Зачем Америка "вторгается" в Китай?

Oct 30, 2015 16:10



Появление американского эсминца у островов Спратли, что находятся в Южно-Китайском море и уже много лет становятся предметом спора сразу нескольких азиатских государств*, может стать не просто вторжением в чужие морские воды, но и созданием нового, более масштабного по сравнению со всеми текущими конфликта. Вполне вероятно, что действия Вашингтона случайно или специально, повлияют на разрастание локальных конфликтов в нескольких точках мира до глобального противостояния за мировое влияние.



Акция с американским военным кораблем на территории Китая для каждой из сторон имела серьезное значение:

- для Китая это «вызов». Страна, которая привыкла к уважению в свой адрес, не потерпит «щелчка по носу» от страны-гегемона, в привычку которого плотно вошла мысль, что любая проделка и даже военная агрессия сходит с рук.

- для США это обычная акция «приручения». Дрессировка, если быть точнее. Дело в том, что Америка, несмотря на важность и напыщенный вид вкупе с пренебрежительным отношением ко всем участникам политического процесса, действительно побаивается активности Китая и его якобы нейтральной позиции, которая в любой момент может наклониться в сторону России. В совокупности с тем, что антиИГИЛовская коалиция терпит откровенное фиаско, признавая легитимность правительства Асада и попадая вместо террористов по больницам в Йемене, для Штатов просто необходимо имиджевая акция, которая вновь повысит ее рейтинг в глазах общественности.

Почему именно Китай?

1. Потому что Китай на островах, признаваемых спорными, занимается освоением своей части архипелага. В частности, для строительства аэродрома и военной базы. Зачем? Для того чтобы полноценно влиять на пространство Южно-Китайского моря, вытеснив оттуда всех проамериканских соседей. Которых Китай считает главной угрозой своей безопасности. Практически все морские пути контролируются Штатами, которые являются единоличными владельцами невероятного количества военных баз и мощнейшим флотом. Поэтому Китай будет пытаться переиграть США, поэтому США будет наблюдать за Китаем и делать все для того, чтобы сдерживать Поднебесную.

2. Потому что Китай, по заявлению президента США - угроза торгово-экономическому потенциалу США. «Мы не можем позволить странам вроде Китая писать правила глобальной экономики. Мы должны писать эти правила», - заявил Обама, комментируя предстоящее завершение переговоров по Транс-Тихоокенаскому партнерству, которое может полностью перевернуть привычные представления о ходе международной торговли.

3. Потому что США совершает ошибку, полагаясь на исторический опыт. Полвека назад благодаря тому, что США поймали волну опасений Пекина насчет СССР, Вашингтону удалось на короткое время стать партнером Китая, даже в вопросе военного сотрудничества. Все для того, чтобы удалось сдержать Москву. Однако между тем, что было тогда, и тем, что есть сейчас, есть маленькая такая разница - Штаты уже опоздали. Именно российские военные корабли все чаще проводят совместные военные учения с китайскими (а не вторгаются в воды КНР), именно с Россией Китай постоянно обсуждает возможности торгового партнерства. И теперь перевес явно не на американской стороне.

Самая большая ошибка США в том, что они открыто заявили о неслучайности появления корабля в водах Китая. И, более того, добавили, что такая акция может неоднократно повториться. На это Китай отреагировал решительно:



И если учесть, что такими же решительными могут быть китайские действия по подавлению «революции», то Штатам предстоит составить серьезный план по восстановлению дружеских отношений с этой азиатской страной, если они не хотят оказаться в стадии острого конфликта. Или именно в этом и заключается их конечная цель?..

*Спратли, он же Наньша - не просто архипелаг, богатый огромными залежами полезных ископаемых. Это группа островов, обладание которыми решительно влияет на расстановку сил в Южно-Китайском море. Именно поэтому Китай всеми силами «вцепился» в этот, на первый взгляд, незначительный кусочек суши. И даже начал его осторожное освоение.
Сегодня о своих правах на острова архипелага Спратли заявляют сразу 6 стран: Вьетнам, Китай, Тайвань, Малайзия, Филиппины и Бруней. Но даже обращение к истории принадлежности спорной территории не может дать достаточно четких ответов на вопрос: а чей же на самом деле остров?

