ИЗОБРЕТАТЕЛЬ СОВРЕМЕННЫХ ПАРАШЮТОВ: АКТЕР, СПАСШИЙ МНОЖЕСТВО ЖИЗНЕЙ

Jan 30, 2014 18:22

Глеб родился в Петербурге 30 января 1872 года в семье интеллектуалов и заядлых театралов. С самого детства он интересовался музыкой и играл на скрипке. После службы в армии уволился в запас, работал провинциальным чиновником, а в свободное время организовывал драматические кружки и сам принимал участие в театральных постановках. В 1910 году Глеб вернулся в родной город и стал профессиональным актером, работая в труппе театра «Народный дом на Петербургской стороне». Именно в этот год его жизнь круто изменилась из-за одного трагического события, которое произвело на него неизгладимое впечатление…

Вообще-то театр был не единственным увлечением Глеба. Второй его страстью было моделирование. С самого детства он конструировал различные игрушки и несложные приспособления. Видимо сказалась влияние отца, который был профессором механики и высшей математики. Однако до 7 ноября 1910 года, когда в Российской империи произошла первая авиакатастрофа, в которой трагически погиб знаменитый летчик Лев Мациевич, Глеб и не думал менять профессию актера. Гибель пилота стала потрясением для многих, но именно Глеба она впечатлила настолько, что он стал создателем первого в мире авиационного ранцевого парашюта…

В 1911 году Глеб Котельников собирался получить патент на свое изобретение - металлический ранец, внутренние пружины которого выбрасывали полотно плотной ткани при выдергивании вытяжного кольца. По неизвестным причинам изобретение не было зарегистрировано, несмотря на то, что до Котельникова летчики при крушении спасались при помощи специальных зонтов, которые были слишком громоздкими, тяжелыми, неудобными и крепились не к человеку, а к самолету.

И даже после того, как конструкция Котельникова была запатентована во Франции, успешно прошла множественные испытания, Главное инженерное управление русской армии не приняло его в производство из-за предубеждений начальника российских воздушных сил великого князя Александра Михайловича, считавшего, что наличие парашюта будет провоцировать пилотов при малейшей неисправности немедленно покидать борт.

Свое первое изобретение Котельников назвал РК-1 (русский Котельникова №1). В 1913 году его парашют был продемонстрирован в действии за границей и получил широкое признание. Царское же правительство вспомнило о нем только в период Первой мировой войны. Да и то изготовленные для русской армии 75 парашютов конструкции Котельникова так и не были использованы в деле.

Живя в Советской России, Котельников значительно усовершенствовал свое изобретение - его парашют РК-3 складывался не в металлический, а в мягкий ранец, что сделало конструкцию более легкой и удобной. В 1924 году он изготовил грузовой парашют, способный выдержать до 300 кг груза, но и это его изобретение не получило применения при жизни. В 1926 году все свои патенты на изобретения он передал Советскому правительству.

Сегодня именем Котельникова названа деревня в Ленинградской области, где изобретатель проводил испытания своих парашютов. Там же в честь него установлен небольшой памятник. В Петербурге есть аллея, названная его именем. И на этом, пожалуй, все, что касается официального увековечивания памяти русского конструктора, благодаря которому огромное множество людей, смогло избежать неминуемой гибели. Впрочем, те, чья жизнь напрямую связана с его изобретением, не забывают Глеба Евгеньевича Котельникова - об этом свидетельствуют многочисленные ленточки для затяжки парашютов, привязанные к дереву рядом с его могилой на Новодевичьем кладбище. Их оставляют сегодняшние парашютисты в знак памяти и благодарности.

Владимир Кононов, Россия, история

Previous post Next post
Up