Наукограды один из важнейших инструментов инновационного развития страны. На протяжении десятилетий там шло формирование интеллектуальной элиты, наиболее результативно выражено сочетание образования, науки и высокотехнологичного производства. Этот потенциал необходимо использовать для развития инновационной экономики России.
Законопроект, внесенный Правительством Российской Федерации, направлен на создание условий для дальнейшего развития научно-технического и инновационного потенциала наукоградов, увеличения вклада их научно-производственных комплексов в реализацию задач модернизации и технологического развития экономики Российской Федерации.
Законопроектом изменяется система государственной поддержки наукоградов: предоставление межбюджетных трансфертов предлагается осуществлять по результатам конкурсного отбора представленных наукоградами проектов по их развитию, а не в зависимости от численности населения наукоградов.
Органы местного самоуправления наделяются правом осуществлять меры поддержки научно-технической и инновационной деятельности на территории наукограда.
Что касается критериев присвоения статуса наукограда, то их уточнение требует серьезной работы. Необходимо сделать так, чтобы критерии присвоения статуса не стали препятствием для развития наукоградов, а, наоборот - новым эффективным механизмом научно-технической и инновационной политики государства.
Комитет Государственной Думы по науке и наукоемким технологиям поддерживает концепцию законопроекта.
На законопроект поступили положительные отзывы от 56 субъектов Российской Федерации ( 24 от органов законодательной власти и 47 от органов исполнительной власти).
Комитет Совета Федерации по науке, образованию, культуре и информационной политике также поддерживает концепцию законопроекта с учетом представленных замечаний и считает, что принятие законопроекта должно позитивно сказаться на развитии системы наукоградов.
Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления (Комитет - соисполнитель) поддерживает концепцию законопроекта при условии учета представленных замечаний и предложений.
Замечания, представленные Правовым управлением Аппарата Государственной Думы, можно разделить на две части: первая касается используемой в законопроекте терминологии (предлагается уточнить понятия: «инновационная инфраструктура наукограда», «инновационные товары, работы, услуги», «технологические инновации», «высокотехнологичные отрасли» и т.д.), вторая - это замечания редакционно-технического характера. И те и другие замечания Правового управления будут учтены при доработке текста законопроекта ко второму чтению.
Комитет Государственной Думы по науке и наукоемким технологиям считает, что законопроект нуждается в доработке ко второму чтению с учетом поступивших замечаний и рекомендует Государственной Думе принять его при рассмотрении в первом чтении.