Всего 12 фото
Доходный дом Анастасии Георгиевны Заварской - здание в Потаповском переулке Басманного района Москвы. Было построено в 1911-1912 годах на средства купца Павла Заварского и предназначалось для сдачи в аренду состоятельным горожанам. Проект возглавили архитекторы Семён Дорошенко и Иван Кондратенко. Вскоре после завершения строительства права собственности на здание были оформлены на супругу Заварского, Анастасию Георгиевну. С тех пор дом фигурирует в документах под её именем
Этот дом причисляют к одному из «московских замков». Так что
На начало XX века участки под современными домами № 10 и 12 в Потаповском переулке относились к территории городской усадьбы Головиных. В конце 1900-х годов южную её часть выкупил Павел Заварский - сын преуспевающего купца и владельца фабрик по производству картона и бумаги Ивана Семёновича Заварского. Купленная земля была одной из самых дорогих в столице - помимо расположения в центре, она находилась рядом с
церковью Успения Пресвятой Богородицы. Храм представлял собой выдающийся образец «нарышкинского барокко» и был признан одним из самых красивых в Москве как по мнению многих поколений москвичей, так и гостей города. По легенде, даже Наполеон во время захвата столицы приказал не наносить урона храму и не поджигать его при отступлении.
02.
На половине нового владения Заварских решено было построить современный доходный дом. Возглавить проект пригласили архитекторов Семёна Дорошенко и Ивана Кондратенко, которые на тот момент долгое время работали в соавторстве. Кондратенко уже был опытным мастером, и хотя утратил зрение в возрасте 32 лет, архитектуру он не оставил и работал благодаря помощи учеников и коллег.
03. Доходный дом Заварской. 1913 год.
Для дома Заварского он создал из глины макет здания, проектной работой занимался Дорошенко.
04.
Фасад был решен в неоготическом стиле и выполнен в виде рыцарского замка: входная группа оформлена как арка подъёмных ворот, по обе стороны от нее расположены выступающие башенки с эркерами и характерными для оборонительных сооружений машикулями, по фронтону под крышей тянулся ряд окон-«бойниц».
05.
После начала Первой мировой войны готический стиль перестал использоваться в архитектуре московских зданий, поэтому дом Заварской стал одним из последних его образцов.
06.
Входная группа
07.
Интерьеры были декорированы совершенно в другом стиле: вдохновением для них послужили узоры из палат Романовых на Варварке, поскольку дом строился в период подготовки к празднованию 300-летнего юбилея монаршего дома. В росписи стен применены традиционные русские цветочные и анималистические мотивы. К настоящему времени сохранилась отделка, кованые лестничные ограды. Лифт сейчас современный, до революции лифт тоже стал использоваться в оснащении доходных домов. В доме Заварской тоже, все же 7 этажей.
08. Интерьер парадной. Фото Руслана Хакимова
После окончания строительства Павел Заварский передал права собственности супруге Анастасии Георгиевне, которая уже в 1914 году продала дом Александру Павловичу Троицкому, дьякону близлежащей Успенской церкви.
09.
Согласно другим источникам, новым владельцем стал инженер-механик Николай Васильевич Авдеев. После революции здание национализировали и отдали под коммунальное жильё, а с 1930-х годов квартиры в нём стали получать сотрудники НКВД.
10. Балкон
После распада СССР первый этаж стали сдавать в аренду под офисные помещения, другие этажи остались жилыми. 22 апреля 2014 года дом получил статус объекта культурного наследия регионального значения.
101. Вид доходного дома со двора
Что любопытно, в доме есть чёрная лестница, выходы входы на неё есть из предбанника каждой квартиры в подъезде!
Во дворе дома находятся примечательные, чудом уцелевшие
боярские палаты Свечкова. Фото выше сделано как раз со стороны этих палат.
12.
Источники:
Жданов О.О. Путеводитель по улицам Москвы. Том 5. Кривоколенный и Потаповский переулки. - Проспект, 2018.
Москва второй половины XIX - начала XX века. Градостроительство России середины XIX - начала XX века. Под ред. Е.И. Кириченко. - М.: Прогресс-Традиция, 2010. - Т. 3.
Романюк С. Переулки старой Москвы. История. Памятники архитектуры. Маршруты. - М.: Центрполиграф, 2013.
Сергиевская И. Клады Москвы. Легендарные сокровища, тайники и подземелья. - Алгоритм, 2015.
© Vladimir d’Ar, 2023