Критика материалистической диалектики (часть 3)

Jan 31, 2014 04:22

предыдущая часть здесь.

Закон перехода количественных изменений в качественные

Здесь можно сказать то же самое, что было сказано в последнем абзаце при обсуждении закона взаимного проникновения противоположностей. Противоречий в данном законе я не увидел.

Закон отрицания отрицания

В своей книге "Анти-Дюринг" Энгельс говорит, что "даже ( Read more... )

диалектический материализм, диалектика, критика диалектики, материализм

Leave a comment

rezerved January 31 2014, 04:46:19 UTC
Вы были правы в своих предположениях, Ваш текст представляет для меня интерес. Но натяжки, косяки и слабые места есть.
Уже в первой части их набрался, как минимум, пяток, поэтому вторую и третью часть я уже просматривал очень бегло - думаю, как человек, придающий значение логике, Вы поймёте, что такая практика оправдана в глазах человека, которому интересна истина, а не научные регалии.

Хотя Гегеля Вы уделали красиво, я получил удовольствие.

Собственно логическими операциями Вы владеете хорошо. Дьявол, как всегда, в определениях, в ширине рамок тех понятий, которыми Вы оперируете. В этом месте, как правило, подлог и происходит.

На тему мировоззренческой роли "Науки" (Вы не могли бы сказать, что это за наука такая, и назвать предмет, который она изучает?) у меня в блоге был довольно ожесточённый спор с одним весьма подкованным собеседником, который защищал позицию, сходную, с Вашей (отрицал роль философии как мировоззренческого основания науки), и проиграл (впал в логическое противоречие).
Вы самом начале приравняли "диалектический к материализм" к "диалектике" как бы с целью редукции термина (это уже подлог). А в конце предлагаете выбросить оный материализм на помойку. Ну, значит, правильно в МИФИ кафедру богословия открыли. Только за знаниями о мире обращаться нужно не туда, а сразу в церкву... припасть, так сказать, к первоисточнику.

...Если интересно - есть человек, который может более квалифицированную оценку Вашим рассуждениям дать (если захочет, конечно) - М.Грачёв, который командует сообществом
http://dia-logic.livejournal.com
Но могу и я Вас попинать, если хотите)) Собственно, я уже начал - надеюсь, Вы заметили))

Reply

vladimirgappov January 31 2014, 05:58:06 UTC
"На тему мировоззренческой роли "Науки" (Вы не могли бы сказать, что это за наука такая, и назвать предмет, который она изучает?) у меня в блоге был довольно ожесточённый спор с одним весьма подкованным собеседником, который защищал позицию, сходную, с Вашей (отрицал роль философии как мировоззренческого основания науки), и проиграл (впал в логическое противоречие)."

Во-первых, приведите полную цитату со словом "наука". Я не помню, чтобы где-то употреблял это понятие в таком оторванном виде. Во-вторых, я не отрицал ни роли философии, ни саму философию а, наоборот,доказывал, что нельзя отрицать философию. Если же я как-то неверно понял вас, то прошу, поясните этот момент, что вы имеет ввиду?

"Вы самом начале приравняли "диалектический к материализм" к "диалектике" как бы с целью редукции термина (это уже подлог)" - Я такого не делал. Если сделал, то скиньте полную цитату.

"А в конце предлагаете выбросить оный материализм на помойку." - Я этого не предлагал :)

Я сводил к диалектике не диалектический материализм, а материалистическую диалектику. Не путайте! Я утверждал, что диалектика только запутывает материализм, поэтому ее нужно выкинуть. В некоторых местах диалектический материализм и материалистическая диалектика получали у меня знак равенства, когда я продолжал неправильную мысль некоторых марксистов для того, чтобы продемонстрировать их игру слов.

Поэтому лучше прочитать не бегло, а более внимательно мою статью.

Я, конечно же, рад критике, но только аргументированной критике )

Reply

rezerved January 31 2014, 09:23:01 UTC
Да нет, пока мне достаточно))
Боюсь, Вы недостаточно хорошо понимаете, о чём пишете.

Что касается пруфов, то:
1. "..материалистическую диалектику (в дальнейшем буду называть ее просто диалектикой)".

2. "Я не согласен с диалектикой"

"Материалистическая диалектика" как философское направление, как форма мышления - это и есть "диалектический материализм", только на более ранней стадии (это не я придумал, это культурный факт). Так называли свою философию Маркс и Энгельс. Ленин развил её и переименовал в "диалектический материализм". Кое-какой вклад внес и Сталин (или внесли при Сталине) - в частности, у него в речах и работах появляется один из ключевых современных терминов "методология", который я считаю более точным для обозначения того, чем следует пользоваться марксисту/учёному в своей мыслительной деятельности. "Методологию" можно иначе назвать "прикладной логикой". Вся беда в том, что раньше этого специального термина не было (да и инструментарий/приёмы были недостаточно хорошо разработаны), и то, что он обозначает, называли - в числе прочего - "диалектикой". Что только не называли этим словом...

