Интервью с депутатом Государственной Думы, первым заместителем председателя Комитета ГД по науке и наукоёмким технологиям, членом Центрального совета ОНФ Владимиром Кононовым.
- Не так давно в ГД закончилась очередная сессия. Какие моменты вы бы отметили как особенно важные?
- Одной из наиболее резонансных тем, как вы, должно быть, знаете, стал законопроект о реформе РАН. Накануне окончания сессии ситуация была предельно накалённой. Но, к счастью, нам с коллегами по фракции удалось перевести выступления основной массы протестующих против реформы на конструктивный диалог, совместную работу по совершенствованию этой законодательной инициативы. Спору нет, законопроект действительно не был совершенным при его внесении на рассмотрение, но это хороший повод для активной работы. И мы справились: за какие-то пару-тройку суток закон о реформе РАН благодаря общим усилиям - и депутатов различных фракций, и экспертов, и академиков - заметно преобразился и был принят в двух чтениях. В итоге с его обновлённой концепцией согласилась Академия наук, но что ещё важнее - в академии есть чёткое понимание необходимости и неизбежности реформ.
- Как вы думаете, с чем в первую очередь была связана столь резко отрицательная реакция РАН и определённой части общественности на инициативу реформы?
- В течение многих лет, десятилетий говорилось о необходимости преобразований в академии. О том, что учёные должны заниматься наукой, а не хозяйствовать, поскольку это только отвлекает от главной сферы деятельности. И в течение этих лет все согласно кивали головами, но ожидаемых изменений изнутри так и не последовало. А когда инициатива наконец пришла сверху и стало ясно, что от неё уже никуда не деться, начались разговоры о том, почему не посоветовались с академиками, почему реформа внедряется столь стремительно и т. д. Ответ прост: тянуть больше нельзя! Наука - стратегическая сфера для государства, на науку и развитие инноваций сегодня поставлено слишком многое - будущее страны! Конечно, учёный мир - очень чувствительная среда, тут главное - дров не наломать, но я очень хорошо знаю, как из-за такого осторожного подхода замусоливаются и «зависают» законопроекты, связанные с реорганизацией научной деятельности. Пример: закон «О статусе наукоградов», который мы уже более года пытаемся принять, не находя компромиссов по тем или иным вопросам…
- Наукограды - одно из стратегических преимуществ Подмосковья. Неужели и здесь придётся задействовать административный ресурс, для того чтобы протолкнуть соответствующий законопроект?
- Искренне хотелось бы верить, что примера с РАН будет уже достаточно для того, чтобы понять - промедление, затягивание вопроса, создание препятствий, рефлексия - не допустимы. Уверен, в течение осенней сессии мы наконец закончим редактировать законопроект «О статусе наукограда», и Московская область, где сосредоточено самое большое количество наукоградов по стране (8 из 13), получит качественный и эффективный закон, регулирующий в своём сегменте не только фундаментальную и прикладную науку, но и предпринимательскую деятельность, связанную с внедрением и монетизацией наукоёмких разработок.
- Хороший, продуманный закон - это, конечно, важно. Но ведь это не значит, что пока он не вступил в силу, инновационный процесс стоит на месте?
- Конечно нет. Закон, который мы готовим, призван усовершенствовать систему, сделать её максимально удобной, гибкой и эффективной. Но на базе наукоградов полным ходом идёт формирование инновационных кластеров. В Дубне такой кластер объединяет на сегодняшний день 72 организации, чьи сферы деятельности связаны с ядерной физикой и нанотехнологиями. В будущем на этой базе будут созданы более двух с половиной тысяч высокотехнологичных рабочих мест. Аналогичные кластеры формируются в Долгопрудном - там планируется создать около сотни новых инновационных предприятий, открыть технопарк. Действует биотехнологический кластер в Пущине. Есть и другие примеры.
- Можно ли сегодня со всей ответственностью заявить, что вектор дальнейшего развития Московской области - это наука, наукоёмкие технологии и инновации?
- Безусловно. Более того, это не какая-то сверхновая внезапная идея, это закономерное развитие того потенциала, который был заложен в наукоградах ещё в советскую эпоху. Понятно, что многое теперь приходится восстанавливать, многое создавать заново с учётом современной действительности, рыночной экономики и т. д. Но нет никаких сомнений в том, что это - мощное стратегическое и экономическое преимущество перед другими регионами. Богатство Подмосковья - в научно-техническом комплексе! В нашей стране не существует другого региона, обладающего таким разнообразием сфер: это и ядерная энергетика, и авиационно-космическая отрасль, и лазерные технологии, а также инновационные материалы и биотехнологии. Что это, если не конкурентное преимущество?! Все эти направления были положены в основу программы временно исполняющего обязанности Губернатора Подмосковья Андрея Воробьёва. Качественное развитие научного потенциала Московской области - путь к инвестициям, успешному инновационному предпринимательству, модернизации промышленности, новым рабочим местам, а значит, и к росту экономических показателей региона, от которых напрямую зависят инфраструктура, доступное жильё, современная медицина и т. д.
ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ В "КАЛИНИНГРАДСКОЙ ПРАВДЕ"