продавщица уже собирается закрывать...
Прошу продать мне молоко, воду и пряники. После расчета тугриками вместе выходим на улицу. Она прикрывает внутреннюю, затем внешнюю дверь и пытается навесить замок в проушину. В этот момент дверь падает на нее, так как она уже давно сорвана с петель. Гвозди торчат в разные стороны. Монголка смеется и просит меня ей помочь. Несколькими ударами ногой мне удается посадить полотно легкой двери на место, девушка навешивает замок, но при этом с другой стороны дверь можно легко открыть, из-за незакрепленных петель.
Подробно рассказываю для того, чтобы у читателя яснее сложилась картинка монгольского бытия: дорог нет - одни направления, большое количество ветхих жилых зданий, территория дворов которых обычно огорожена необработанными досками-горбылем или же глиняными блоками. Видел даже забор из стеклянных бутылок, скрепленных глиной.
Из транспорта - в основном китайские мотики, похожие на наш "Минск". На пастбищах вокруг пасется большое количество коз, овец или коров. Пастухи на лето выбираются из своих стационарных жилищ на пастбища вместе с семьями. Устанавливают юрты, подключают солнечные батареи с накопителем энергии и спутниковые тарелки. Иногда я подъезжал к юртам, чтобы уточнить маршрут. И, независимо от наличия языкового барьера, почти всегда удавалось получить необходимую информацию и верный вектор направления движения - по взмаху руки...
После быстрого перекуса у магазина направляюсь на дозаправку. От Омногов до деревни с названием, как у первого города, - Ульгий (либо Ольгий), уже не так далеко, а там останется только перемахнуть через гору, подвернуть правее, и, возможно, через несколько часов уже буду в Наранбулаге, где я планировал встать на ночлег. По стиральной доске рыхлой грунтовки проехал мимо красивого озера, на нем - перелетные белые птицы.
Небо озарилось багряным светом заката. Моя тень с мотоциклом уже была максимально длинной и вот-вот должна была совсем пропасть. Вместе с приближением сумерек становилось прохладно... И тут я увидел впереди одиноко стоящий мотоцикл. Подъехал ближе - прямо на дороге лежит человек в монгольском халате, рядом с ним - любимый головной убор монголов: шляпа. Чуть в стороне - пустая бутылка из-под водки. Спешиваюсь. Растолкал спящего, попытался объяснить, что ему уже пора домой, так как скоро наступит холодная ночь. Не стал дожидаться, пока он раскачается, - продолжил свой путь...
Впереди, под горой, вижу очередной поселок. Справа в паре километров - юрта. Я к ней. Здесь резвится целая орава детей разного возраста. Увидев меня, они раскрывают рты, явно заинтересовавшись.
Из юрты выходит мужчина. Уточняю у него дорогу на Наранбулаг. Показывает влево, за поселок и в гору. От юрты к поселку решаю немного срезать - двинул напрямую по целине. И попал на поляну с полуметровыми близкостоящими холмиками, поросшими травой. После пятиминутной чехарды уперся в неширокий ручей. Был риск завязнуть в мокром грунте, поэтому пришлось развернуться и выехать на ту же грунтовку, по которой приехал к юрте. Хотел сэкономить немного времени, а получилось - как всегда!..
Сразу за деревней увидел грунтовку, витиевато уходящую на гору по овражку. Забрался наверх...
Стемнело. Еду по колее от авто с рыхлым грунтом. Лишь бы не уехать туда, куда мне не нужно! Старался ориентироваться по зареву от завалившегося за горизонт солнца: примерно там - запад, и по ясному ночному небу, найдя на нем Полярную звезду.
Уже говорил ранее, что большинство мотопутешественников опасаются ездить в темное время суток и встают лагерем еще до заката. Тем самым они лишают себя огромного удовольствия любования дорожными пейзажами во время красивейших закатов и рассветов. Мне же это время особо нравится в путешествии. Впадаешь в какое-то неописуемое состояние транса, как будто плавно перемещаешься в параллельную реальность. Да, ты сидишь на мотоцикле, всё так же, как и днем, едешь, но, по ощущениям, это совсем другое. Ты сливаешься с мотоциклом, природой, утопаешь в глубине непрерывного потока своих мыслей. И иногда возникает ощущение, что ты видишь всё это со стороны, а иногда - как будто ты сидишь в современном кинотеатре и смотришь реалистичный приключенческий фильм 7D... В фильме множество спецэффектов - и ветер, и дождь, и тряска от дорожных неровностей, и вибрации от урчащего одноцилиндрового мощного двигателя, и голоса степных хищных птиц... Вверху, над головой, - бездонное черное небо с мириадами больших и малых звезд и светлой широкой полосой Млечного пути... Это и есть - счастье путешественника, когда испытываешь все эти чувства и любуешься красотами окружающей природы, городов, стран...