То есть, с диалектикой не надо бороться, её не нужно отрицать, просто значение этого термина нужно более чётко определить - и не забывать о том, что он означал раньше, по ходу развития философской мысли.

Если Вы боретесь с МД, как с ранней стадией ДМ, то Вы опоздали лет на сто - Ленин эту работу уже проделал, внеся уточнения в философию марксизма. Подгузов и Петрович - это люди, которые не поняли Ленина. С ними нужно бороться именно в этом качестве, а не как с представителями диалектического материализма, которыми они, по сути, не являются.

Reply

vladimirgappov January 31 2014, 09:36:48 UTC
К сожалению, это вы не понимаете то, что я написал.
То, что материалистическая диалектика = диалектический материализм - это еще требуется доказать. То, что Ленин так назвал - это ни о чем не говорит. Вы предлагаете слепо верить классикам или пытаться понять суть вопроса? Лично я с такой формулировкой не согласен и довольно доходчиво аргументирую в своей статье, почему я не согласен.

Что касается моей цитаты: "..материалистическую диалектику (в дальнейшем буду называть ее просто диалектикой)". В каком месте тут подлог? Вы хотите сказать, что некорректно называть материалистическую диалектику "диалектикой", тем более когда указан контекст применения данного слова?

"Методологию" можно иначе назвать "прикладной логикой" - этот тезис тоже нуждается в доказательстве. Вы хотите сказать, что существует какая-то "неприкладная" логика, которая не приложима к мышлению?

По поводу знака равенства между материалистической диалектикой и диалектическим материализмом...
Материалистическая диалектика указывает на отношение диалектики к Марксу, а не к Гегелю. Но не смотря на это отношение речь все же идет именно о ДИАЛЕКТИКЕ. В случае с диалектическим материализмом все наоборот.
Материализм может быть диалектическим (учитывающим взаимосвязи) и механическим. В этом случае речь идет именно о МАТЕРИАЛИЗМЕ и просто разъясняется его вид. В одном случае говорится О ДИАЛЕКТИКЕ в определенном варианте ее применения, в другом случае - О МАТЕРИАЛИЗМЕ.

То, что классики смешали понятия и стали их вольно применять, это не моя вина. Также моей виной не является то, что за 100 лет никто этот фарс никто не смог углядеть. И в том, что я родился и принялся за изучение данного предмета через такой большой промежуток времени, моей вины тоже нет.

Reply

rezerved January 31 2014, 10:18:04 UTC
ОК. Приятно было познакомиться))

Reply

vladimirgappov January 31 2014, 16:51:23 UTC
"То есть, с диалектикой не надо бороться, её не нужно отрицать, просто значение этого термина нужно более чётко определить" - вот я и смотрю, что из-за отсутствия четкого определения термина "диалектика" ее интерпретируют, как хотят. Хотят, называют диалектическим материализмом, а хотят - материалистической диалектикой. Определения нет, но зато уверенности полные штаны, что диалектика - последнее слово в мышлении.

Reply

rezerved February 1 2014, 02:54:11 UTC
Тут я с Вами согласен. Даже когда-то переделал старый анекдот на эту тему: http://rezerved.livejournal.com/301563.html

Но юмор ситуации в том, что в ситуации с МД/ДМ мы имеем дело именно с диалектикой, без кавычек))

С некоторых пор я стараюсь обходить этот термин и употребляю его только в том случае, когда речь заходит об изменяющемся, развивающемся объекте. Для меня диалектика - это форма осмысления движения материи (противоположность "метафизики"), и только.

Но в случае с философскими основаниями марксизма дело обстоит именно так. Эта философия развивалась, обогащалась, оставаясь сама собой, и в какой-то момент марксисты осознали необходимость переставить акценты в названии. И правильно сделали.

А "прорывовцы" ни в коем случае не являются представителями диалектического мышления. Это начётчики-талмудисты, продолжатели дела Славы Капээсэс, набившего из диамата чучело и использовавшего его в качестве тотема... извините за образность.
Разоблачать их можно, но всерьёз принимать не следует. Большинство марксистов над ними потешаются.