Из истории вопроса

Первые серьезны споры по поводу принадлежности островов возникли в XX веке между французским Индокитаем и Цинским правительством. А власти остальных колониальных владений региона - Филиппин (США), Малайи (Великобритания) и Индонезии (Нидерланды) - вообще не придавали значения этому вопросу. В результате не очень решительных действий, Китай, после нескольких собственных экспедиций и периодических «налетов» Парижа, установил на островах свой флаг и по принципу «кто первый встал, того и тапки» на некоторое время забыл о проблемах этих спорных территорий.

Следующий по-настоящему важный этап связан с действиями Японии в период Второй мировой. В 1945 г. японцы эвакуировались с островов, а через год после завершения войны на Тихом океане - во второй половине 1946 г. - к о-вам Спратли и Парасельским островам китайское правительство направило две военно-морские экспедиции. Китайцы уничтожили все возведенные ранее японскими войсками символы принадлежности островов Японии, заменив их китайской символикой. Но если экспедиция на острова Спратли этим и ограничилась, то на островах группы Амфитрит Парасельских островов были учреждены военный гарнизон и пограничные посты; на острове Буазе было начато строительство основной китайской военной базы в этом районе.

Однако в 1947 Франция вновь объявила о своих правах на острова. Избежав военного столкновения, французы и китайцы фактически разделили между собой Парасельский архипелаг: первые взяли под свой контроль группу Круассан, а китайцы остались с островами Амфитрит. Но такое положение сохранялось недолго: в мае 1950 г. гоминдановский гарнизон был эвакуирован с о.Буазе, оставив группу Амфитрит вне чьей-либо юрисдикции. К этому времени французы, занятые внутренними проблемами в своей колонии, не были заинтересованы в том, чтобы продолжать тяжбу с китайцами. 14 октября 1950 г. правительство Франции официально передало правительству императора Баодая свои права на управление и оборону в отношении архипелагов Парасельского и Спратли. На Параселы для руководства церемонией передачи выезжал губернатор Аннама (Центральный Вьетнам).

Хотя разногласия относительно принадлежности островов Южно-Китайского моря стали проявляться еще в начале XX в., оформились они в международный спор лишь в 1951 г. Выступая 17 мая 1951 г. на пресс-конференции, президент Филиппин Э. Кирино заявил, что северные острова группы Спратли расположены вблизи побережья Филиппин, тесно связаны с ними географически и несомненно принадлежат им. Незамедлительно последовал ответ Пекина: уже 19 мая МИД КНР заявило протест против высказывания Э. Кирино, расценив его как безосновательное покушение на китайскую территорию.

Вьетнамцы выступили с обоснованием своих прав на эти территории 7 сентября, когда премьер-министр и министр иностранных дел баодайского правительства Чан Ван Хыу сделал на этой конференции заявление : «Мы подтверждаем наши права на острова Спратли и Парасельские, которые всегда принадлежали Вьетнаму».

Следующий крупный спор возник аж в 1974 году. 18 января года Пекин потребовал от Ханоя не вести никаких изыскательских работ в Тонкинском заливе на указанной китайской стороной площади, а также «не разрешать третьей стране вести разведку недр» в заливе. А уже на следующий день крупные силы ВМС и ВВС Китая нанесли удар по островам Парасельского архипелага, где были дислоцированы сайгонские войска, и установили контроль над ними.

Южновьетнамские власти решительно протестовали против акции, предпринятой КНР на Параселах. Но протесты в Совет Безопасности ООН и обращения к США за помощью оказались безрезультатны. Корабли 7-го флота США, находившиеся в непосредственной близости от зоны конфликта, получили приказ не подключаться к боевым действиям.

Итогом многолетних споров стала ситуация раздела влияния. Больше всего островов архипелага контролирует Вьетнам, потом Китай, крупнейший остров занял Тайвань, около десятка мелких заняли Филиппины, несколько островов удерживает Малайзия. Никто не собирается уступать.
Огромный объем грузов - и тот, кто контролирует Спратли, может в случае войны закрыть сообщение между тихоокеанской зоной и Ближним Востоком и Европой. Поэтому в последние годы Китай перешел в наступление - он начал строительство искусственного насыпного острова, на котором можно будет разместить военный аэродром. В отличие от других стран, претендующих на архипелаг, у Китая нет там своего аэродрома - а расстояние до его берегов больше, чем у претендентов.

Китай, власть, геополитика, США, война

Previous post Next post
Up