Васнецовы. Связь поколений. Из XIX в XXI век. Новая Третьяковка - Аполлинарий Васнецов

Jun 13, 2024 09:00





Всего 18 фото. Московский Кремль. 1897 год.

Из сказочного мира Виктора Васнецова, его практичности, солидности и успеха перейдем к творчеству его младшего брата Аполлинария. Ему было чуждо стремления брата к коммерциализации творчества, работ на потребу публике,  запросов людей с деньгами и возможностями. С самого раннего своего творчества Аполлинария привлекала русская природа, народные чаяния. В одно время он даже стал сельским учителем...

Александр Бенуа говорил о нем: «Его виды старой Москвы, являющиеся в научном отношении очень верными иллюстрациями, драгоценны и в чисто художественном смысле». Бенуа подчеркивал вторичность Аполлинария по отношению к Виктору: «В них он, подобно своему брату, сумел разгадать коренную русскую, окончательно в наше время исчезающую красоту, вычурную старинную прелесть целой безвозвратно погибшей культуры».

Таким образом, Апполинарий Васнецов воспевает Старую Москву, её самобытность, живость и вечные смыслы давней русской истории. У него очень много пейзажных работ, но мы остановимся именно на Старой Москве.



Аполлинарий Васнецов становится членом Комиссии по охране древних памятников при Московском археологическом обществе. Затем - членом самого Общества. Входит в Комиссию по изучению старой Москвы. Он участвует в раскопках, сидит в библиотеках, лазает по старым чердакам в поисках древностей, возносится над городом в корзине «пузыря» - так в то время называли воздушный шар. Изучает старинные карты и планы - называет их своими кормильцами и поильцами. И даже отыскивает изображения старой Москвы на древних иконах. Васнецов фактически переместился из современной для него Москвы в XVII век. Вся его жизнь теперь происходила там, в глубокой древности. Его картины словно списаны с натуры, а рассказы не менее реалистичны.



02. Аполлинарий Васнецов. Книжные лавочки на Спасском мосту в XVII веке. 1916 год.



03. Аполлинарий Васнецов. Медведчики. (потехи с медведями). Старая Москва. 1911 год.

Здесь (на фото ниже) мы видим рядом с Константино-Еленинской башней место пыток и казней. Да, так башня и выглядела когда-то: Алевизов ров, стены вдоль него, стрельницы. Грозный вид не правда ли? Сейчас стрельниц нет, основание башни погребена под слоем земли, только верх ее проездной арки немного виден.



04. Аполлинарий Васнецов. Московский застенок. Конец XVI века. 1912 год.

Крестцами в Китай-городе назывались те места (перекрестки), где находились особые часовни, в которых приводили к крестному целованию народ в особенно важных случаях, а также объявлялись царские и патриаршие указы, стояли торговые лавки или «шалаши», толпился народ, ожидали седоков извозчики, просили подаяние нищие.  Сюда же привозили трупы безродных тюремных узников, умерших в тюрьме или под пытками, для сбора денег на их погребение. Перед Семиком (четвергом перед Троицыным днём, на 7-й неделе после Пасхина) на эти же крестцы вывозили из убогих домов содержавшихся там подкидышей, и там их брали на воспитание бездетные супруги. Таких крестцов в Китай-городе было три: Никольский, Ильинский и Варварский. Здесь (на фото ниже) мы видим художественную и историческую реконструкцию как раз Варварского крестца.



05. Аполлинарий Васнецов. На крестце в Китай-городе. 1902 год.

Знаменитый Всехсвятский мост - первый постоянный каменный мост через Москву-реку, возведённый в конце XVII века. Мост соединял Замоскворечье с Белым городом с помощью проездной двухшатровой Всехсвятской башни, которая, как и мост, получила название от церкви Всех Святых. Мост располагался недалеко от устья Неглинки и Водовзводной башни Московского Кремля.



06. Аполлинарий Васнецов. Всехсвятский каменный мост. Конец XVII века. 1901 год.

Далее, замечательные картины Старой Москвы Аполлинария Васнецова, комментарии излишни. Это как заглянуть в прошлое столицы...



07. Аполлинарий Васнецов. Площадь Ивана Великого в Кремле. XVII век. 1903 год.



08. Аполлинарий Васнецов. Выход боярыни (боярыня, княгиня). 1909 год.



09. Аполлинарий Васнецов. Гонцы. Ранним утром в Кремле. Начало XVII века. 1913 год.



10. Аполлинарий Васнецов. Скоморохи. 1904 год.



11. Аполлинарий Васнецов. Спасские Водяные ворота Китай-города в XVII веке. 1922 год.



12. Аполлинарий Васнецов. Строительство деревянных стен Кремля. XII век. 1903 год.

Алексеевская башня (также Семиверхая) - одна из двух угловых башен Белого города (вторая - Наугольная башня на Васильевском лужку), которая была его самой высокой башней. Алексеевской она была названа из-за соседства с Алексеевским монастырём. Размещалась примерно на территории современного Храма Христа Спасителя. В Смутное время была одной из основных целей как польских, так и русских войск.



13. Аполлинарий Васнецов. Семиверхая угловая башня Белого города в XVII веке. 1924 год.



14. Аполлинарий Васнецов. Старая Москва зимой. 1921 год.



15. Аполлинарий Васнецов. Московский Кремль при Иване Калите. 1921 год.



16. Аполлинарий Васнецов. Деревянная Москва в 14 веке.



17. Аполлинарий Васнецов. Старая Москва. Охотный ряд. Конец 1900-х - 1910-е годы



18. Аполлинарий Васнецов. Улица в Китай-городе. Начало XVII века. 1900

На выставке есть и значительный раздел Андрея Васнецова, внука Виктора Васнецова, но снимать там не стал, достаточно специфичные и мрачноватые у него работы, т.н. «сурового стиля». Может, я чего не понимаю)

Источники:

Два Васнецова. Братья художники, которые прожили одинаково счастливые, но совершенно разные жизни. Портал Милосердие.

© Vladimir d’Ar, 2024

Васнецовы. Связь поколений. Из XIX в XXI век - выставка в Новой Третьяковке. - Виктор Васнецов - часть 1

история, искусство, васнецов, старая москва, выставка

Previous post Next post
Up