Reply

vladimirgappov February 1 2014, 06:08:17 UTC
"Но юмор ситуации в том, что в ситуации с МД/ДМ мы имеем дело именно с диалектикой, без кавычек)) "

Вся соль ситуации, что вы не поняли сути моей статьи. Говорите мне об этом как об откровении каком-то. В своей статье я пишу не только о том, что это тождество не корректно, но и пишу, ПОЧЕМУ некорректно. А вы мне все норовите подкинуть это тождество как аксиому, потому что, видите ли, классики так решили. Так вместе с Подгузовым я критикую и самих классиков, и Ленина.
Такое равенство АМ/ДМ нарушает как минимум логический закон тождества, который и регулирует применение понятий. А он на то и закон, что отменять его по своему желанию не получится. Диалектика же пытается отменять этот закон, заявляя, что он якобы узкоприменим. Я в своем труде показываю, что это не так.

и вы не ответили: с какой это стати называние мною материалистической диалектики диалектикой является подлогом?
В общем, прочтите статью не бегло, а вдумчиво. Я привел там кучу примеров, почему диалектика несостоятельна. И она не могла развиваться и обогащаться, как инструмент мышления. Только как инструмент софистики, не более.

Reply

rezerved February 1 2014, 07:21:50 UTC
А это уже, брат, методология. При таком отождествлении рассматриваемого объекта с самим собой на разных стадиях развития критерием служит некое свойство, или отношение, принимаемое за главное.
Про философию марксизма принято считать, что этот признак - метод. Хотя некоторые думают, что марксизм "текстоцентричен".
Ленин считал свои рассуждения продолжением и развитием марксизма, и его аргументы убедительнее Ваших.

Что касается названия, то - предположим, что Вы сменили фамилию - Вы перестанете быть собой?

Reply

vladimirgappov February 1 2014, 09:12:46 UTC
Что касается названия... Если стол назвать стулом, то надо стулу дать какое-то другое название. Кроме того, нужно перестать для нового "стула" использовать старое название "стол". Иначе возникнет путаница. Логика и появилась для того, чтобы вносить в рассуждения порядок, устранять путаницу. А вы своими переменами названий только путаете людей. Неужели нужно вам разжевывать такие банальные вещи?

"А это уже, брат, методология. При таком отождествлении рассматриваемого объекта с самим собой на разных стадиях развития критерием служит некое свойство, или отношение, принимаемое за главное." - для этого уже существует логический примем, который называется "абстракция". То, что вы сейчас плагиатите этот прием и переименовываете его в "методологию", не делает логику ограниченной. Вы нагло тырите приемы из логики, как это делают все марксисты, а потом говорите, что превзошли логику. Хороша диалектика! Нечего сказать.

Кроме того, я до сих пор не услышал от вас ответа на мой вопрос: "с какой это стати называние мною материалистической диалектики диалектикой является подлогом?"

Reply

rezerved February 1 2014, 09:55:01 UTC
1. "А вы своими переменами названий только путаете людей"

- Да это не я, дружище, это жизнь. Я сам расстроился, когда узнал об этой метаморфозе))

2. Не "плагиатите", а "пиарите" логический приём - так будет вернее)) Марксизм же не на пустом месте, как прыщ, вскочил, у него, как положено, есть культурные корни.
Собственно, марксизм и "раскрутил" аристотелевское абстрагирование, оно же находилось в забвении длительное время.
И кто у кого "плагиатит" теперь, это спорный вопрос.

3. ОК, отвечаю. "Материалистическая диалектика" как развивающийся объект всё-таки поуже, чем "диалектика" как развивающийся объект (которая ещё от Гераклита и Сократа ведёт историю). Этак можно - вслед за Поппером - взвалить на Маркса грехи Гегеля, а это нечестно.

Позвольте спросить: а Вы себя к какому философскому течению относите, если от марксизма дистанцируетесь?

Reply

vladimirgappov February 1 2014, 10:40:22 UTC
1. "Да это не я, дружище, это жизнь." - не занимайтесь словоблудием. Мы говорим о понятиях, которые призваны делать жизнь ПОНЯТНОЙ.

2. "Собственно, марксизм и "раскрутил" аристотелевское абстрагирование, оно же находилось в забвении длительное время." - "раскрутил" не отменяет того, что оно было до Маркса. То, что Маркс стал интенсивнее применять этот прием, не дает повода для того, чтобы переименовывать логику в диалектику или в "методологию".