Напомню, что моей целью прибытия сегодняшней ночью был поселок Наранбулаг. Там я планировал заняться обслуживанием и ремонтом мотоцикла, а заодно - чуть отдохнуть. Главное - не заблудиться теперь в ночной межгорной монгольской степи. В какой-то момент звезды и интуиция мне подсказали, что необходимо повернуть вправо. Вспомнил, что с собой есть навигатор "Гармин", но он был без карты Монголии. Что-то он мне должен был всё равно показать?! В большой багажной сумке нашел его, то и дело озираясь по сторонам - вдруг волки или другие хищные звери... Включил устройство, спутники найдены... Походил чуть вокруг мотоцикла - курсор указателя крутится вместе со мной. Это радует. На дисплее видны границы Монголии и два больших озера - Хяргас-Нуур и Хубсугул Нуур. Помню, что около западной окраины первого как раз и находится Наранбулаг. Выбираю приблизительное направление на северо-западную окраину озера и выдвигаюсь далее по маршруту. Чуть позже выскочил на накатанную колею, попытался ехать по ней. Но из-за рыхлости почвы, похожей на сухой песок, ехать по ней было тяжело.
Принял решение двигаться параллельно этой грунтовке, чуть в стороне от нее. Мотоцикл стал чувствовать намного увереннее, без заносов и сильных пробуксовок, но иногда попадались кочки, ветки, мелкий кустарник и пустые бутылки. Вскоре увидел далеко впереди горизонтальную полоску света, очень похожую на линию столбов освещения - скорее всего, это и есть посёлок. Ориентируюсь на него. Проехал час - полоска практически не приблизилась. Еще час - она немного увеличилась в длине, но я к этому времени начал беспокоиться, почему так долго еду?! Не ночной мираж ли это? Вдруг от усталости и монотонности движения у меня уже начались видения? ))
Дорога почему-то повернула вправо градусов на 70. Странно! А как же огни? Чувствую, что мне нужно именно к ним! Качество грунтовки изменилось с песчаного на глиняное неровное покрытие с трамплинами, камнями, а иногда - поперечными промоинами. Казалось бы, дорога стала хуже, но зато она меня взбодрила, прогнала дрёму. К тому же огни заметно вытянулись по горизонтали - точно, фонари уличного освещения. Чуть в стороне навстречу мне проехали двое на китайском легком мотоцикле. Присмотрелся по направлению их движения. Вдали виднеются несколько еле заметных светлых пятен от юрт.
Продолжаю движение по грунтовке. Наконец-то она начала плавно поворачивать в сторону светящейся линии уличных фонарей. Еще через полчаса стали различимы очертания поселка. Преодолел неглубокий длинный овраг, который, возможно, был когда-то рекой.
А вот и сам поселок. Асфальта в нем нет совсем. Здания одно- и двухэтажные. Жилые участки с домами и юртами традиционно огорожены деревянным высоким забором из дешевых досок. Выезжаю на обширную грунтовую площадь. Внимание привлекает часто моргающая яркая реклама, закрепленная высоко на административном двухэтажном здании. Вдоль заборов к нему проложен бетонный узкий тротуар. Есть ли здесь гостиница? На улице - никого. Спросить не у кого. И только я так подумал, как вижу - по тротуару в мою сторону движется мужчина. Его майка вздернута вверх большого голого пуза. Он явно чуть навеселе. Подъезжаю вплотную. Задаю вопрос про гостиницу. Монгол достает сотовый телефон и, несмотря на время - далеко за полночь, принимается кому-то звонить.
Минут через пять он уже провожает меня в сторону гостишки, которая была в ста метрах от нас. Здание гостиницы напоминает одноэтажный длинный барак. Вход с торца, с высоким деревянным крыльцом. Нас встретили двое - мужчина и женщина. Ценник озвучили очень гуманный. Спросил у них, где лучше поставить мот. Ответили: "Или на улице, или закатывайся внутрь, если сможешь..." Внутри побезопаснее будет, в любом случае! Поэтому быстро скидываю скарб, отстегиваю одну из желтых боковых сумок, так как с двумя в дверь точно не пролезу. С разгона запрыгиваю на крыльцо, а затем и на высокий порог. Еще пять минут, и мот запаркован мордой к выходу в коридорчике прямо у двери моего спального номера.
Хозяйка принесла белье и предложила монгольский чай. Сразу оговорюсь, что на наш чай этот напиток совсем не похож. Это, скорее, соленый молочный напиток. После быстрого чаепития застилаю постельное белье, укладываюсь не раздеваясь, из-за усталости, и крепко засыпаю под звонкое жужжание десятка комаров...