Слава и величие парфюмеров царской России - выставка на ВДНХ

Jan 29, 2024 09:00





Всего 27 фото

На эту выставку «Русского музея парфюмерии» я попал вчера совершенно случайно. Друзья неожиданно пригласили её посетить. Это богатейшая, совершенно поражающая воображение частная коллекция. Так что провел я там время крайне плодотворно и с полным погружением в удивительный мир истории парфюмерии России и ароматов.

Было рассказано столько  захватывающих историй о судьбах корифеев российской парфюмерной промышленности, что пересказать их просто невозможно. Расписывать по номерам, что, где и как, я в этот раз не буду. Зато дам общие сведения о выставке, поделюсь некоторыми личными впечатлениями. Здесь надо побывать, получить личные впечатления, чтобы действительно оценить ценность этих сокровищ, так милых сердцу дам в любое историческое время. Фото в этот раз сняты на камеру смартфона, так что к качеству снимков особо не придирайтесь.



На выставке «Слава и величие парфюмеров царской России - поставщиков высочайшего двора» представлены редчайшие экспонаты из частных коллекций, которые удивят посетителей ассортиментом и изысканностью оформления продукции и рекламы главных российских производителей парфюмерии и косметики прошлого.



02.

Экспозиция, представлена в павильоне №54 Музея Гаража особого назначения ФСО России, призвана привлечь внимание посетителей к легендарным именам основателей российской парфюмерно-косметической отрасли, которые в XIX веке задали импульс ее развитию на многие десятилетия вперед.



03.

На выставке можно ознакомиться с историей парфюмерных производств Альфонса Ралле (Товарищество высшей парфюмерии А. Ралле и Ко, позже - фабрика «Свобода»), Адольфа Сиу (Товарищество фабрик А. Сиу и Ко, позже - фабрика «Большевик»), Генриха Брокара (Товарищество Брокар и Ко, позже - «Новая Заря»), Александра Митрофановича Остроумова (Товарищество парфюмерной фабрики провизора А. М. Остроумова), а также других российских предпринимателей.



04.

Помимо признания со стороны покупателей тех времен, все они были отмечены почетным званием Поставщика Двора Его Императорского Величества. Экспозиция рассказывает о том, что значил этот титул в то время, как трудно было его получить и удержать, как конкурировали с зарубежными поставщиками и славили имя России на мировых рынках и всемирных художественно-промышленных выставках отечественные парфюмеры.



05.

Среди экспонатов выставки: парфюмерные наборы, флаконы, духи и одеколоны, помады, пудры, мыла, рекламные издания и предметы дамского будуара от отечественных парфюмеров, художников, дизайнеров, стеклоделов, печатников - вся история развития парфюмерии и косметики в дореволюционной России в подлинных предметах того времени.



06.

Выставочное пространство просторно, нет сдавленности, присутствует удивительное сочетание как сдержанного «интимного» освещения, так и наличия ярких информационно-коммерческих материалов того времени. Они крайне насыщенно оживляют выставку.



07.

Представлено здесь несколько пробников ароматов духов и одеколонов того времени - достаточно поднять стеклянную крышечку и вкусить аромат прошлого и его красоты



08.



09.

Уникальную композицию предметов парфюмерного искусства дополняют шедевры мирового автомобилестроения. Можно увидеть автомобили с вековой историей: Ford Model T Touring («Форд Т») 1910 года выпуска, который после пробега в августе 1909 года по маршруту Петербург - Рига - Петербург окончательно завоевал сердца автолюбителей из России.



10.

Также один из первых в мире электромобилей в мире - британский электромобиль «Сити энд Сабурбан» («Коламбия»), который был подарен вдовствующей российской императрице Марии Федоровны её сестрой Александрой, супругой британского короля Эдуарда VII. Особо отметим в интерьерах выставки миниатюрный французский Bebe Peugeot («Малыш Пежо»). Самым именитым владельцем Bebe Peugeot в Российской империи стал цесаревич Алексей, сын императора Николая II, получивший его в подарок на именины 5 (18) октября 1914 года.

Кстати, этот декоративный фонтанчик - полная копия парфюмерного фонтана Брокара на Всероссийской Художественно-промышленной выставке в Москве 1882 года. Фонтан «излучал» аромат весенней сирени. Нам разрешили смочить свои пальцы в фонтане, чтобы ощутить его аромат в качестве пробника. Неожиданно!



11.



12.

Рисовая пудра Брокара «Лебяжий пух». Выполнено очень красиво и со вкусом



13.

Вот эта картина (язык не поворачивается назвать его витринной рекламой) меня просто поразила, долго её рассматривал. Вот не знаю, почему)



14.

Кстати, изображение создано на жести, это крайне капризный материал и его реставрация была крайне трудной и долгой

Это «пара картины», что на фото выше. Те самые лебеди.



15.

Крайне увлекательное занятие: находить по многочисленным номерам разъяснения, что перед нами. Очень рекомендую получить подобное исследовательское наслаждение.



16.



17.

Брокар и Ко был Придворным поставщиком Ее Императорского Величества Великой Княгини Марии Алексеевны



18.

Оказывается, по сути, «Джоконду» «раскрутил» для мира во многом Брокар. В 1911 году её выкрали из Лувра. На фоне этого ограбления века он провел виртуозную рекламную компанию и сказочно обогатился. В рекламном слогане звучало примерно так: с картиной-то вы уже попрощались навсегда, но зато есть возможность вновь её увидеть и ощутить дивное обаяние аромата новых духов «Джоконда».



19.

А вееры в то время использовались и для раскрутки нового парфюма. Сдобренные парфюмом веера бесплатно раздавали в театрах или публичных мероприятиях с указанием аромата и производителя.



20.

Это уникальная коллекция стеклянных притертых стеклянных крышечек для флаконов с духами и одеколонами



21.

Отдельный раздел выставки посвящен празднованию 300-летия дома Романовых в 1913 году. Этот юбилей широко отмечался в Российской империи в год наивысшей точки экономического и культурного развития страны начала XX века.



22.

Многие российские и зарубежные производители выпустили особую юбилейную продукцию к этому празднику, и парфюмеры не стали исключением. Этот раздел выставки - об истории восшествия на престол в 1613 году и истории празднования в 1913 году 300-летия царствования династии Романовых.



23.



24.



25.

Парфюмерия не моя тема, но раз выложил этот пост о выставке, значит она мне чрезвычайно понравилась, уж поверьте. На выставке комфортно, изысканно, есть гардероб, туалетные комнаты. Можно пригласить экскурсовода. Время здесь пролетит незаметно для тех, у кого ароматы - своя отдельная вселенная.

© Vladimir d’Ar, 2024

вднх, выставка

Previous post Next post
Up