3. "Материалистическая диалектика" как развивающийся объект всё-таки поуже, чем "диалектика". - да, поуже. Но только вот мое утверждение от этого не становится подлогом. Точно также, как не становится подлогом называние европейца человеком. Кроме того объем используемого понятия "диалектика" указывается названием моей статьи и вдобавок я делаю специальное разъяснение, что материалистическую диалектику я буду называть диалектикой. Все условия для такого применения термина соблюдены, а значит никакого подлога нет. Далее, насчет Гегеля. Стыдно не знать, что неверна была не "диалектика" Гегеля. Вернее проблема не в ней, ибо диалектика что Гегеля, что Маркса - это софистика. Проблема у Гегеля была в изначально неправильной установке, что первичен разум. А этот гносеологический вопрос ставится не диалектикой и решался этот вопрос успешно самим Фейербахом без всяких диалектик. Кроме того, вы в статье не найдете ни одного фрагмента, чтобы я подменял тезисы Маркса тезисами Гегеля.

4. Я отношу себя к материализму. Я полностью согласен со всеми положениями Маркса касаемо экономики, истории и социологии. Если выкинуть эту бесполезную диалектику, то результаты от этого не пострадают. Разница между материализмом Фейербаха и материализмом Маркса лишь в том, что материализм первого просто менее развит. Материализм - это теория. После Маркса она обросла новыми выводами и стала полнее.

Reply

rezerved February 1 2014, 12:25:31 UTC
Ну, хотя бы материалист, и то ладно))

1-2. Так именно для того, чтобы люди Вас понимали, и нужно уточнять, вводить специальные термины. Одного слова "логика" в обозначении позиции мало, в чём я убедился на собственном опыте - собеседники сразу мысленно добавляют "формальная", ассоциируют это понятие с проделками софистов и начинают старую песню, что она де не годится для осмысления мира.
Нравится нам это или нет, логик за последние 150 лет развелось до чёрта, назовитесь как-нибудь... "материалистическая логика", что ли.

Ещё вопрос, с Вашего разрешения: кого Вы считаете своими учителями в логике? Кто Вас подтолкнул на этот путь - в этом вашем Тольятти, например? Или хотя бы кто учебник в руки сунул... Если не секрет, конечно...

Reply

vladimirgappov February 1 2014, 12:52:20 UTC
1. "Нравится нам это или нет, логик за последние 150 лет развелось до чёрта, назовитесь как-нибудь... " - это все отдельные виды логики. Во-первых, если кто-то придумывает новый термин для логики, то это не означает, что он поступает правильно и вводит правильный термин и это никак не является поводом к изменению названия "логика". Во-вторых, наличие разных видов логики: математической логики, символической логики и т.д. не отменяет общего для них рода под общим названием "логика". Также как не отменяет понятия "стол" наличие понятий "коричневый стол", "красный стол"...

2. Так получилось, что я научился мыслить последовательно и логично стихийным образом. Но все-таки понимал, что этого не достаточно и заинтересовался изучением логики, потому что на одной стихийности не уедешь. Логику изучать я начал с учебника "Логика" 1954г., который вышел в серии с такими учебниками как "Психология" и "Политическая экономия" этого же года. Я считаю, данный учебник по логике является отличным пособием. На учебник я вышел при помощи поисковика. Наиболее сильное впечатление по логическим рассуждениям на меня изначально произвел Сталин. Наверно, с него и пошла моя заинтересованность логикой.

"Кто Вас подтолкнул на этот путь - в этом вашем Тольятти, например?" - к сожалению, пока до конца последовательно и логично мыслящих людей я ЛИЧНО не встречал, что считаю весьма прискорбным. Вроде общаешься с человеком за чашкой кофе, вроде здраво мыслит, а потом как скажет какую-нибудь херню про теорию заговора или про то, что пирамиды в Египте построила предыдущая цивилизация, то хоть стой, хоть падай. С другим общаешься... Ну вроде адекватный, вроде здравый человек, а потом как ляпнет, что типа "Визуализируй! И Вселенная подгонит", что звиздец просто. И все в том же духе!

Reply

rezerved February 1 2014, 14:14:48 UTC
Бывает.
Ваш текст я дочитал. Надеюсь, Вы поняли, что моя позиция довольно близка к Вашей, но она несколько мягче по отношению к классикам.

В качестве "алаверды" можете почитать и попинать мой текст:
http://rezerved.livejournal.com/307246.html

Reply

vladimirgappov February 1 2014, 15:35:44 UTC
Насчет Петровича и Подгузова все-таки вы неправы. Я не заметил у них отступления от марксизма. Рассуждения их достаточно логичны в общем. И все их слововыверты начинаются именно тогда, когда они приплетают свою диалектику. На примере Энгельса я показал в своей статье, что также было и в случае с ним. Стройные логические рассуждения превращаются в слововыверты и софистику, когда он пытается некоторые свои примеры увязать с диалектикой.

Я там оставил комментарий по вашему тексту у вас на странице )

Reply


Leave a comment

Up