Геззель, как преобразователь большевиков в человеков

Jul 06, 2015 16:54



Прочитал свежие мысли старины Кунгурова под грифом: " Крах капитализма в России". Протер глаза. Перечитал. Не поверил. Поспрошал в комментариях. Понял, что народ вообще не представляет, о чем идет речь, а любой текст Кунгурова понимает, как "бей буржуев (жидов) - спасай Росси!"


Удивлению моему не было предела, потому что Алексей, который каждый свой пост заканчивает фразой о необходимости уничтожить капитализм в мировом масштабе, вдруг не просто комплиментарно пишет о патентованном "торгаше" Сильвио Геззеле, но и предлагает его чисто капиталистическую модель свободных денег (freigeld) для внедрения.

Для справки:

Сильвио Геззель (1862-1930) - преуспевающий немецкий купец, навсегда вошел в историю, как автор собственной модели денег - денег с отрицательным процентом, который лишал смысла классическое накопление денег и формирование чисто финансового капитала.

Геззель считал ссудный процент главной проблемой современного общества, основой возникновения кризисов, которые неизменно разрешаются разрушительными войнами.

Его теория не только блестяще изложена в виде книги "Естественный порядок", но и упешно опробована на практике, впервые -  в городке Вёргль в 1932 году:

"В результате эксперимента в городе был построен мост, бассейн, лыжный трамплин, ряд зданий, улучшено состояние дорог, увеличились капиталовложения в общественные службы, были уплачены не только текущие налоги, но и ликвидирована большая часть прежней задолженности. Именно в это время, когда многие страны Европы вынуждены были бороться с растущей безработицей, уровень безработицы в Вёргле снизился за год на 25 %..."



"У всех попыток реализовать на практике теорию свободных денег в 30-е годы была общая судьба: в кратчайшие сроки (максимум - один год, а обычно - уже через два-три месяца) они демонстрировали феноменальные результаты по преодолению самых мрачных проявлений экономической депрессии - устраняли безработицу, радикально повышали сбор налогов, возрождали муниципальную активность, вызывали расцвет местной торговли и - главное! - ликвидировали дефицит живых денег, загнанных дефляцией в кубышки банковских сейфов."   (http://masterok.livejournal.com/521596.html)

У денег Геззеля имеется всего один недостаток - через некоторое время после начала работы к ним желает присоединиться настолько много участников, что правительствам совместно с банкстерами приходится прилагать немереные усилия для того, чтобы не допустить вытеснение этими деньгами традиционной грабительской  ссудной эмиссии, позволяющей создавать деньги из воздуха и отпрвляя в топку описанную Марксом капиталистическую модель: "деньги-товар-деньги'"

Лучше всех оценил силу системы Геззеля Мейнард Кейнс:


"Идея Freigeld Гезелля не просто подрывает самые основы мировой  финансовой системы, но и является наиболее действенным из реально  существующих и, кроме того, многократно и успешно апробированным на  практике способом ликвидировать диктат кредитных денег. В подобном  контексте опасность для status quo мировой финансовой элиты, таящаяся в  концепции Freigeld, несопоставимо выше, чем от всех вариаций на тему  «Капитала» Маркса."

При этом Геззель не предлагал "ликвидировать торгашей", "экспроприировать экспроприаторов", "отбирать и делить", то есть не юзал ни один большевистский лозунг, из-за чего советская политэкономия молчала о нем, как рыба об лёд, потому что истема Геззеля - это никакой не социализм, а восстановление капитализма  в его первозданном варианте, где деньги - это только посредник, а настоящей ценностью, приносящей доход (и личный, и национальный), является капитал и труд, исключающий наличие нахлебников, таких как фининтерн  - в случае псвевдолиберализма, или партийная клептократия - в условиях социализма.

Несовместимость Геззеля и большевиков подтверждает такой немаловажный факт, как отсутствие каких-либо даже скромных попыток внедрения его опыта в стране рабочих и крестьян. Зато с частной собственностью этот опыт монтируется замечательно, что доказывает не только Вёргль, но и тысячи других, не менее успешных примеров:



"После Второй мировой развитие концепции свободных денег пошло в двух  направлениях: локальные системы взаимного кредитования (т. н. LETS -  Local Exchange Trading Systems), использующие вместо физических  сертификатов либо чеки, либо электронные формы взаимозачета, и системы  time banking, позволяющие участникам проекта обменивать свой труд на т.  н. «тайм-доллары». Последняя модель особенно проста для реализации: вы  тратите свое свободное время на выполнение какой-либо работы для других  участников проекта: выгуливаете собак, сидите с чужим ребенком, стрижете  в парикмахерской, предоставляете стоматологические услуги, печете хлеб,  подстригаете газоны. За каждый час работы вам выплачивают местные  деньги по оговоренной таксе, например, 10 «тайм-долларов». Затем на  полученные деньги вы можете приобрести либо другие услуги,  зарегистрированные в т. н. «тайм-банке», либо товары в магазинах,  участвующих в проекте.

Первые «тайм-доллары» были введены в 1986 году и приобрели огромную  популярность в основном в США и Японии. Самые удачные примеры реализации  этой схемы: Ithaca Hours (Итака, штат Нью-Йорк: в проекте принимали  участие более 500 местных бизнесов - от медицинских центров, ресторанов и  кинотеатров до фермеров и агентств недвижимости), японская «валюта  здравоохранения», ROCs (Robust Currency System). Последняя система  (ROCs) не только совмещает в себе time banking и взаимное кредитование,  но и последовательно реализует классическую функцию свободных денег  Гезелля - демерредж.

Самая мощная система свободных денег - швейцарский WIR (Wirtschaftsring-Genossenschaft, Кооператив экономического круга),  насчитывающий 62 тысячи участников и обеспечивающий ежегодный оборот в  эквиваленте 1 млрд 650 млн швейцарских франков (!). Несмотря на то, что  WIR не является полноценной системой свободных денег, поскольку в ней  отсутствует демерредж,  она находится в принципиальной оппозиции к кредитным деньгам, так как  полностью - interest-free. Кредиты, предоставляемые банком WIR участникам системы, также беспроцентны."

Сергей Голубицкий, Бизнес-журнал (2007)

Или, если угодно - отечественный опыт - Локальные деньги села Шаймуратово.


И вот теперь эту, насквозь капиталистическую модель, поднимает на щит Главный капиталоненавистник Алексей Кунгуров. Конвергенция, однако? Или просто при размышлении о следующем дне после "отобрать и поделить",  неумолимо наталкивают на необходимость каким-то образом учитывать то, что большевики учитывать категорически не согласны - наличие материальной заинтересованности, как основы для организации хозяйственной деятельности?

экономика, общество, деньги

Previous post Next post
Up