Что даст России законопроект «О научной, научно-технической и инновационной деятельности в РФ», работа над которым началась в Госдуме? Удастся ли в ближайшем будущем воплотить в жизнь амбициозные планы по импортозамещению в различных отраслях промышленности? Об этом «Парламентской газете» рассказал первый заместитель председателя Комитета Госдумы по науке и наукоёмким технологиям Владимир Кононов.
- Владимир Михайлович, недавно прошло очередное заседание рабочей группы по законодательным инициативам в сфере инновационной политики при председателе Государственной Думы. Основной темой обсуждения стала концепция Федерального закона «О научной, научно-технической и инновационной деятельности в РФ». Когда документ должны внести в Госдуму?
- Планируется, что работа над ним продлится ещё около года. Законопроект будет внесён в Госдуму в конце 2016 или в начале 2017 года. Тот закон, по которому мы сейчас живём, был принят больше 20 лет назад. За это время многое изменилось и в науке, и в России, и в мире. Изменилась сама инфраструктура научной деятельности в нашей стране. Созданы новые фонды, к примеру, Российский научный фонд, который занимается грантами для поддержки наиболее перспективных проектов в сфере фундаментальной науки, Фонд перспективных исследований для поддержки высокорискованных разработок, в том числе в интересах оборонного сектора. Не будем забывать, что два с лишним года назад прошла реформа РАН и создано Федеральное агентство научных организаций (ФАНО), то есть та структура, которая должна обеспечивать работу учёных. И нам нужен новый закон, в который «впишутся» все эти организации. К тому же необходимо, чтобы учёные получили большую свободу творчества. Пришло время на новом уровне обеспечить законодательную поддержку научной деятельности, продумать, как в минимальные сроки воплощать инновационные разработки в жизнь. Наука для того и существует, чтобы делать жизнь людей легче и лучше.
- Какие положения законопроекта могут вызвать дискуссии?
- Регламентация прав и свобод работников отрасли, меры поддержки учёных, в том числе молодых специалистов. Конечно, в законе нельзя предусмотреть размер средств, которые будут выделяться в бюджете на поддержку науки, но какие-то стержневые моменты, в том числе о финансовой поддержке инновационных разработок, зафиксировать в документе можно и нужно. Этот закон должен работать на то, чтобы, как и обещал наш президент, Россия развивалась как мощная современная инновационная держава.
- В Государственной Думе вы, помимо прочего, занимались законом «О статусе наукограда». Не так давно, после двух лет обсуждения, документ наконец был принят. Какие перспективы открылись перед научным сообществом?
- Теперь уже можно сказать, что два с половиной года - а именно столько прошло между первым и вторым чтением - были потрачены не впустую. Нам удалось максимально учесть интересы наукоградов в этом законе. В настоящее время статус наукограда закрепляется уже не на 5, а на 15 лет, увеличены возможности межбюджетных трансферов, расширены полномочия местных властей для обеспечения жильём молодых специалистов. Недавно в Черноголовке прошло совещание, на котором присутствовали губернатор Московской области Андрей Воробьёв и президент РАН Владимир Фортов. В ходе встречи было решено, что, по опыту Дубны, вокруг или внутри каждого наукограда должна создаваться особая экономическая зона технико-внедренческого типа. Так мы придём к тому, что теоретические разработки учёных, появляющиеся в наукограде, будут воплощаться на практике совсем рядом, на территории особой экономической зоны. И как следствие - в максимально сжатые сроки. Это требование времени: жизнь сейчас такова, что путь от теории к практике нужно проходить как можно быстрее.
- При вашем непосредственном участие в Госдуме обсуждался и в итоге был принят закон «О государственной автоматизированной информационной системе ЭРА-ГЛОНАСС». Какими темпами реализуется её внедрение?
- Это очень важный закон, который, скажу это без всякого преувеличения, спасает людям жизнь. Речь ведь идёт о механизме реагирования структур МЧС и сферы здравоохранения в экстренных случаях, когда какой-то автомобиль попал в аварию. Этот закон направлен на то, чтобы так называемый «золотой час» - время между вызовом и приездом бригады - был как можно меньше и уж никак не больше часа. Для этого создаётся мощнейшая структура на базе ЭРЫ-ГЛОНАСС. Был период экспериментальный, и, кстати, в это время себя очень неплохо проявила Московская область. С этого года система внедряется в России повсеместно. Насколько мне известно, это происходит довольно успешно. В той или иной степени она уже действует по всей стране.
- Владимир Михайлович, в разговоре с вами не могу не затронуть ещё одну тему. Сейчас очень много говорят об импортозамещении. Но готовы ли мы не на словах, а на деле к производству высокотехнологичной продукции? Или для такого рывка всё же потребуются годы?
- У нас просто нет другого выхода. Сколько можно жить на нефтяной и газовой «игле»? Убеждён, что президент и Правительство поступают абсолютно правильно, выделяя средства на разработку и производство высокотехнологичной продукции. В бюджете 2016 года на поддержку национальной экономики добавлено порядка 300 миллиардов рублей. Да, мобильный телефон нельзя создать за один месяц, но нужно стремиться к тому, чтобы создать его в принципе. Мы - мощная инновационная держава, у нас огромный научный потенциал. И мы должны гордиться не только нашим хлебом, балетом, литературой. Мы должны гордиться и нашими инновационными разработками - в том числе в сфере нанотехнологий, в сфере освоения космоса…
Беседовала Ольга Шульга
ПАРЛАМЕНТСКАЯ ГАЗЕТА